184 подписчика

Как работать с КЭП от ФНС России

126 прочитали

Налоговая инспекция выдаёт сертификаты КЭП директорам юридических лиц, индивидуальным предпринимателям и нотариусам. Данная КЭП бесплатная, но необходимо приобрести сертифицированный защищенный носитель формата USB Тип-А. КЭП, выдаваемая ФНС России, имеет неэкспортируемый вид закрытых ключей электронной подписи.

О том, как бизнесу работать с КЭП, которую нельзя копировать и выдать своим работникам, читайте в нашей статье.

Налоговая инспекция выдаёт сертификаты КЭП директорам юридических лиц, индивидуальным предпринимателям и нотариусам.

Раньше руководитель организации экспортировал ключ ЭП и выдавал сотрудникам (бухгалтерам, юристам, тендерным специалистам и др.), которые могли подписывать отчеты от лица организации или участвовать в закупочных процедурах. Теперь данная опция невозможна, поскольку ФНС России выдаёт КЭП с неэкспортируемыми ключами.

Согласно разъяснениям УЦ ФНС России поддерживает ключевые носители формата USB Тип-A, в частности: Рутокен ЭЦП 2.0, Рутокен S, Рутокен Lite, JaCarta-2 SE (JaCarta-2 PKI/ГОСТ/SE), JaCarta LT, JaCarta-2 ГОСТ, JaCarta-2 PKI/ГОСТ, JaCarta PKI, ESMART Token, ESMART Token ГОСТ, а также иные, соответствующие установленным требованиям.

Особенности использования неэкспортируемых ключей ЭП:

  • существование КЭП исключительно на одном токене без дубликатов;
  • доступ к КЭП только у её владельца;
  • один директор — одна КЭП для подписания документов от лица организации;
  • обеспечение конфиденциальности ключа электронной подписи.

Что делать бизнесу?

  1. Получить сертификат на руководителя, действующего без доверенности, в налоговой инспекции, в личном кабинете на сайте ФНС, у Доверенного лица УЦ ФНС России.
  2. Организовать выпуск сотрудникам сертификатов. До 01 марта 2022 года в удостоверяющих центрах, прошедших аккредитацию после 01 июля 2020 года, можно получить сертификаты КЭП на сотрудников с указанием наименования юридического лица. Пользоваться такими сертификатами можно до конца 2022 года, электронная доверенность (машиночитаемая доверенность, далее — МЧД) не требуется. Либо организовать выпуск сертификатов в АУЦ на физическое лицо (работников), и с 01 марта 2022 года выписать таким сотрудникам МЧД.
  3. Утвердить и ознакомить сотрудников с правилами работы с электронной подписью. Разъяснить основные права и обязанности участника электронного взаимодействия, регламент работы с КЭП, в том числе в случае ее компрометации, аннулирования либо замены.
  4. Организовать контроль по своевременному получению и аннулированию работниками КЭП и машиночитаемых доверенностей.

Таким образом, директор организации и ИП обязаны подписывать все электронные документы сертификатом КЭП, полученным в налоговой инспекции, записанным на сертифицированный токен. Сотрудники организации, которые не являются представителями юридического лица в силу закона, вправе подписывать электронные документы КЭП юридического лица, полученную в УЦ, аккредитованном по новым правилам, до конца 2022 года, либо прилагая машиночитаемую доверенность, подписанную директором или ИП, с марта 2022 года.

#КЭП #ЭДО #ФНСРоссии #МЧД #электроннаядоверенность #машиночитаемыедоверенности #электроннаяподпись #неэкспортируемыйключ #АУЦ #налоговаяинспекция