Удивительно, но, помимо своих "личных" бабушек, у всех у нас есть одна - всесоюзная, для каждого мальчишки и каждой девчонки нескольких поколений, как родная. В начале и конце многих любимых нами сказок она распахивала створки расписного окошка и начинала увлекательный рассказ, приглашавший нас в сказочное путешествие. Бабушка-сказительница - так её знают многие, но как её зовут на самом деле и как сложилась её судьба? Вы узнаете из этой статьи!
Сказки
"Морозко", "Огонь, вода и... медные трубы", "Варвара-краса, длинная коса", "Золотые рога". И ещё роль той же бабушки-сказительницы в "Ералаш" №16 - "Царевна-несмеяна". Также озвучивала героев сказок-мультфильмов.
Анастасия Платоновна Зуева - так её зовут, и её актерская карьера и театральные заслуги очень велики. Душа компании, Анастасия Платоновна, всегда была любима многими известными и заслуженными людьми за её открытость, доброту, чувство юмора и необычайный талант. Постоянными гостями её квартиры были такие люди как Михаил Булгаков, Борис Ливанов, знаменитый пилот Валерий Чкалов, будущий маршал Шапошников, чья жена была подругой Анастасии Зуевой до конца её дней. Даже югославский политический деятель Броз-Тито любил заходить в гости к "сказительнице", поражаясь настоящему русскому радушию. Японский миллионер готов был положить к её ногам всё своё состояние за возможность быть с ней рядом, а сами Пастернак и Бродский посвящали ей стихи. Но это всё не сделало Анастасию Платоновну полностью счастливой, и тяжёлых испытаний на её долю выпало больше, чем радостных моментов. Обо всём по порядку.
Детство и выбор профессии
Родилась будущая сказительница даже не в прошлом веке, а в позапрошлом - в 1896-м году! Случилось это в Тульской области в семье зажиточного крестьянина, и известно, что детство маленькой Настеньки было беззаботным и безоблачным до тех пор, пока не умер её отец. А второй муж её матери к падчерицам большой любви не испытывал, что послужило причиной для отъезда жить к маминой сестре - тёте Анастасии. Те годы позже, по признаниям актрисы и её сестры Елизаветы, стали одними из самых светлых в их жизни, ведь тётя старалась для них как для собственных дочерей, хоть и была довольно строга.
Но желание освоить "непрактичную" профессию актрисы, к которой у Анастасии был явный природный дар, было принято родственницей в штыки, да так, что та даже обещала прекратить финансирование племянницы, если та не выберет другое дело жизни. Не выбрала, и отправилась в Москву, поступив с первой попытки в Школу драматического искусства, позже ставшую МХАТом, где её учителем стал сам Станиславский. Роль помещицы Коробочки в постановке "Мёртвые души", которую она исполняла с тех пор и до своих последних дней, принесла Анастасии Платоновне признание в профессиональных кругах. А далее она только росла профессионально, не теряя своих лучших человеческих качеств, а только развивая их, что стало предметом притяжения для многих людей. Даже партийные элиты ей многое прощали, в т.ч. её прямолинейность и честность: она не скрывала своей религиозности, когда это было предметом репрессий.
Личная жизнь. Трудности и предательство
Будучи любимой многими заслуженными и титулованными мужчинами, Анастасии Платоновне, выбиравшей спутника жизни исключительно по зову сердца, решительно не везло в личной жизни. Первый брак с инженером-путейцем Иваном Евсеевым подарил ей сына Константина, которые впоследствии только оскорблял маму своим потребительским отношением, чего Анастасия Платоновна стерпеть не могла. А муж, далёкий от мира искусства, безгранично ревновал, требуя отречения от любимой профессии, а сам же, устав от плача своего ребёнка и быта, переехал квартировать в другое место, куда водил куртизанок, на чём и был замечен. Вскрытие неприятных подробностей о себе он ознаменовал регулярными рукоприкладствами, что стало последней каплей в их отношениях. Но разрыв не принёс ожидаемого облегчения, тем более, что сын Костя ушёл жить к отцу. Ну, а дальше, я уже писал, что отношение сына к матери оставило болезненный рубец на сердце артистки. Но от него остались ей две внучки, ставшие для актрисы смыслом жизни до самой смерти.
Второй брак с театральным композитором Виктором Оранским, казалось, способен сделать Зуеву счастливой: одна волна с творческим человеком, не страдающим припадками ревности, ещё и умным и красивым. Но, к сожалению, добрые поступки, которые Анастасия Платоновна делала с лёгкостью и в больших количествах, обернулись для неё глубочайшим разочарованием и несчастьем...
Так, однажды она встретила около гостиницы "Москва" она пожалела грустившую молодую девушку, мечтавшую о карьере артистки, и начала оказывать ей всяческое содействие: от финансового обеспечения и предоставления крова под крышей своего дома до уроков актёрского мастерства. Но в итоге столкнулась со страшным предательством - девушка оказалась той ещё змеёй, и, едва почувствовав почву под ногами, соблазнила мужа Зуевой и увела его с собой из семьи. Можно представить, какие чувства пережила Анастасия Платоновна! Позже, родившая ребёнка от Оранского девушка, бросила и его, и тот вернулся к своей первой жене вместе с маленькой дочкой, которых Зуева приняла и дала им кров, но о былой близости и доверии уже не могло быть и речи. Соблазнённый красотой молодости композитор так и прожил до самой своей смерти в 1953-м году.
Не смотря на ухаживания многочисленных кавалеров, сердце Зуевой оставалось занятым вторым мужем до конца её дней, и все предложения руки и сердца она отвергала. Одним из таких поклонников стал очень богатый японский бизнесмен, влюбившийся в актрису во время её гастролей в Японии, и неоднократно делавший предложения выйти за него замуж. Но её "нет" было столь же категоричным, как и для всех остальных.
Верность не только своей любви, но и родному МХАТУ пронесла Анастасия Платоновна до самой последней секунды жизни, которая оборвалась в 1986-м году из-за второго инсульта (первый случился после смерти Оранского в 54-м году). Образ бабушки-сказительницы, очень милой, хоть и запомнился зрителям более прочих, но, безусловно, не говорит об огромной таланте и гениальности актрисы в полной мере! Но всецело отражает отношение к ней как детей, так и взрослых - любовь и уважение за добрый взгляд и искренность, которые льются из открытых ставень. Кстати, её могила на Новодевичьем кладбище так и оформлена - как ставни окон.
Другие роли А.П. Зуевой в кино
За карьеру она исполнила более 40 ролей в театре, а также в кино, где преимущественно играла матерей, милых бабулечек, женщин с сильным характером и тяжёлой судьбой. За жизнь она получила множество наград, в числе которых звание "Народной артистки Союза", 2 ордена Ленина и многие другие престижные награды.
Среди самых значимых ролей в кинопостановках:
"Пятый океан"- мать Наташи; "Светлый путь" - старая ткачиха; "Первая перчатка" - жена Привалова (главная роль); "Ревизор" - Февронья Пошлёпкина; "Васёк Трубачёв и его товарищи" - тётя Дуня; "Дело №306" - свидетельница; "Хождение по мукам" - просительница у Махно; "Мёртвые души" - Коробочка; "Живёт такой парень" - Марфа; "День за днём" - повитуха и санитарка; "И снова Анискин" - Григорьевна; "Там, на неведомых дорожках" - бабушка Мити.