Смерть – это то, о чем современные люди думать не любят. Слишком тяжелые мысли она вызывает и еще чего доброго - может травмировать сознание.
Зачем осложнять себе жизнь размышлениями о грядущем конце? Какой в этом смысл? Лучше просто уподобиться животным и не думать ни о какой смерти – просто жить сегодняшним днем и наслаждаться жизнью.
Эта простая философия стала мировоззрением большинства современных людей. И это неспроста.
Правда, жизнь вносит в это мировоззрение коррективы, когда внезапными смертями вырывает из окружения тех или иных людей. И уже поражает уже не только сама смерть, но и ее внезапность.
И тогда остается только тупо недоумевать, стоя на кладбище, и гнать от себя вопросы: а кто следующий?..
А вот христианские святые совсем по-другому относились к неизбежной смерти.
Во-первых, они точно знали, что смерть не бывает внезапной для праведных людей. Просто потому, что они не гонят подальше от себя мысли о ней – они к ней готовятся.
Вот что по этому поводу говорит св. Иоанн Дамаскин:
«Мысль о смерти есть первое приготовление к смерти…
Таким образом, как время смерти ни неизвестно, но она не постигает праведника внезапно, как бы ни был быстр удар ея, но праведник всегда к нему приготовлен, всегда предвидит его, и мысль о последнем часе всегда умеряет его желания, обуздывает его страсти, руководит его намерениями, управляет всем его поведением».
Итак, вот вам два примера, два «паттерна» поведения по отношению к грядущей неизбежной смерти – не думать о ней или наоборот думать.
В первом случае так поступают большинство людей, во втором – немногие праведники.
Но в чем же смысл поведения праведников, зачем нужно думать о смерти?
Ответ простой, чтобы эта мысль, по словам св. И. Дамаскина, «умеряла желания, обуздывала страсти».
Ведь именно неумеренные желания и необузданные страсти очень быстро ведут к смерти – и смерти внезапной.
Так Бог уводит с земли людей, которые своим своеволием не вписываются в Его благие планы и намерения и творят слишком много зла.
В самом деле, зависимость здесь прямая: чем меньше человек думает о смерти – тем больше он подвержен необузданным страстям, тем больше он делает зла.
В крайних вариантах он доходит до положения бешенного животного, с которым поступаю соответствующе.
Итак, мысль о смерти помогает обуздать страсти, помогает держать себя в рамках и уберечь себя от внезапной смерти.
Но дело не только в этом.
Иногда кажется, что размышляющий о смерти праведник совсем отворачивается от мира, что он становится одержимым идеей смерти, неким типом параноика. Ибо его ничто другое, кроме мыслей о неизбежной смерти не интересует.
Это заблуждение. Св. И. Дамаскин так об этом пишет:
«Помышляя о смерти, христианин не перестает мыслить и о мире, но он мыслит по-христиански. Он размышляет о сем мире, но с тем, чтобы страшиться его, убегать его соблазнов, отвергать его правила».
Итак, христианин не убегает от мира мыслями о смерти, не перестает размышлять о нем, но эти мысли дают ему правильный ракурс размышления.
Давайте выделим эти «ракурсы»:
- страшиться мира,
- убегать его соблазнов;
- отвергать его правила.
«Страшиться мира» – это не бояться его в прямом смысле слова, это бояться стать таким, как большинство неверующих людей в этом мире.
Ибо праведник видит «конец» этого большинства – смерть приходит к необузданным и подверженным страстям людям внезапно, и страшится для себя такого же конца.
Страх этот не парализует, он мобилизует. Как мобилизует настоящего воина мысль о возможной смерти перед предстоящей ему битвой.
«Убегать от соблазнов» - помогает та же мысль о неизбежности смерти и конца. Ведь соблазны как раз и направлены на то, чтобы заглушить эту мысль.
Любой соблазн призывает к наслаждению текущей минутой. Собственная сила наслаждения пропорциональна концентрации на нем. Любое отвлечение от наслаждения неизбежно ослабляет его.
Тем более, если это мысль о смерти. Она способна убить любое наслаждение, мало того – способна удержать человека от соблазна впасть в это наслаждение.
Ну и наконец, третье положение, третий «ракурс» - «отвергать его правила», имеются в виду правила, по которым живет абсолютное большинство неверующих людей.
Что это за правила?
Применительно к рассматриваемой нами теме – мы их уже рассмотрели.
Не думать ни о какой смерти, гнать даже мысли о ней, способные отравить наслаждение текущей минутой жизни.
А если смерть все-таки врывается в твою жизнь внезапными смертями знакомых тебе людей, то нужно, исполнив все ритуалы, тут же забыть о всем этом «хариусе» и «гомере» - и не дай Бог! - не предаваться мыслям о том, что и с тобой может произойти что-нибудь подобное.
Нет – все умрут, а я как-нибудь проскочу!.. Пусть эта мысль греет душу, несмотря на всю ее нелепость.
Что ж, все-таки как хорошо, что у каждого человека есть выбор! В том числе и выбор в своем отношении к мыслям о смерти.
Выбирайте!