Случилось в этой жизни так, что мой папа провел за рулем тридцать пять лет своей жизни. И, естественно, ему часто приходилось «встречаться» с представителями доблестной, правда, не всегда государственной автоинспекции.
Уж и путевые листы проверяли, и состояние машины, и все остальное, что только могли предположить, или придумать. И толку? Ну ладно, дело не в этом. Дело в в том, что на дорогах без них – никуда. Кто-то приведет в пример некую арабскую страну – мол, у них вообще никто на дорогах не стоит. Но это – у них. У нас – своя жизнь, не менее, а, может быть, и более интересная.
Так что поговорим – ка мы сегодня о службе ГАИ – уж назову я ее более привычным «именем», и вспомним мы, как же все начиналось… Первое регулируемое пассажирское движение в Ташкенте началось с запуска так называемой городской конной железной дороги – конного трамвая. Она соединила новый город, точнее - именно вокзал со старым городом, который располагался на правом берегу канала Бозсу, ошибочно называемый Анхором.
Затем появились вторая и третья линии конки, давшие возможность добраться от вокзала до Сергиевской площади (мост – путепровод рядом со станцией метро «Хамида Алимджана»), и Воскресенского базара - (был на площади перед театром имени А. Навои). В годы ушедшие наличие малочисленных трамваев, с 1913-го года – даже электрических, не вызывало отдельной «головной боли» у городских властей, потому как их движение было достаточно редким, и даже конный транспорт, «господствовавший» в городе – пассажирские пролетки, двуколки, ландо – друг другу не мешали.
Не принес никаких треволнений даже запуск нового вида транспорта – автобусов, привезенных из Германии в числе целого десятка восьмиместных. Они «бегали» от пригородного села Никольское (бывший центр Луначарского, район парка «Гульшан») до кишлака (ныне массив) Куйлюк, с достаточно приличным интервалом.
Сие замечательное событие произошло совсем недавно, всего лишь сто тринадцать лет назад, и стало знаковым в жизни нашего города. Шли годы. Страна пережила революционную эпоху. И в 1926–м году был организован трест «Узбекавтопромторг», в составе нашлось место целому парку из двадцать одной машины, в котором имелось семь автобусов, из них - один десятиместный «Бенц - Гаггенау». Через пару лет при городской милиции ввели в штат должность инспектора по регулированию уличного движения, занимавшегося упорядочением передвижения трамваев и автобусов, и составлением правил дорожного движения.
А уже в мае 1931-го года пока еще «при» городском управлении милиции был создан отдельный «отряд регулирования уличного движения» - ОРУД. В его в интересах 16-го декабря 1931-го года издается приказ - «Об организации в органах милиции инспекции по регулированию дорожного движения всех развитых городов, областных и региональных центров». Простыми словами, можно сказать, что сей документ положил начало той самой дорожной инспекции, которая вошла в историю, как легендарная «ГАИ» - государственная автомобильная инспекция.
Сегодня сие название звучит, как УБДД - управление безопасности дорожного движения, но короткое слово - «гаишник», еще долго не пропадет из нашего лексикона. И дело не столько в расположении к этому термину, или неприязни к нему. Дело в том, что в этой организации были, и, надеюсь, есть и сегодня люди, о которых, может быть, много позже, скажут – «он был эмблемой» нашего города!
Еще через три года на наших улицах появились первые отечественные автобусы Я-6, как мы сейчас сказали бы – «повышенной комфортности» - они имели восемнадцать двухместных кресел, и развивали скорость до семидесяти километров в час. В 30-е годы прошлого века автопарк города пополняется очень даже удобными по тому времени автобусами «ЗИС-6» и «ЗИС-18». В годы минувшей войны многие водители, зачастую вместе со своими машинами, были призваны в армию. Почему с автобусами, спросите Вы? Эти машины могли быть и санитарными, и штабными, и техническими «летучками».
Вскоре после тяжелейших военных лет, в 1949-м году, начинаются массовые пассажирские перевозки. Первенцем постоянных послевоенных маршрутов с тех пор считается современный автобусный маршрут №80. Хотя направление его движения с тех лет много раз менялось, тем не менее, именно он считается первым. Уже в то время в городе появляются новенькие, очень комфортабельные по тому времени автобусы ЗИС-154.
Шло время. Увеличивалось количество маршрутов, количество автобусов. Разрастался город. Появились новенькие «ПАЗы», «ЛАЗы», «ЛиАЗы», венгерские «Икарусы», расширялась и служба управления движением. Каждый инспектор на своем посту управлял этими марками автобусов, грузовиков, и легковых машин, и одним из них был «всего-то навсего» старшина милиции по званию - весьма почетное, уважаемое, говорящее о заслугах сотрудника, Садык Касымов. Этот человек стал поистине легендой нашего ГАИ. На его выступления, по - иному не скажешь, собирались как местные жители, так и останавливались проходившие мимо гости нашей столицы.
Это был виртуоз своего дела – он ТАК управлял движением транспорта на разных перекрестках, что остается только пожалеть – нынешние инспектора так «руководить» движением не могут. Старшина прославился еще и тем, что при исполнении обязанностей, вызывал к себе только уважение со стороны водителей – если выписывал штраф – то действительно дело, или ограничивался предупреждением, на первый раз. Однажды, находясь на своем посту, Садык - ака был сбит автомашиной «Волга» - водитель такси не справился с управлением на скользкой дороге.
Что тут началось - водители, как-то моментально узнали о происшествии, и, не сговариваясь, направились к больнице. Всех интересовало – как самочувствие уважаемого инспектора, может быть, нужна какая-то помощь? Этот интерес был неподдельным, искренним – инспектор с роскошными, «буденновскими» усами давно стал фактически эмблемой нашей столицы.
Здесь надо сказать, что Садык – ака принимал участие в самых разных событиях, в том числе и в задержании нескольких преступников, за что получил благодарность и награду – велосипед. Среди наград вроде бы простого старшины на его груди располагались такие высокие ордена, как Боевого Красного Знамени и Красной Звезды – за «просто так» эти боевые награды не вручались!
Три героя
Многие водители даже не догадываются – что за скромный памятник стоит на выезде из Ташкента на посту ГАИ «Уч Кахрамон»? Кому он посвящен, за какие заслуги? Отлистаем назад страницы истории города... 16 июня 1988 года, около 04.30 утра, пост ГАИ на выезде из города в сторону Чимкента. На посту два инспектора автомобильной инспекции, старшины милиции Муса Гашимов и Олимжон Аскаров. Один из них – следит за дорогой, второй – находится в машине, отслеживает обстановку по рации. С холма, что неподалеку, на мотоцикле подъезжают два пассажира. Один из которых не спеша спустился на землю, направился в сторону милиционеров, и…неожиданно выстрелил в старшину Аскарова.
Старшина Гашимов успел развернуться на выстрелы, выхватить табельный «ПМ», и открыть ответный огонь на поражение, ранив обоих нападавших. Но…сам получил тяжелое ранение, и упал на землю. Один из негодяев, несмотря на ранение, схватил пистолет старшины Гашимова, и попытался убежать в сторону города. (Через несколько часов его найдут без признаков жизни – старшина Гашимов стрелять умел). Где-то через полчаса на «02» приходит телефонный звонок с сообщением о стрельбе в районе поста ГАИ. Прибывший наряд обнаруживает брошенный мотоцикл и погибших старшин.
С поста ГАИ «Минводы» приходит доклад по радио – окровавленный вооруженный мужчина сел в машину марки «Жигули», и направился в сторону центра города. Тут же следует команда: «- Внимание! Всем постам! План – перехват! План – перехват!» Естественно, все стационарные, и, тем более, мобильные посты, и без того внимательные, усилили бдительность. Получил сигнал тревоги и старший лейтенант милиции Маткарим Матчонов.
Он успел выехать в сторону Юнусабадского района (в то время он назывался по-другому). Напротив кинотеатра «Казахстан» офицер увидел ту самую машину, о которой говорилось в сообщении. Он кинулся к «Жигулям», и жезлом приказал водителю остановиться, а, наверное, надо было сначала навести на него оружие. Преступник выстрелил в офицера ГАИ, тот успел выстрелить в ответ, но…секундой позже. ..
Негодяй сумел скрыться в одном из домов на квартале Ц-5, ныне массив Киет, где его и задержали спустя некоторое время. Как выяснилось на следствии, он со своим сообщником, тоже ранее судимым, уже совершил несколько преступлений, а теперь планировалось нападение на инкассаторов, поэтому им было необходимо оружие, которого не хватало. Задумка, к счастью, не удалась…
Погибших в бою сотрудников милиции проводили в последний путь со всеми подобающими почестями, а пост ГАИ «Чимкент» приказом министра внутренних дел был переименован в пост ГАИ «Уч Кахрамон» - «Три Героя», и носит это имя по сей день. Несколько позже, рядом с постом был возведен памятник, посвященный погибшим сотрудникам государственной автоинспекции.
Сегодня в Юнусабадском районе есть еще и улица, «тезка» поста, также напоминающая нам о подвиге сотрудников, ценой своей жизни не дав возможности преступникам сделать свое черное дело. Вот только молодежь об этом не знает…