Найти в Дзене
Pro космос

«Мой любимый Марс»: главный научный сотрудник ИКИ РАН Олег Вайсберг рассказал о прошлых и перспективных проектах

Читатели просили рассказать о российских научных приборах на борту зарубежных миссий. Представилась удобная возможность — Олег Вайсберг, который работает в Институте космических исследований с 1967 года, поделился постом с размышлениями и достижениями в своём Фейсбуке. Он рассказал, что на фото он сфотографировался со своей группой молодых учёных, которые трудятся под его началом.

«Я и мои ребята занимаемся изучением межпланетной и околопланетной плазмы, придумываем и готовим приборы для проведения космических исследований», — сообщил Олег Леонидович.

В посте были упомянуты и предыдущие достижения — научные приборы, которые устанавливали на АМС «Марс-2», «Марс-3» и «Марс-5».

«Вместе со своими коллегами на тот момент мы первые обнаружили плазменную оболочку Марса и установили, что Марс потерял почти всю свою атмосферу, которую “сдул” солнечный ветер за миллиарды лет», — продолжил Вайсберг.

Далее учёный рассказал про 70—80-е годы — про исследования солнечного ветра, магнитосферы Земли, Марса и Венеры, плазменной оболочки кометы Галлея. Вайсберг упомянул, что разработкой для создания приборов тех лет занимался с инженерами Института СНИИП — Исааком Борисовичем Хазановым и Львом Соломоновичем Горном.

Олег Леонидович напомнил, что «прибор ПИКАМ, созданный по моей схеме и немного измененный моим другом, замечательным французским физиком Жан-Жаком Бертелье (Jean-Jacques Berthelier), и изготовленный группой учёных и инженеров Европейского космического агентства, летит на космическом аппарате BepiColombo к Меркурию и прибудет к нему в 2025 году».

«В 2020 г. мы с моими коллегами придумали новый прибор для автоматической станции «Чжэнхэ». В 2024 году Китайское национальное космическое агентство планирует отправить автоматическую станцию на астероид Камоалева. Зонд проведет облёт астероида, совершит посадку на его поверхность, соберёт образцы и передаст их на Землю в возвращаемом модуле. После этого сам зонд отправится к комете 133P/Эльст — Писарро. Длительность миссии – 10 лет. Соблазн поучаствовать в таком интересном проекте очень велик для меня с учётом того, что задача исследования астероида и кометы во многом сродни исследованиям моего любимого Марса.
В этом году мы с нетерпением ждем запуска нашего прибора, который полетит на лунном аппарате «Луна-25», прибор я и мои коллеги в сотрудничестве с руководителем разработали в ИКИ РАН», — подвёл итоги учёный.