2,6K подписчиков

Харуки Мураками - Бесцветный Цкуру Тадзаки и годы его странствий

Как-то так получается, что я каждый год обязательно читаю что-то из одного и того же десятка писателей. А обратил внимание на это не так давно, когда на некоем сайте отметил книги, которые прочитал.

Как-то так получается, что я каждый год обязательно читаю что-то из одного и того же десятка писателей. А обратил внимание на это не так давно, когда на некоем сайте отметил книги, которые прочитал. И была выдана статистика, что я оказывается достаточно однообразный чел. Что несмотря на то, что прочитал много – порядка 1 000 книг, тем не менее каждый год у меня устойчиво читается одна и та же десятка, оказывается, любимых авторов.

Борис Акунин (18.37%)

Джон Гришэм (12.24%)

Стивен Кинг (11.56%)

Михаил Булгаков (10.2%)

Сергей Довлатов (8.84%)

Виктор Пелевин (8.84%)

Харуки Мураками (6.12%)

Эрих Мария Ремарк (6.12%)

Антон Чехов (6.12%)

Алексей Иванов (6.04%) и др.

Я-то думал, что я серьёзный парень, способный читать и понимать философов, типа Ницше, Кьеркегора или Бердяева. Харари, наконец. Нет. Всё оказывается банально и просто. И ТОП 10 моего предпочтения авторов лежит в обыкновенной плоскости.

Не то чтобы, я какой-то великий поклонник Харуки Мураками, но люблю этого магического рассказчика. У него напрочь отсутствует истеричность, как у его повествования, так и у его героев. Рассказывает он по-буддистски спокойно, даже если рассказывает о вещах для обычного человека чудовищных.

Например, в ХРОНИКАХ ЗАВОДНОЙ ПТИЦЫ, в этом мягком, где-то даже флегматичном, романе, наполненном мечтательностью, созерцанием и приключениями, совершенно невозмутимо вставлен рассказ японского лейтенанта, как русский офицер при помощи монгольского профессионального скотобоя пытал японского разведчика, который выдавал себя за геодезического инженера-картографа.

С него медленно с мастерством, граничащим с искусством, снимали кожу, как с персика…

Главные герои у Харуки Мураками всегда люди необычные. Не как все. Как будто существующие в параллельном мире. Хотя внешне совершенно обычные, не привлекающие абсолютно никакого внимания окружающих. Но таится в них такая сила инфернального существования, что ого-го!

В 2016 году поговаривали, что многие у букмекеров ставили на получение в том году Харуки Мураками Нобелевской премии по литературе. Как известно – Нобелевский комитет никогда не публикует список номинантов на премию. Это запрещено. Поэтому, когда сообщается о победителе-лауреате – никогда не сообщается с кем он конкурировал. Запрет распространяется на 50 лет. Но по прошествии 50-ти лет, нам открывают списки номинантов. Так, например, в 1933 году, когда победителем стал Иван Бунин, мы сейчас знаем, что конкуренцию в тот год ему составляли 27 писателей из разных стран. Среди них Максим Горький и Дмитрий Мережковский.

Или, что Николай Бердяев, находясь в эмиграции, номинировался в 1943-м, в 1944-м, в 1945-м, в 1946-м, в 1947-м и в 1948-м годах. Шесть лет подряд номинировался, в 1948-м году умер, а Нобеля так и не получил. Более того даже и не узнал, что номинировался. Кстати, именно этому писателю-философу принадлежит интересное высказывание:

- Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать окончательно ей превратиться в ад.

А вот Борис Пастернак номинировался в 1946-м, в 1947-м, в 1948-м (наряду с Бердяевым), в 1949-м, в 1950-м (далее мы пока не знаем – годы закрыты), и в 1958-м победил. При жизни. Но под давлением принципиальной советской действительности - отказался получать. Отрёкся! Во времена были! Мрак!

Так вот, Харуки Мураками, по информации о букмекерских ставках (а пройдохи мира всегда знают откуда ветер дует), якобы номинировался в 2016-м году. Я за него болел. Японский дядька того стоит. Но победил Боб Дилан. Я за Харуки даже не расстроился. Потому что Боб Дилан тоже ого-го! Несколько поколений англоговорящего мира на его песнях выросли. А вся лирика его – это, так или иначе, свобода. Т.е. раздвижение рамок общепринятого сознания. И какое образное раздвижение! В то время как у нас десятилетиями распевал кремлёвский коридорный Кобздонт, у них – Боб Дилан. Хотя у нас и были (и есть) и Шевчук с Цоем, и Макаревич с БГ, но последнего, вообще, не каждому дано понять.

Итак, роман (2013 год) Харуки Мураками - БЕСЦВЕТНЫЙ ЦКУРУ ТАДЗАКИ И ГОДЫ ЕГО СТРАНСТВИЙ

В пригороде Нагои в старшей школе дружит компания 5 человек. Компания – не разлей вода. 3 парня и 2 девушки. Компания настолько закадычная, что всё делают вместе и всегда вместе. Вместе готовятся к занятиям, занимаются спортом, читают книжки. И чтобы не разрушилась компания – никогда не переходят на интим. Симпатии, безусловно, внутри компании присутствуют, но никогда не переходят границ, чтобы не утратить гармонию дружбы. Всегда друг другу во всём помогают, и, даже, игры, выбирают такие, чтобы все пятеро могли участвовать.

Всех объединяет одно случайное сходство. Фамилии всех, так получилось, по-японски обозначают какие-то цвета. Двое парней называют – Красный и Синий, а двух девушек – Белая и Чёрная. И только главного героя этого романа – Цкуру Тадзаки – называют просто Цкуру Тадзаки, потому что его фамилия не обозначает никакой цвет. И он вроде как – Бесцветный. Ни для кого из них нет проблем, но парень немного комплексует. Не то, чтобы очень и виду не подаёт. Хотя Цкуру частенько думает, что внутри у него что-то не так.

Иногда это ему безразлично, иногда это его задевает. Иногда он не может понять – почему они приняли его в свою компанию. Остальные ребята об этом совсем не парятся.

Приходит время, и все поступают в разные институты у себя в Нагои. И только Цкуру поступает в институт в Токио. Потому что только в Токио есть профессор, который преподаёт в политехническом тему от которой Цкуру без ума. Это вокзалы, станции, их строительство и всё что с этим связано. Такая необычная страсть у Цкуру с детства.

Друзья вроде бы поглумились немного над Цкуру, что, мол, разрушаешь компанию, уезжаешь в столицу – но без обид.

Проходит время. Цкуру как-то приезжает в Нагою на каникулы. Сразу звонит друзьям, а тех никого нет. И так несколько дней подряд. Родители отвечают, что нет дома, обещают передать. Но никто из друзей ему не перезванивает. А когда ему удалось дозвониться до Синего, тот ему и говорит: - После того, что произошло с тобой никто разговаривать не будет! – Что произошло? – недоумевает Цкуру. – А ты подумай! – звучит ответ.

Цкуру погашен. Его выкинули из компании. Это ясно, но за что? Выяснять не бежит. Японцы, их мать! В шоке возвращается в Токио. Он в трансе худеет, учёба скатывается на нет. Себя не помнит. Так проходит много времени, пока он восстанавливается от стресса. В Нагою больше не приезжает.

Проходит ещё 16 лет. Цкуру знакомится с привлекательной девушкой и однажды по её просьбе рассказывает, что с ним произошло в молодости. Девушка потом роет в интернете такое, что заставляет Цкуру Тадзаки собраться в долгий путь поиска своей молодости…

Великий мистификатор и магистр инфернального существования Харуки Мураками - БЕСЦВЕТНЫЙ ЦКУРУ ТАДЗАКИ И ГОДЫ ЕГО СТРАНСТВИЙ.

Оценка – 10 из 10

#книги #обзор #мураками #харукимураками #культура #рецензия #надочитать