Большие десантные корабли (БДК) это класс кораблей, предназначенных для высадки морского десанта с техникой и тяжёлым вооружением на необорудованное побережье. Также, БДК могут выполнять роль войсковых транспортов, перевозить войска и грузы военного назначения. Именно БДК доставили в Сирию первую партию войск, и снабжали российскую группировку по морю. Всего в нашем флоте сейчас 21 такой корабль. Это корабли проектов 1171, 775 и 11711.
БДК проекта 1171, водоизмещением в 4360 тонн, строились в Калининграде на судостроительном заводе "Янтарь" с 1965 по 1975 год. Корабль может перевозить до 400 морских пехотинцев, и брать до 1000 тонн груза. К примеру, 20 основных боевых танков Т-80БВМ, или 45 БТР или 50 грузовых автомобилей. Всего было построено 14 таких кораблей, из которых сейчас в строю 4.
БДК проекта 775, водоизмещением в 4400 тонн, строились в Польше, на верфи «Stocznia Polnocna» в Гданьске. С 1974 по 1991 год было построено 28 таких кораблей. Сейчас в составе ВМФ России 15 БДК проекта 775. Ещё один корабль этого проекта формально в составе ВМС Украины, но находиться в Севастополе. БДК проекта 775 могут перевозить до 340 морских пехотинцев и 10 танков Т-80БВМ с экипажами.
Но самому молодому из БДК советской и польской постройки уже более 30 лет
Именно поэтому, были начаты работы по проектированию и строительству новых десантных кораблей.
БДК проекта 11711, водоизмещением в 6600 тонн, был разработан Невским проектно-конструкторским бюро и начал строиться на судостроительном заводе "Янтарь" ещё в 2004 году, но постоянное внесение изменений в проект привело к тому, что первый корабль в серии, "Иван Грен" был принят в состав флота в 2018. Но второй корабль серии, "Пётр Моргунов", был сдан флоту в 2020 году, через 5 лет после закладки. Эти корабли могут взять на борт 300 морских пехотинцев. А также 13 танков или 36 бронетранспортёров. В вертолётном ангаре могут быть размещены 2 вертолёта Ка-29 или 1 вертолёт Ка-52К. Всего в составе ВМФ России сейчас 2 таких корабля.
Десантирование с БДК происходит, или непосредственно при походе к берегу, когда корабль упирается носом в грунт, открывает створки десантного отсека, опускает аппарель, по которой на берег выезжает техника. Или на расстоянии, когда плавающая техника (БТР, БМП, плавающие танки, САУ) съезжает с аппарели прямо в воду, и самостоятельно достигает берега.
Но концепция десантирования, когда сам корабль походит к берегу и осуществляет высадку десанта, опасна тем, что он входит в зону поражения артиллерийских орудий и РСЗО. Медленно идущая баржа это отличная цель для артиллерии врага. А на дне у берега могут быть вкопаны металлические конструкции, что пробьют корпус БДК. Также, большинство побережий, просто не даёт провести высадку таким способом. Примерно 17% побережья мирового океана пригодно для высадки с БДК.
Именно для того, чтобы обойти эти ограничения, были созданы универсальные десантные корабли (УДК) и десантные вертолётоносцы корабли-доки (ДКВД). Десантирование с катеров возможно выполнить примерно на 40% побережья мирового океана.
Отличие УДК от ДКВД, грубо говоря в том, что УДК имеет больший упор на десантную авиацию, а ДКВД больший упор на десантные катера. УДК, как правило более крупные корабли.
Всего планировалось построить 6 БДК проекта 11711 типа "Иван Грен". Но проект было решено модернизировать. В итоге, в 2019 году были заложены 2 корабля по модернизированному проекту. Им присвоили имена "Владимир Андреев" и "Василий Трушин". Они должны войти в состав ВМФ России в 2023-2024 годах. Как будут выглядеть новые корабли, можно судить по моделям экспортного варианта этого проекта 11711Э "Кайман", представленным на выставке МВМС-2021 в Санкт-Петербурге.
Как видно, корабль является не уже не БДК, а ДКВД, с увеличенным до 8000 тонн водоизмещением, и способным нести до 6 десантных катеров и 6 вертолётов Ка-29. Также, сохранена возможность десантирования через аппарель непосредственно на берег.
Также, в Керчи, на судостроительном заводе "Залив" ведётся строительство 2 УДК проекта 23900, водоизмещением 40000 тонн.
Но такие корабли уже были в составе ВМФ СССР
Большие десантные корабли проекта 1174 "Носорог", водоизмещением в 14060 тонн, также являлись ДКВД. Они могли нести 4 вертолёта Ка-29, а в док-камере могли поместиться 6 десантных катеров. Всего корабль мог взять 500 десантников с техникой. Это могли быть 50 танков или 80 БТР или 120 автомобилей. Десантирование, также могло производиться через носовую аппарель при подходе к берегу. Всего было построено 3 таких корабля. Это "Иван Рогов", "Митрофан Москаленко" и "Александр Николаев".
Были в те годы и проекты советских УДК. К примеру УДК проекта 11780.
Они несли бы на борту до 25 вертолётов и 4 десантных катеров. Десантовместимость могла бы составить 1000 морских пехотинцев и 40 танков. Десантирование, также предполагалось и через аппарель при подходе к берегу.
Схожесть концепций БДК 11711 "Кайман" и 1174 "Носорог", говорит о том, что морская доктрина Адмирала Горшкова до сих пор актуальна. Будем уверены, что в нашем флоте появятся корабли, что станут достойной заменой уже ставшими легендарными БДК.
Другие статьи на канале:
Дорогие читатели! Если вам понравилась статья, мне будет очень приятно, если вы поставите лайк и подпишетесь на канал. Буду рад, если оставите комментарий. Скоро выйдут новые статьи!