30 подписчиков

Кому это надо? (аттестационное портфолио педагога как научный труд)

Привет, друзья!

В разных регионах аттестационные портфолио педагога отличаются. Например, количеством критериев, способом оформления и тп. Отношение педагогов к аттестации поэтому тоже разное. В городе N... аттестация воспринимается педагогами как естественная часть профессиональной деятельности, в другом городе - как широкомасштабное событие.

спасибо яндексу за картинки
спасибо яндексу за картинки

В чем же отличие портфолио в разных регионах?

Допустим, в одном регионе четыре критерия: данные о педагоге, результаты ГИА, участие школьников в олимпиадах и прочих конкурсах, личное участие педагога в профессиональных конкурсах. Причем, именно участие, а не результат участия. Понятно, что не все могут быть победителями и призерами, но человек готовился, участвовал и уже молодец.

В другом - добавлен критерий "Методическая разработка урока" или "Методическая разработка внеклассного мероприятия". В третьем - первые три критерии первого региона и так далее.

Но там, где работает Валентина Дмитриевна, пять критериев. Информация по этим критериями размещается на 26 страницах. Рассмотрим подробнее.

Какова структура этого портфолио?

Сами формулировки критериев будем писать покороче, чтобы выглядело "удобочитаемо".

  1. Достижения обучающимися стабильных положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов. (результаты по каждому классу стабильно положительные).

Здесь нужно показать в виде таблиц или диаграмм повышение качество знаний по итогам мониторингов, ГИА, годовых оценок. Как-то на семинаре по аттестации методист ИПК (бывший учитель математики) спросила: "Как вы считаете, коллеги, если ежегодно качество знаний повышается на один процент, это можно считать повышением?"

Коллеги подумали, подумали и ответили утвердительно. Методист удивила обратным утверждением:"Я считаю, что повышение качества можно считать, если ежегодно повышается на 5%. Например, 40 - 45 - 50%."

Аплодисменты
Аплодисменты

Мало написать, надо грамотно обосновать повышение или понижение качества знаний. На следующем листе разбалловка критериев и на следующем - приложение, ведь все таблицы за три года на одну страницу не поместятся.

2. Наличие системы по выявлению и развитию у обучающихся способностей к различным видам деятельности, системы воспитательной работы, эффективность организации работы по развитию детской одаренности.

3. Наличие системы использования методов, средств, организационных форм обучения, педагогических технологий.

4. Инновационная деятельность педагога; транслирование опыта результатов своей профессиональной деятельности.

5. Непрерывность повышения квалификации. Участие педагога в профессиональных конкурсах.

Каждый критерий педагог должен подробно расписать, научно обосновать. Например, в критерии 2 включить и работу с родителями, достижения класса и отдельного учащегося. В 3 критерии подробно описать применение одной педтехнологии на своих уроках. В 4 критерии ( а может быть, это в 3?) должен быть приложен приказ директора "Об утверждении рабочих программ" и копия титульного листа рабочей программы.(А вдруг у учителя нет рабочей программы, и он жульничает наглым образом?). И надо напечатать что-то из личного профессионального опыта в какой-нибудь методический журнал, не имеет значения уровень: региональный или всероссийский. Надо и точка.

В пятом критерии обязательно участие (или хотя бы присутствие) в семинарах, круглых столах, конференциях и участие в конкурсах. Конкурсы - наше всё, как говорит Валентина Дмитриевна, без них ты не педагог, а пустое место.

Как учителю не хватило 0,006 балла до 1 категории

Валентина была уверена на все 100%, что получит 1 категорию с первого раза. Коллеги советовала подавать заявление на высшую, но Первая как-то, видно, ближе к телу.

Итак, портфолио готово: качество знаний вверх, результаты ГИА замечательные, за три года полная таблица победителей и призеров. Распространение опыта на региональном уровне. Вот только с конкурсами немного непорядочек вышел: 6 конкурсов и во всех заочное либо онлайн-участие. Но все с результатами.

Тут отыскался сертификат конкурса школьного уровня, и его туда же. Через 3 дня портфолио возвращается с резолюцией: доработать критерий 2.

Смотрим: неделей раньше расписанную педтехнологию районный методист посоветовала заменить показательной таблицей. Валентина не совсем поняла, что к чему, но сделала так, как требовалось. И вот оно не пошло.

Однако, чтобы не хватило на 1 категорию, баллы были сняты везде, где только возможно. Даже за разработку рабочей программы 1 балл. Не тронь его - на категорию хватает. А так нельзя. И наконец не хватает 0,006 балла. Пусть переделывает 2 критерий.

Валентина к методисту. Та предлагает другую таблицу (еще более непонятную, чем первую). Тут и завуч подключилась к этому критерию. Это как же так? Сделали таблицу. Отправили. Вернулось с той же резолюцией.

Не мудрствуя лукаво, Валентина вставила тот самый первый вариант расписанного критерия по применению педтехнологии, Без всяких таблиц.

Аттестация на 26 страниц
Аттестация на 26 страниц

И это было то, что надо. Но радость уже напрочь отравлена. И некомпетентностью методиста, и высосанными из пальца 0,006 баллами. Аттестация под названием "Ураган".

После аттестации остались вопросы

Можно красиво расписать на бумаге, но всю жизнь быть и оставаться посредственным специалистом, работать "без души", не заботясь о результатах. А можно с одним мелом в руке давать блестящие уроки, "сеять разумное, доброе, вечное".

Напоследок Валентина задаёт вопросы:"У учителя работы вагон и маленькая тележка. Зачем нужно заставлять писать целый научный труд о своей профессиональной деятельности? Почему аттестационную комиссию не устраивают просто данные о тех или иных результатах? Это не показатель работы? Я про обязательное участие в конкурсах вообще молчу. Ну вот, допустим, всё есть. Почему я должна сидеть и печатать это целую неделю? В моем портфолио результаты ГИА и олимпиад оказались недостаточными, чтобы засчитать работу учителя?

Валентина Дмитриевна, успехов Вам и доброго настроения!

Ставьте лайк, если статья понравилась.