Прочла потрясающую историю об учёных ВИРа - Всесоюзного института растениеводства. Огромная коллекция семян и клубней собиралась учёным-генетиком Николаем Ивановичем Вавиловым на протяжении более 20-ти лет.
И во время осады Ленинграда, учёные, охранявшие коллекцию, ценой собственных жизней спасли уникальные семена, привезённые из разных уголков мира. Этот материал помог впоследствии восстановить сельское хозяйство в послевоенные годы.
Один за другим умирали хранители ценных сортов.
В ноябре 41-го не стало хранителя масличных культур Александра Щукина. В его руках был пакетик с миндалём.
В январе 1942 года умер от истощения хранитель риса Дмитрий Сергеевич Иванов.
Хранительница овсяных культур Лидия Родина и ещё 9 работников института скончались в первые 2 года блокады.
«А не съесть коллекцию — трудно не было. Нисколько! Потому что съесть ее было невозможно. Дело своей жизни, дело жизни своих товарищей…».- сказал в одном из интервью сотрудник ВИРа Вадим Лехнович - хранитель клубней картофеля.
Эти люди - неравнодушные.
В отличие от нас.
А теперь представьте современного человека.
Да себя представьте. Себя, который не поел с утра. И на которого наорал начальник. Мы порой и не хотим есть, а всё чего бы пожевать думаем. Или ходим по магазину, глазеем: "Хочется чего-нибудь вкусненького! "
А им выдавали по 125 грамм хлеба и какой-нибудь затирухи.
Готовясь к мероприятию по Сталинградской битве, искала в ютубе ролик с кадрами войны. Нашла подходящий. И в комментариях прочла что-то подобное: "Когда мне плохо, я представляю себе солдата Сталинграда, который, весь в пепле, грязный,уставший, закуривает и говорит мне - выкарабкаемся, не из такого де@ьма вылазили! " Я сразу представила себе школьника, которому "плохо". Он вообще знает, что такое плохо? Скорее всего его " плохо" несоизмеримо по масштабам с тем, что переносили люди тогда.
Сейчас, я думаю, нет национальной идеи. Нет сплочённости. Каждый сам за себя.
И посади нас охранять эту необыкновенную коллекцию, наши животные инстинкты взяли бы верх и мы бы сожрали все эти семена, не хуже крыс, от которых оберегали их учёные.
Мы живём в равнодушии.
День прошёл и ладно.
Мимо, по касательной проходят для нас теперь страшные события современности.
Девочка из Костромы, девочка, которую загрызли собаки. Слишком много плохого, не слушать, не знать, не со мной и ладно!
Я помню, когда только пошли соцсети, и у меня появился компьютер. Кто-то для привлечения внимания пустил у себя на странице новость, что кончает жизнь самоубийством, и какие-то кадры с кровью. Это шокировало. И ещё больше шокировало то, что никто не верил. Потом стало ясно, что это такие шутки.
Но иногда подростки действительно совершают самоубийство в сети. Но мы уже и на это не реагируем. Поохали, посетовали, попереживали и переключили канал.
Как в той сказке. Мальчик кричит, когда на самом деле пришли волки, а ему никто не верит.
Так и нам кажется, что ничего не происходит, если не с нами.
Я не знаю, как рассказывать молодым о той войне. Такой системы координат нет в нашем мире.
Есть отдельные случаи героизма, да, конечно, есть. Но основная масса людей не способна сейчас на подвиг.
Возможно, я не права.
Моё личное мнение может не совпадать с Вашим.
Буду рада откликам в комментариях.
#блокада ленинграда
#равнодушие
#сила духа
#героизм