«Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте. Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими. Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе; никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми.» (Рим. 12: 14-18).
Цель христианской жизни — это обрести спасение, найти Бога, а Бог есть любовь. «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём.» (1-е Ин. 4: 16). Чтобы познать Бога, мы должны научиться любви, но любви духовной, той, которая не перестаёт, которая постоянна и которая ко всем. «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.» (1-е Кор. 13: 8). Но чтобы нам утвердиться в любви духовной, истинной любви, здесь на земле мы проходим какие-то испытания, переживаем скорбные обстоятельства, чтобы научиться состраданию к людям, чтобы понимать тех, кто страдает, чтобы научиться терпению, смирению, милосердию и любви – этим добродетелям, делающим нас подобными Христу. Если у человека совсем нет в жизни скорбей, то он может не понимать людей страдающих. Как говорят в народе: «Сытый голодного не разумеет». Пословица. А без любви, если мы не научимся любить, то как мы войдём в Царство Небесное, где царствует любовь? Поэтому здесь на земле мы проходим испытания, чтобы учиться любви, сдаём своего рода экзамены, как мы поступим в той или иной ситуации, как проявим себя. В этих ситуациях обнаруживаются наши страсти, которые требуют исцеления, покаяния. Поэтому Господь посылает нам разных людей по жизни и доброжелателей и недоброжелателей. И каждый человек, приходящий в нашу жизнь, не просто так нам встречается, но, чтобы чему-то научиться от него или через него.
Любовь духовная не престаёт и не меняется в зависимости от обстоятельств, потому что Господь в отличие от человека не изменяется. «Ибо Я — Господь, Я не изменяюсь; посему вы, сыны Иакова, не уничтожились.» (Мал. 3: 6). И Господь на кресте молился за распинающих и злословящих Его. А мы, чтобы нам войти в Царство Небесное и наследовать жизнь вечную, должны уподобиться Христу, чтобы быть детьми Божиими. «Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете.» (Ин. 8: 35-36). Речь идёт о свободе от страстей и грехов. Поэтому нам следует учиться любви к врагам здесь на земле, учиться делать добро ненавидящим нас и гонящим нас. «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.» (Мф. 5: 44-45). Так вот, через недоброжелателей Господь хочет научить нас любви, хочет привести нас к покаянию. Поэтому, на первый взгляд, недоброжелатели - это наши благодетели, через которых мы учимся любви.
Люди, причиняющие нам страдания, учат нас понимать других людей, страдающих. Тогда можно понять каждого человека, что у него свои обстоятельства, свои проблемы, желания, надежды, стремления. И вот ведь, каждый человек хочет счастья себе и хочет спасения, и хочет счастья в этой жизни и спасения после перехода в иной мир. Вы не любите, когда вам причиняют страдания, хотите радоваться, хотите счастья, и другие хотят. Если хотите счастья, спасения себе, то следует желать этого и другим, вообще всем людям, в том числе и врагам, в этом заключается любовь. А представьте, что человек, который вас обидел, может быть сделал это, потому что у него так обстоятельства сложились, день был тяжёлый, может вы что-то сделали не так, или ещё по какой причине. Может он одумается через какое-то время и будет сожалеть. А вы пожелайте в минуты страданий, в минуты, когда вас обидели и обидчикам, и вообще всем людям всего самого доброго, много добра, и всего, чтобы они хотели, земных и небесных благ; помолитесь о них Богу, чтобы Господь помиловал их и благословил. Если вы молитесь за врагов, то может Господь вразумит их, и они будут лучше к вам относиться, и ваш конфликт разрешится. Да и поступая так, относясь милостиво к людям, желая им добра, прося милости и спасения врагам и вообще всем, мы приносим пользу своей душе, себе желаем спасения. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.» (Мф. 5: 7). Ведь в каждом человеке Господь, каждый человек – это образ Божий. «Я — Господь первый, и в последних — Я тот же.» (Исаия 41: 4). Попробуйте, и Господь тогда может подать вам утешение в душе и истинную любовь к обидчикам. Если же осуждать, злиться на обидчиков, что исходит от сатаны и духов злобы поднебесной, то, пуская в свою душу подобные помыслы, вы причиняете зло себе, своей душе. Господь отступает в такой момент, сатана приближается и мучает душу. «Господь испытает праведнаго и нечестиваго, любяй же неправду ненавидит свою душу.» (Псалом 10: 5). Как говорит преподобный Антоний Великий, душа в этот момент соединяется с демонами-мучителями. И уж тем более желать кому-либо ада - это не от Духа Божия, а от сатаны исходит. А если вы молитесь за врагов и желаете им добра, то эта молитва приносит и вашей душе благодать, которая утешает. Святые желали спасения всем людям и врагам, которые гнали их. Вот что говорит Апостол Павел об иудеях, которые гнали его, когда он проповедовал слово Божие: «Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом, что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный вовеки, аминь.» (Рим. 9: 1-5). Это любовь Божия, действие благодати, Господь действует через святых и всех, кто несёт свет, добро и любовь в мир, желает всем счастья, добра и спасения, а ненависть исходит от сатаны, желающего всем погибели. Вообще нужно в такие моменты, когда борют помыслы обиды, осуждения, просить помощи у Бога, обращаться к Богу в молитве, чтобы Господь избавил от этих помыслов и чувств, если они присутствуют в душе; «без Меня не можете делать ничего.» (Ин. 15: 5).
Так вот, желая всем людям добра, спасения, прощая врагов, обидчиков, можно утверждаться в любви Божией. А если при этом обнаруживаются страсти: гордость, обида и другие, то это приводит человека к покаянию и смирению.
«Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.» (Мф. 6: 14-15).
«Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.» (Мф. 5: 46-48).