В ноябре вышло интервью с профессором МФТИ Алексеем Савватеевым, в котором он заявил, что массовая школа в России умерла. Теперь он вместе со своими коллегами подготовил Манифест её спасения.
По мнению профессора, наша страна находится «на пороге безвозвратной гибели качественного массового школьного образования», для спасения которого он с единомышленниками и составил Манифест. Текст обращения опубликован в Интернете. Что авторы собираются с ним дальше делать, пока неясно. Будет ли содержание Манифеста донесено до властей?
Приведу основные мысли из этого воззвания.
Сначала в Манифесте обозначены проблемы современной школы:
- массовое школьное образование, особенно вне двух столиц, находится в состоянии прогрессирующего распада;
- с каждым годом растёт пропасть между Москвой и провинцией;
- общедоступность бесплатного образования не обеспечивается;
- во многих регионах имеется острый дефицит учителей: низкие зарплаты, огромный объем отчетности, профессиональное выгорание, старение и непрестижность профессии ведут к уходу грамотных учителей из школ;
- качество образования быстрыми темпами снижается;
- российское образование не имеет явной социальной цели и никак не связано с реальным обустройством жизни учеников после окончания школы;
- кризис подготовки школьных учителей;
- ситуация усугубляется инициативами по скорейшему внедрению цифровых технологий в школьное образование.
Авторы документа подчеркивают, что экранизация не является ни полноценной, ни даже «костыльной» заменой живого педагогического процесса, не говоря уже о том, что воспитательная функция образования при этом исчезает вовсе.
Далее сказано, к чему эти проблемы могут привести в ближайшем будущем:
1. Острая нехватка людей, способных поддерживать функционирование современного общества.
2. Резкое обострение политических рисков, связанных с молодежью.
Обозначена цель авторов Манифеста
Возрождение качественного массового школьного образования.
Предложения по спасению российского образования
Они основаны на трех ключевых идеях: кто будет учить, чему будут учить и как будут учить.
Идея первая: «Кто будет учить в школе?»
В школе будет учить учитель, а чтобы привлечь педагогов, следует сделать следующее:
1. Существенное быстрое повышение социального статуса и престижа профессии «школьный учитель»:
- Резкое и быстрое повышение в несколько раз реальных окладов «за ставку» школьных учителей на территории всей страны. Минимальный уровень зарплаты учителя за одну ставку - в объеме 5 МРОТ.
- Введение «учительской ипотеки».
- Результатом увеличения зарплаты и повышения социального статуса станет возврат мужчин-учителей в среднюю школу.
- Предоставление учителям официальной дисциплинарной власти в школах, что позволит решить проблему неадекватных учеников, срывающих процесс обучения и хамящих преподавателям. Этот вопрос требует решения на законодательном уровне, с воплощением в жизнь с помощью телефонов доверия и т.д.
2. Освобождение школьных учителей от бремени бюрократической отчетности, ее минимизация для учителей-предметников:
- Расформирование Рособрнадзора.
- Максимальное сокращение отчетности школьных учителей.
- Превращение статистики по отчетности во внутреннее дело школы.
- Требование максимальной информационной прозрачности статистики Министерства просвещения.
3. Сокращение раздутой, чрезмерной нагрузки на школьных учителей до разумных объемов:
1. Сокращение числа учеников в классах до цифры не более чем в 20 человек.
2. Сокращение (благодаря резкому повышению зарплат) количества случаев, когда учителям приходится работать на 2-3 ставки.
4. Присвоение школьным учителям статуса, аналогичного статусу государственных служащих.
5. Возрождение системы высшего педагогического образования.
6. Приоритет — возрождению массовой начальной школы.
Идея вторая: «Чему будут учить в школе?»
- Обучение должно проводиться по школьным учебникам.
- Акцент на получение фундаментальных знаний.
- Ревизия учебников и пособий, используемых в массовой школе.
Идея третья: «Как будут учить в школе?»
- Основа школьного обучения — преподавание учителями вживую, лицом к лицу с учениками.
- Цифровизация — второстепенный и вспомогательный инструмент преподавания в школах.
- Инструктивизм как основа массового школьного образования. Поэтому необходима ставка на традиционные методы преподавания, которые обеспечивают эффективную передачу фундаментальных знаний школьникам.
- Возвращение выпускных экзаменов и вариативноть ЕГЭ. Предлагается вернуть выпускные экзамены по всем изучаемым в школе предметам. Отказ от идеи немедленной отмены ЕГЭ. Вместо этого следует дать школьникам возможность сдавать ЕГЭ несколько раз, а само содержание ЕГЭ подвергнуть значительной вариативности, чтобы к конкретному экзамену нельзя было подготовиться по «почти идентичным» «пробникам».
Заканчивается Манифест такими словами:
«Победа в «гонке искусственного интеллекта» требует возвращения в школы грамотных и ответственных учителей, а также мудрых управленцев (вместо «эффективных менеджеров»!), ставящих и решающих насущные для школы задачи (а не задачи, продиктованные «внешней повесткой»)».
Полный текст Манифеста можно прочитать здесь и здесь.
ПОДПИСАТЬ петицию вы можете здесь.
Поделитесь мнениями о том, что вы думаете о Манифесте и об идеях профессора Савватеева. Утопия или реально выполнимая прграмма?
Другие статьи о школе, образовании и воспитании читайте на канале "REALITY ШКОЛА".