1. Человек как биосоциальное существо.
На сегодняшний день выделяют три подхода к толкованию сущности человека:
- Биологизаторский: сущность человека определяется исключительно наследственными, биологическими признаками.
- Социологизаторский: человек – tabula rasa («чистая доска»), полностью формируется окружающим его обществом.
- Человек – биосоциальное существо: и общественное и биологическое в равной степени определяют его сущность.
На прошлом занятии мы выяснили, что в человеке в равной степени сочетается и биологическое, и социальное. Человек – социально-биологическое существо, воплощающее собой высшую ступень в эволюции жизни и являющееся субъектом общественно-исторической деятельности и общения. Говоря о сущности человека, важно научиться различать следующие понятия:
Индивид – это единоличный, конкретный представитель человеческого рода. Каждый из нас – индивид.
Индивидуальность – это неповторимое своеобразие каждого человека, то, что делает нас непохожими на остальных.
Личность – это индивид, наделённый социально значимыми чертами, позволяющими ему жить и трудиться в обществе, отвечать за свои поступки. Процесс приобретения подобных черт личности называется социализацией.
2. Потребности человека.
Потребность – нужда в чем-либо, удовлетворение которой приведет к улучшению физического или духовного состояния человека. Наиболее известную классификацию потребностей создал американский психолог Абрахам Маслоу.
Согласно концепции Маслоу (Пирамида Маслоу), иерархия человеческих потребностей выглядит следующим образом:
- Физиологические потребности (в пище, воде, сне и др.)
- Экзистенциальные потребности (в безопасности, защите, стабильности, свободе от страха, тревоги и хаоса, в структуре, порядке)
- Социальные потребности (в принадлежности к группе, любви, уважении)
- Престижные потребности (в уважении и признании)
- Духовные потребности (эстетические потребности, потребность в самоактуализации)
Физиологические и экзистенциальные потребности принято относить к первичным потребностям, оставшиеся – ко вторичным.
Помимо прочего, человеческие потребности часто классифицируют как истинные (потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и другие) и ложные (потребности, удовлетворение которых ведёт к физической и духовной деградации личности, наносит ущерб природе и обществу).
3. Деятельность и её виды.
Деятельность – способ отношения человека к окружающему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.
Субъект деятельности – тот, кто осуществляет деятельность. Объект деятельности – то, в отношении чего осуществляется действие.
Специфика человеческой деятельности:
- сознательность и целесообразность, осознанный характер деятельности;
- продуктивность: деятельность направлена на получение результата;
- предметность: деятельность направлена на конкретный объект;
- преобразующий характер: в процессе деятельности человек изменяет окружающий мир и самого себя;
- общественный характер: в процессе деятельности человек вступает в различные отношения с другими людьми;
- субъективность: деятельность опосредована прошлым опытом человека, его потребностями, установками, мотивами.
Выделяют четыре основных вида деятельности:
1) Игра - особый вид деятельности, целью которого является не производство материального продукта, а сам процесс
2) Учеба - вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.
3) Труд - вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата.
4) Общение – вид деятельности, при которой происходит обмен идеями и эмоциями.
В отношении деятельности стоит уяснить разницу между интересом и склонностью: