Толстовский дом - самая крупная постройка в сфере жилищного строительства гения Северного Модерна великого архитектора Федора Лидваля (хотя на самом деле он был Юханом Фредериком, все-таки швед по происхождению).
Если вы не знаете Лидваля, то главное, что нужно запомнить - это, пожалуй, самый значительный и известный архитектор Петербурга эпохи модерна. Достаточно сказать, что именно ему была доверена реконструкция петербургской Биржи (той самой, которая на Стрелке Васильевского острова, которая в свою очередь часть одного из наиболее выдающихся примеров интеграции человеческого творения в природный ландшафт, если что, на российском полтиннике тоже она). Также именно он спроектировал гостиницу Астория (настолько гениальна, что даже мерзавец-Гитлер приказывал не бомбить ее в осажденном, но не побежденном Ленинграде, потому что именно там хотел дать торжественный бал).
Но все-таки самым знаменитым творением Лидваля является именно Толстовский дом. Давайте сразу заметим, что Толстовский дом - это Северный Модерн, но в том его проявлении, которое обозначило переход от модерна к неоклассике.
Дом этот строился с 1910 по 1912 годы и занял огромную территорию от набережной Фонтанки до Троицкой улицы, которая теперь называется улицей Рубинштейна, aka улица, где жил Довлатов, aka главная барная улица всея Европы. Кстати, Рубенштейна - улица, которая образовалась естественным путем, поскольку это было самое высокое место при разливе Фонтанки до того, как ее сковали гранитом.
Толстовский дом даже не дом в привычном смысле этого слова, а целый комплекс зданий вокруг анфилады парадных дворов (да, анфилада сложное слово без синонима, если просто - ряд примыкающих друг к другу элементов, проемы которых расположены на одной оси и образуют выразительную перспективу). Арки, соединяющие дворы, как раз и отсылают нас к классической архитектуре, что и заставляет сомневаться в «модерновой» принадлежности дома. Еще одним поводом для сомнений является явная «дворцовость» грандиозной архитектурной композиции творения Лидваля. Она в сочетание с искривлённой осью дворов и следующей из нее «динамичной» перспективой дают потрясающий эффект, который ощущается во время прогулки по дворам.
Стоит сказать, что сейчас дом находится в сомнительном состоянии - дорогие квартиры с еще более дорогим ремонтом соседствуют тут с комнатами, жильцы которых пользуются общей кухней, и недорогими апартаментами для посуточной аренды.
Кстати, этот дом и его двор вы могли видеть, даже не бывав в Петербурге. Он служил декорациями для сериалов «Бандитский Петербург», «Зимняя вишня» и «Шерлок Холмс».
Самый популярный вопрос, связанный с домом, касается его первого владельца. Михаил Павлович Толстой (1845-1913) - представитель графской ветви огромного рода Толстых. Понимая, что хочется уже узнать главное, невозможно не отметить, что Михаил Павлович - потомок Рюрика по женской линии (через князей Вяземских), а также прямой потомок Ивана III Великого и Софьи Палеолог через своего деда.
Вот и дошли до главного: да, родственник. Михаил Павлович Толстой - пятиюродный брат того самого Льва Николаевича Толстого (который на самом деле Лёв). Алексею Константиновичу Толстому, который «Упырь», «Князь серебряный» (это его произведения, а не прозвища), «Семья вурдалака», он тоже пятиюродный брат.
А еще он четвероюродный племянник Федора Толстого Американца (вот тут уже прозвище). Этот товарищ, пожалуй, еще более интересен. Судите сами: поучаствовал в первой российской кругосветке (той, которой руководил Иван Федорович Крузенштерн, который человек и пароход). Плыл (или шел, если вы душнила) он при этом на шлюпе «Надежда», где размещалась делегация Николая Резанова, который станет прообразом главного героя рок-оперы Андрея Вознесенского «Юнона и Авось» («Я тебя никогда не забуду. Я тебя никогда не увижу»). Неоднократно упоминался в стихах Пушкина (не в лучшем свете, хотя потом они и подружились), а также в «Былое и думы» Герцена.
Теперь для тех, кто захочет посетить этот дом. Зайти во двор можно как со стороны Фонтанки, так и со стороны Рубинштейна. Но все двери во двор - на домофон. Кроме того, к нам с женой в момент, когда мы фотографировали двор, подошел охранник и сказал, что фото и видео съемка запрещены. После моего комментария о том, что дом является объектом культурного наследия, и никто не имеет права запретить мне снимать его («Закон об объектах культурного наследия народов РФ» от 25.06.2002 №73 ФЗ вам в помощь), а также предложения вызвать полицию, чтобы уже они объяснили мне, что же я нарушил, охранник ответил, что нам не стоит обижаться, если нам «сломают ноги охранники членов ТСЖ».
Съемку мы закончили спокойно, больше нас никто не беспокоил, но в случае, если все-таки решите посетить этот объект, будьте аккуратны.
Адрес дома: Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки, 54.
Подписывайтесь на мой канал, ставьте статье 👍 и пишите комментарии 👇