Норденфельт
Еще в 1869 году шведский флот разработал две подводные лодки, но ни один из этих проектов не был успешен. Ситуация улучшилась десятилетие спустя, когда шведский изобретатель и бизнесмен Торстен Норденфельт распорядился курировать строительство подводных лодок, вдохновившись визитом в Ливерпуль, где он увидел подводную лодку с паровым двигателем, созданную английским инженером Джорджем Уильямом Гарретом. Норденфельт загорелся желанием построить лодку, способную нести торпеды, в этом ему весьма помог Гарретт, который поделился своими знаниями в данной области.
NORDENFELT N:O 1
Первоначально Норденфельт рассматривал возможность использования для своей первой подводной лодки керосинового двигателя-электрического механизма с аккумуляторами, но это новаторское решение было отброшено в пользу более проверенного варианта - парового двигателя, способного накапливать перегретый пар для работы в подводных условиях.
Благодаря такому паровому двигателю мощностью 100 л.с., питавшемуся от угольного котла, обеспечивалась скромная скорость в 9 узлов. При погружении он отключался, так как дымовая труба была разборной. Идея заключалась в том, что в котлах оставалось достаточно пара, чтобы обеспечить некоторую скорость под водой. Балласты заполнялись или продувались не электрическими, а паровыми насосами, над палубой располагались два винта вертикального действия, чтобы подлодка быстрее погружалась или всплывала.
Строительство подводной лодки, получившей меткое название NORDENFELT N:O I, велось на заводе Bolinders Stockholm. N:o I была длиной около 20 метров, водоизмещением около 60 тонн. Она могла пройти 130 миль без дозаправки и была вооружена одной торпедой.
Проект был завершен в 1885 году, а его возможности были продемонстрированы ряду иностранных офицеров. В конце концов, Греция, руководство которой в то время было обеспокоено расширением Османской империи, в 1886 году, приобрела подводную лодку на военно-морскую базу Саламис .
Технические характеристики Nordenfelt-I
Водоизмещение: 55-60 тонн
Длина: 19,5 м (64 фута)
Ширина: 2,75 м (9 футов)
Рабочая глубина: 15 м (49 футов)
Скорость: 9 кт в полупогруженном состоянии, 3 кт в погруженном состоянии (на паровом резерве)
Движитель: паровая машина мощностью 100 л.с.
Вооружение: 1 x 14" (355 мм) торпеда Whitehead, стреляющая вперед, 1 x 35 мм двухствольный пулемет Nordenfelt.
Экипаж: Tbc
NORDENFELT N:O II-III
Опираясь на положительные результаты официальных испытаний своей модели и пиар-усилия Захароффа, Норденфельт был убежден запустить еще две лодки, гораздо более крупные, для османского правительства.
За Nordenfelt No. I последовали No. II и No. III - подводные лодки длиной более 30 метров, шириной 6 метров и водоизмещением 160 тонн каждая. Обе были построены на верфи Барроу в городе Барроу-ин-Фернесс на севере Англии, городе, который со временем прославится производством военных подводных лодок.
Эти две подводные лодки, обычно пилотируемые семью людьми, были оснащены паровым двигателем Lamm мощностью 250 лошадиных сил, работающим на угле, и могли загружаться 8 тоннами угля каждая. Максимальная скорость на поверхности составляла 6 узлов, а под водой - 4.
Для проведения атаки и самообороны каждая подводная лодка была оснащена двумя 356-миллиметровыми торпедными аппаратами и 35-миллиметровыми пулеметами. Подводные лодки могут погружаться на глубину 160 футов, что составляет почти 50 метров.
Строительство №2 было завершено в 1886 году, а №3 - в следующем году. Оба были проданы Османской империи и получили имена "Абдул Хамид" и "Абдул Мецид" соответственно.
"Абдул Хамид" принадлежит мировой рекорд - это первая подводная лодка, когда-либо стрелявшая торпедой, находясь под водой.
Однако, как и греки, турки не смогли воплотить свои новомодные подводные лодки в жизнь. Их было слишком сложно обслуживать, и они не могли найти экипаж. Лодки так и не поступили на вооружение.
Технические характеристики Nordenfelt-II/III
Водоизмещение: 160 тонн
Длина: 30 м (100 футов)
Ширина: tbc
Рабочая глубина: Tbc (испытательная глубина 49 м (160 футов))
Скорость: 6 кт в полупогруженном состоянии, 4 кт в погруженном.
Двигательная установка: паровая машина Lamm мощностью 250 л.с. с угольным котлом. Резервная цистерна пара (давление 150 фунтов) для подводного хода.
Вооружение: 2 x 14" (355 мм) торпеды Whitehead, стреляющие в нос, 2 x 35 мм двуствольных пулемета Nordenfelt.
Экипаж: 5
NORDENFELT N:O IV
Кульминацией усилий Норденфельта стал в 1887 году "Норденфельт IV", увеличенная версия с двумя паровыми двигателями и двумя торпедными аппаратами.
Подводная лодка № IV была построена в 1887 году и представляла собой настоящий тяжеловес массой 250 тонн, имея два двигателя и приводясь в движение паровой машиной мощностью 1250 лошадиных сил. Этот аппарат, который также был построен в Барроу-ин-Фернесс на севере Англии, имел внутренний торпедный аппарат — решение, которое ранее никогда не применялось.
Проданный России, он, как всегда, оказался неустойчивым и сел на мель у берегов Ютландии. Русские узнали об этом и отказались платить за него, поэтому судно было списано и продано на месте на металлолом .
По форме корпуса подводная лодка больше напоминала обычное судно и развивала скорость 14 узлов, что стало лучшим показателем для подлодки в 1887 году. Она имела две воронки. Как полупогружная торпедная лодка она имела даже большую военную ценность, чем обычные надводные торпедные катера, если бы использовалась ночью в подходящих условиях.
Технические характеристики Nordenfelt-IV
Водоизмещение: 245 тонн
Длина: 38 м (125 футов)
Ширина: 3,6 м (12 футов)
Рабочая глубина: Tbc
Скорость: 15 узлов (в полупогруженном состоянии) - кажется высокой
Вооружение: 2 торпеды Уайтхеда, стреляющие вперед.
Экипаж: 9
Банкротство Норденфельта
Общая картина, которая складывается о подводных лодках Норденфельта, такова, что они не были особенно успешными. При работе вблизи поверхности они демонстрировали высокую скорость и способность маневрировать, но при полном погружении они оказывались практически бесполезными, ими невозможно было нормально управлять и они обладали ограниченной автономностью из-за того, что вся энергия поступала исключительно от остатков пара. Однако только в качестве средства аварийного погружения они оказались шагом вперед в общем развитии подводных аппаратов, но эта хорошо разрекламированная модель и международное освещение этих неудач, не помогли делу подводной лодки. Дальше на юг, в Испании, модель Исаака Пераля была гораздо более перспективной, но страдала от недостатка финансирования. Во Франции в 1886 году "Гимноте" Гюстава-Зеде приняла полностью электрическое решение, но все еще не рассматривалась как путь вперед. Однако следующее десятилетие, 1890-е годы, оказалось более успешным. Не сумев сплотить вокруг себя Пераля, Норденфельт своими тратами на неудачные подводные лодки обанкротил свою компанию, вскоре ставшую частью империи Vickers Armstrong. В 1890 году он был смещен подчиненными и вернулся в Швецию.
______________________________________________________________
Источники:
//militaryhonors.sid hill.us/history/gwmjh_archive/Competition/Nordenfelt_IV.html
//www.hisutton.com/Nordenfelt-submarines.html
//iainballantyne.com/long-voyage-of-puny-boats-to-becoming-the-mightiest-vessels-of-war-ever-seen-or-rather-unseen/
//en.wikipedia.org/wiki/Ottoman_submarine_Abd%C3%BCl_Hamid
//rnsubs.co.uk/boats/nordenfelt.html
//www.lutonmodelboat.co.uk/Vickers/Vickers%20SubmarinesNew.pdf
James Packer 'Bexley Pubs' ISBN 0902541331
THE ORIGINS OF THE OTTOMAN SUBMARINE FLEET by K. ZHUKOV and A. VITOL
Vice Admiral C. Paizis-Paradellis, HN (2002). Hellenic Warships 1829-2001 (3rd Edition). Athens, Greece: The Society for the study of Greek History. p. 133.
Submarine Heritage Centre - submarine history of Barrow-in-Furness
Preston, Antony (2001). The Royal Navy Submarine Service: A Centennial History. Conway Maritime Press. p. 19.
#подводная лодка #море #война #швеция #россия #Турция