Найти тему

Деятельность и поведение. Виды деятельности. Мотивы деятельности.

1. Человек как биосоциальное существо.

На сегодняшний день выделяют три подхода к толкованию сущности человека:

  • Биологизаторский: сущность человека определяется исключительно наследственными, биологическими признаками.
  • Социологизаторский: человек – tabula rasa («чистая доска»), полностью формируется окружающим его обществом.
  • Человек – биосоциальное существо: и общественное и биологическое в равной степени определяют его сущность.

На прошлом занятии мы выяснили, что в человеке в равной степени сочетается и биологическое, и социальное. Человек – социально-биологическое существо, воплощающее собой высшую ступень в эволюции жизни и являющееся субъектом общественно-исторической деятельности и общения. Говоря о сущности человека, важно научиться различать следующие понятия:

Индивид – это единоличный, конкретный представитель человеческого рода. Каждый из нас – индивид.

Индивидуальность – это неповторимое своеобразие каждого человека, то,  что делает нас непохожими на остальных.

Личность – это индивид, наделённый социально значимыми чертами, позволяющими ему жить и трудиться  в обществе, отвечать за свои поступки. Процесс приобретения подобных черт личности называется социализацией.

2. Потребности человека.

Потребность – нужда в чем-либо, удовлетворение которой приведет к улучшению физического или духовного состояния человека. Наиболее известную классификацию потребностей создал американский психолог Абрахам Маслоу.

Согласно концепции Маслоу (Пирамида Маслоу), иерархия человеческих потребностей выглядит следующим образом:

  • Физиологические потребности (в пище, воде, сне и др.)
  • Экзистенциальные потребности (в безопасности, защите, стабильности, свободе от страха, тревоги и хаоса, в структуре, порядке)
  • Социальные потребности (в принадлежности к группе, любви, уважении)
  • Престижные потребности (в уважении и признании)
  • Духовные потребности (эстетические потребности, потребность в самоактуализации)

Физиологические и экзистенциальные потребности принято относить к первичным потребностям, оставшиеся – ко вторичным.

Помимо прочего, человеческие потребности часто классифицируют как истинные (потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и другие) и ложные (потребности, удовлетворение которых ведёт к физической и духовной деградации личности, наносит ущерб природе и обществу).

3. Деятельность и её виды.

Деятельность – способ отношения человека к окружающему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.

Субъект деятельности – тот, кто осуществляет деятельность. Объект деятельности – то, в отношении чего осуществляется действие.

Специфика человеческой деятельности:

  • сознательность и целесообразность, осознанный характер деятельности;
  • продуктивность: деятельность направлена на получение результата;
  • предметность: деятельность направлена на конкретный объект;
  • преобразующий характер: в процессе деятельности человек изменяет окружающий мир и самого себя;
  • общественный характер: в процессе деятельности человек вступает в различные отношения с другими людьми;
  • субъективность: деятельность опосредована прошлым опытом человека, его потребностями, установками, мотивами.

Выделяют четыре основных вида деятельности:

1)    Игра - особый вид деятельности, целью которого является не производство материального продукта, а сам процесс

2)    Учеба - вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.

3)    Труд - вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата.

4)    Общение – вид деятельности, при которой происходит обмен идеями и эмоциями.

В отношении деятельности стоит уяснить разницу между интересом и склонностью: