Найти тему

Санкт-Петербург. Дом-невидимка. Последнее пристанище Английского клуба.

Пожалуй, не совсем корректным, в заглавии статьи, мною было использовано прилагательное последнее, беря во внимание тот факт, что Английский клуб в Санкт-Петербурге с 90-х годов прошлого века возобновил свою деятельность. Об этом я расскажу чуть позже. Разумеется, я имел ввиду деятельность Английского клуба в Санкт-Петербурге (а был ещё и в Москве) до октябрьских событий 1917 года.

В нашу страну клубы, как досужие организации, стали проникать в первые десятилетия 18-го столетия, вместе с представителями своих европейских национальностей, но прижились и обрели законную форму существования лишь в начале правления императрицы Екатерины Великой.

Надпись над входной дверью: „Concordia et Laetitia“- „Согласие и Веселие“, 1 марта 1770 года. Фото: В.Кононов
Надпись над входной дверью: „Concordia et Laetitia“- „Согласие и Веселие“, 1 марта 1770 года. Фото: В.Кононов

В частности, выходцев с «туманного Альбиона» в России во второй половине 18-го столетия обитало совсем немного. Но хорошо известно, англичане народ консервативный, придерживающийся раз и навсегда установленных порядков и обычаев. В каком бы конце света они не жили, везде обустраивались согласно своим привычкам и образу жизни. Собственно так и появлялись английские клубы. Эта давняя традиция сохранялась на протяжении не только XVIII или XIX, но и XX века.

Сведения о первых днях существования Английского собрания Петербурга помещены в книге, которую издали его старшины к столетнему юбилею клуба (в марте 2020 года, клубу исполнилось 250 лет):

«В первые годы славного Екатерининского царствования многие из прибывших в Петербург иностранцев, большей частью англичан, людей торговых, приняли обыкновение собираться несколько раз в неделю в одной из здешних гостиниц, содержимой выходцем из Голландии Корнелием Гардинером. Тут, отдыхая от трудов и коммерческих расчетов, за стаканом вина или пива или за трубкою кнастера, они проводили время в веселых разговорах, в чтении газет или играли в карты, в коммерческие игры. Но в начале 1770-го года дела хозяина гостиницы приняли неблагоприятный оборот, и он вынужден был закрыть заведение. Тогда один из обычных посетителей, фабрикант Францис Гарднер, тот, чей игривый портрет красуется в одной из зал Собрания, предложил своим сотоварищам основать особое, самостоятельное общество, или клуб, приискать для оного приличного помещения и все хозяйство поручить разорившемуся Гардинеру.

Здание клуба в середине. Фото: В.Кононов. Январь 2022.
Здание клуба в середине. Фото: В.Кононов. Январь 2022.

Предложение было единодушно принято 38-мью из посетителей закрытого заведения, большей частью англичанами; вскоре всех учредителей набралось 50 человек, и таким образом было положено основание Общества, названного в честь большинства „Английским Собранием“. 1 марта 1770 года господа соучредители подписали устав Собрания из 12 пунктов. Девизом клуба стали слова: Concordia et Laetitia, что в переводе с латыни означает „Согласие и Веселие“».

Членский взнос в Английском собрании в 1770 году составлял 10 рублей ассигнациями. В 1795 году он увеличился уже до 50 рублей. По тем временам это были весьма и весьма приличные деньги. Любопытно, что чисто английским, то есть иностранным, собрание оставалось недолго.

Уже в сентябре 1770 года прошло избрание первых русских старшин: Петра Андреевича Полянского, Николая Васильевича Перфильева, Владимира Игнатьевича Лукина.

Впоследствии среди его членов были Пушкин и Крылов, Жуковский и Карамзин, Кутузов и Витгенштейн, канцлеры Российской империи Безбородко и Горчаков. Это была своеобразная площадка – место, где первоначально только аристократы, высшие сановники и деятели науки и культуры могли общаться на равных, а после реформ Александра II к знати добавились те, кто не отличался родовитостью, но сам добился положения в обществе. Например, банкиры и владельцы торговых домов. «Самобытная жизнь здесь кипела, клуб снабжал всю Россию умом», – так отозвался о клубе поэт Николай Некрасов, тоже состоявший постоянным членом в этом собрании.

Фото: В.Кононов
Фото: В.Кононов

Вскоре после основания Петербургский Английский клуб стал самым уважаемым и модным среди других клубов столицы Российской империи. (Пока Николай I не учредил Императорский яхт-клуб, который сыграл в нашей стране немаловажную роль. Я рассказывал о нём ранее и решил ещё раз, более подробно рассказать о нём позже). Но пока его нет и сравнивать Английское собрание не с чем.

Вот как описывает клуб один из всесильных тогда братьев Орловыхграф Владимир Григорьевич, «… здесь много веселья, балы-маскарады, при дворе ставят комедии, устраивают ассамблеи по очереди в домах дворян каждую неделю. Здесь открылся новый вид собраний, называемый „Клуб“. Это похоже на кофейню, и вступило 130 человек. Годовой взнос — 30 рублей. Почти все — важные люди и есть тоже ученые, актеры и купцы. Можно приходить в клуб в любое время дня, утром и днем. Тех, кто хочет вступить, выбирают голосованием».

День 1 марта 1770 года ознаменовался подписанием первого Устава Петербургского Английского клуба, каковой потом несколько раз редактировался, но в основе сохранился вплоть до 1917 года. В память об этом событии отмечался и условный день рождения Собрания.

А вот с этого места я фотографировал здание клуба. )) Январь 2022. Фото: В.Кононов
А вот с этого места я фотографировал здание клуба. )) Январь 2022. Фото: В.Кононов

В первую субботу после 1 марта в клубе устраивался торжественный клубный обед с ухою, называвшийся годовым. На годовом клубном обеде, согласно давней традиции, присутствовал весь дипломатический корпус, аккредитованный в Петербурге. Секретари и иные служащие иностранных посольств и консульств имели право посещения Английского собрания в качестве гостей без предварительной записи. Насколько отношения между Англией и Россией тогда, были цивилизованней сегодняшних… . Во время обедов по традиции произносились речи. Иной раз выступал сам канцлер А. М. Горчаков, считавшийся одним из лучших ораторов старой России. Традиционно вся «политика» запивалась пуншем и жженкой. Пожалуй именно тогда родилась столь модная теперь «дипломатия без галстуков».

В октябре 1798 года Английское собрание Петербурга учредило звание почетного члена клуба. Первым его удостоился генерал-прокурор, Действительный Тайный Советник князь Петр Васильевич Лопухин, сумевший отстоять клуб от царской немилости. По преданию, целых три дня клуб не мог открыться по именному повелению императора Павла I, но чудо все же случилось…

Фотография английского клуба на Дворцовой набережной из открытых источников в интернете.
Фотография английского клуба на Дворцовой набережной из открытых источников в интернете.

Для сохранения Петербургского клуба Лопухин весьма мудро соврал императору, сказав, что в сем собрании занимаются только игрою в бостон и ламуш, но никаких разговоров, особенно «противу властей», не ведется, а члены клуба только и делают, что пьют за здоровье Государя. Павел ему поверил и разрешил открыть клуб. К тому же в Английском собрании состояло много его личных друзей, в чьей порядочности он не сомневался. Князь Николай Борисович Юсупов был среди них. (Собственно где принималось решение о судьбе Павла I становится очевидно. Не зря государь хотел уничтожить всё "английское"в России, чувствовал, но не доглядел).

Попасть члены Петербургского Английского клуба представлялось делом весьма непростым. Число состоявших в нем лиц всегда ограничивалось. В 1770 году — 200 человек, в 1771 — 250, в 1780 — 300, в 1817 году — 350, а с 1853 — 400. Более это число не увеличивалось, хотя список кандидатов на вступление редко насчитывал менее тысячи «страждущих».

Английскому собранию Петербурга не очень везло с арендуемыми зданиями. Их приходилось довольно часто менять. Первоначально клуб располагался в доме на Ново-Исаакиевской улице, а затем регулярно переезжал. Один из адресов — дом графа П. А. Бутурлина на Мойке около Синего моста. Любопытно, что в окрестностях этого уголка Петербурга клуб размещался три четверти века. От Бутурлина клуб переехал в дом графини Скавронской у Красного моста, затем в соседний дом Таля.

В 1830 году клуб переместился через Демидовский переулок в дом Демидовых. Члены клуба считали его самым удобным для своего времяпрепровождения. Здесь при клубе имелся порядочный парк, куда на летнее время переносились многие клубные занятия. Демидовский дом привлекал многих гостей. Старшины утверждали, что заядлые игроки никак не хотели покидать его гостеприимные стены вплоть до самого утра, в результате чего штрафные суммы резко возросли. Однако хозяйка отказалась продлить контракт на аренду домовладения, и клубу опять пришлось скитаться по Петербургу — дома Эйхлера и Бернардаки принимали клуб в своих стенах. У Бернардаки клуб оставался с 1860 до 1891 годы, когда для клубного сообщества наконец-то был приобретен собственный роскошный особняк на Дворцовой набережной дом 16, бывший некогда дворцом князей Радзивилл.

Любопытно, но, если сегодня вы попытаетесь найти этот дом, вам вряд ли это удастся. Дело в том, что после Великой Отечественной войны, когда это здание попало под реконструкцию, дома 12, 14 и 16 объединили одним фасадом достроив вверх ещё один, четвёртый этаж. Сегодня адрес этого здания: Дворцовая набережная дом 16Х. Забавно, что нет такой таблички на доме, а на дом 12 и дом 14 есть, хотя как бы нет этих домов.))

Вернёмся к сегодняшнему дню. Повторюсь. Совсем недавно, в марте 2020 года, Английский клуб праздновал своё 250-ти летие. Формально, в марте 1918 года его закрыли большевики, но внутреннего документа среди «тогдашних» членов о закрытии клуба, принято не было. Таким образом через 80 лет, клуб продолжил своё существование и деятельность.

Говорят, что за этой дверью, сохранилась парадная лестница английского клуба. Фото: В.Кононов
Говорят, что за этой дверью, сохранилась парадная лестница английского клуба. Фото: В.Кононов

В каком месте он собирает своих членов сегодня я не выяснял. Говорят, что в Доме учёных. Известно, что в клубе около полусотни членов, главным образом деятелей культуры и искусства, ученых, коммерсантов. Среди его участников – почетные граждане города Тамара Москвина, Михаил Пиотровский и Игорь Спасский. Исторически в Английский клуб принимали только мужчин, теперь в него открыт доступ и дамам. Основной вид деятельности клуба, кроме общения – благотворительность. Клуб осуществляет благотворительные программы в поддержку воспитанников социального приюта и детского дома, детей сотрудников правоохранительных органов, погибших при исполнении служебного долга.

Спасибо, что нашли время прочесть этот материал.

#английский клуб #дворцовая набережная 16 #английское собрание

Владимир КононовМои фотографии и рассказы о любимом городе. Для связи: stone_5pb@mail.ru