Шансон радиохулиганов (часть 2).

367 прочитали
Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Первая часть находится здесь

Друзья, данный материал не претендует на серьезное исследование, анализ. Скорее, скажем так, субъективные воспоминания на заданную тему. Касающиеся отдельно взятого периода времени и отдельно взятого места. Одним словом - пишу про СВОЁ.

В первую очередь нужно отметить, что в описываемое время не было такого обилия музыкального материала какое мы имеем сегодня - это несоизмеримые вещи. Был отечественный винил в неограниченном количестве и магнитофонные записи, которые переписывали друг у друга. Это всё и шло в эфир. Плей-лист (выражаясь современным сленгом) был составлен из того, что имелось в наличии. У кого не было магнитофона, крутили пластинки. Кто имел этот, что ни говори, предмет роскоши - гоняли записи исходя из собственного вкуса.

Но, будем говорить в первую очередь, о так называем "шансоне", как следует из заголовка. По тогдашнему - о "блатных записях", "блатняке", "блатате". Скажу более точно и с указанием локации. Что, чаще всего звучало в эфире у нас, а конкретно - в южной части Воронежской области. Еще конкретнее - Павловский район, 1975-79 гг.

Верхушку хит-парадов (как сейчас бы сказали) занимал ВИА "Курские соловьи", которых чаще называли "Слепые". Об этом ансамбле, их руководителе А. Михеле, сейчас очень много материалов в сети, поэтому, не будем на этом фиксироваться. Их записи, "концерт", как тогда выражались (определения "альбом" еще не было в ходу), можно было услышать в полной, ну или почти полной версии. Кто в теме, те знают, что у них, наряду с лирикой, был блок (назовем так) песен с обилием мата. Их, как правило, не крутили, опасались. Да, такие были времена и нравы. Сейчас бы, именно эти песни, выдали для прослушивания в первую очередь. Да, собственно, они есть на популярном видеохостинге, в аудио версии, а уж на музыкальных сайтах и подавно.

Небольшое отступление, вопрос для тех кто верит (а некоторые утверждают), что за блатные песни, в СССР сажали в тюрьму. Почему тогда не пересажали участников ансамбля, чьи песни (в том числе и с ненормативной лексикой) имели хождение по всему СССР? Искать их не надо было, кто они и откуда - было известно. Аркадий Северный, о котором речь будет ниже, тоже пел песни и частушки с матом, да еще с упоминанием (о, боже!) Генерального Секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева. Тоже был на виду, никуда не прятался. Могу назвать еще ряд имен. Не так всё страшно было в СССР?

Ну, продолжим. Что еще звучало на хулиганской волне, в относительно цельных вариантах?

Аркадий Северный, а именно, так называемый "Первый Одесский концерт". Лично я, впервые его и услышал из эфира, даже песню помню -"Шел трамвай 10-й номер".

Братья Жемчужные, 1 -концерт, 1974 год.

"Одесситы" - именно тот коллектив, который в последствии кто-то обозвал "Воркутинцами" . Но на этом не успокоились, и следующие исследователи ввели в обиход новое название -"Ансамбль ресторана Армения". Что, это на самом деле за музыканты и откуда - доподлинно пока не известно.

ВИА "Магаданцы", которых тогда часто тоже называли "одесситами" - такой расхожий был ярлык, лепился куда ни попадя. Ну, об этом ансамбле и его легендарном вокалисте А. И. Мезенцеве сейчас известно всё.

Эти записи я слышал и сам имел в относительно полной комплектации. Иногда к ним подмешивался, вклинивался в трек-лист (по-нынешнему) какой-то иной певец. И, бывало, надолго приживался там, внося сумятицу в умы наиболее продвинутых, склонных к систематизации меломанов.

Совершенно отдельная история -"пацаны". Именно так назвали у нас записи ребят, поющих под гитару, которых, массово записывали на магнитофоны при первой возможности. Надо знать, что время тогда было очень "гитарное". Этот музыкальный инструмент был непременным атрибутом многих застолий, туристических походов, любых тусовок. Гитара звучала во дворах, подъездах, электричках - везде! Лично я сам записывал около десяти человек - друзей, знакомых. Катушки так и были подписаны:"Саня Быков", "Толик Елисеев", "Юра-Самоцвет" и т.д. Кстати, прозвище"Самоцвет" было дано по названию известного ВИА. Наверное, потому, что пел хорошо, как они :). "Пацаны" зачастую еще пели не только с пленок в записи, но и в режиме прямой трансляции. То есть приходил ко мне товарищ с гитарой, усаживался перед микрофоном и выдавал концерт сразу в эфир. Прогрев перед этим голосовые связки отнюдь не чаем ;)"Пацаны"

"Пацаны". 1978 год. Фото из личного архива.
"Пацаны". 1978 год. Фото из личного архива.

И конечно же, невозможно представить воронежский эфир без записей Саши Комара. Об этом музыканте - самородке можно почитать на моем старом канале

Само собой - Владимир Высоцкий, чьё имя в то время было овеяно массой слухов и домыслов. О некоторых интересных домыслах читайте здесь

Ну и приличную часть репертуара, воспроизводимого в эфире радиохулиганами, составляли всевозможные сборники, где могли быть намешаны в кучу Константин Беляев, те же "пацаны", какие-то неизвестные исполнители и ансамбли. Кстати, об ансамблях. Много было записей самодеятельных ВИА, в том числе и высокого исполнительского уровня. Полностью - редко, как правило, выбирались наиболее интересные,"хитовые" вещи. Как пример можно привести три песни неизвестного ВИА, звучавшие буквально по всей стране: «Иволга", "Почему же ты замужем" и "Глухари"(на стихи С.Есенина) - эти песни были записаны у многих на магнитофонах, их крутили по эфиру, они продавались на"сапопальных" пластинках на рентгеновской пленке с подложкой в виде открытки. Уже в наше время, исследователи жанра выяснили, что это был ВИА Орион из Енакиево (Украина). Нашли и полную версию "концерта", сейчас она в доступе на профильных музыкальных сайтах. Там порядка тридцати песен, но выбор масс пал именно на эти три.

Послушать записи многих неофициальных ВИА, в относительно хорошем качестве, можно на моем канале по ссылке здесь

Друзья, что еще звучало тогда в эфире, кроме вышеуказанного жанра? Всё подряд! Как я писал выше, что у кого было - то и звучало. Записи зарубежных рок и поп ансамблей, отечественные ВИА и исполнители. С телевизора и радио записывались целые концертные программы с участием популярных эстрадных певцов и юмористические передачи. Всё это шло в эфир, предваряемое объявлением, типа: " А сейчас для вас музыкальная программа! И персонально - для Галочки и её подруги Наташи!". Но дальше всех пошел мой товарищ Серега, один из основоположников местного радиохулиганства. Он записывал с телевизора целиком популярные комедии и потом крутил их по эфиру. Акцентируя внимание на отдельных моментах и выражениях. Например, мог раз 5-10 подряд, прокручивать фразу "Косого" из " Джентльменов удачи" -"Лошадью ходи, век воли не видать!". Или не менее известное обращение Остапа Бендера к Паше Эмильевичу: "Эх, набил бы я тебе рыло. Да только Заратустра не позволяет". Это ли не показатель народной любви к комедиям Гайдая? :).

Повторюсь, здесь я написал о СВОЁМ. Как было у нас, в отдельно взятом месте, в отдельно взятое время. Чуть подальше, в соседнем районе, репертуар, звучавший в эфире, мог быть иным. Например, я учился 2.5 года в техникуме, недалеко, километров за 50 от дома. Большой поселок, радиохулиганов было предостаточно. Но то, что они гоняли по эфиру, удручало своим однообразием. Был 1980-й, годом раньше вышел диск Веселых ребят "Музыкальный глобус" - целая пластинка с каверами популярных западных хитов. Вот этот диск и звучал круглые сутки в местном эфире, буквально на всех вольных р/станциях. Конкуренцию ему составляли песни из мюзикла "Ах, водевиль, водевиль..". И так - изо дня в день, из месяца в месяц... До сих пор, как услышу это подвывающее "Еееежеееднееевно меняется мооодааа..." - хочется закрыть уши и бежать куда глаза глядят.

Пока всё. Подписывайтесь на канал, впереди много интересного, разнообразного контента. Пишите здравые комментарии. Подобные материалы, надеюсь, читают адекватные люди. 73!

С уважением, Юрий.

#радиохулиганы

песни из старой тетради