36,9K подписчиков

Профессор Савватеев: Манифест спасения массовой школы в России

12K прочитали
В ноябре вышло интервью с профессором МФТИ Алексеем Савватеевым, в котором он заявил, что массовая школа в России умерла. Теперь он вместе со своими коллегами подготовил Манифест её спасения.

В ноябре вышло интервью с профессором МФТИ Алексеем Савватеевым, в котором он заявил, что массовая школа в России умерла. Теперь он вместе со своими коллегами подготовил Манифест её спасения.

По мнению профессора, наша страна находится «на пороге безвозвратной гибели качественного массового школьного образования», для спасения которого он с единомышленниками и составил Манифест. Текст обращения опубликован в Интернете. Что авторы собираются с ним дальше делать, пока неясно. Будет ли содержание Манифеста донесено до властей?

Приведу основные мысли из этого воззвания.

Сначала в Манифесте обозначены проблемы современной школы:

  • массовое школьное образование, особенно вне двух столиц, находится в состоянии прогрессирующего распада;
  • с каждым годом растёт пропасть между Москвой и провинцией;
  • общедоступность бесплатного образования не обеспечивается;
  • во многих регионах имеется острый дефицит учителей: низкие зарплаты, огромный объем отчетности, профессиональное выгорание, старение и непрестижность профессии ведут к уходу грамотных учителей из школ;
  • качество образования быстрыми темпами снижается;
  • российское образование не имеет явной социальной цели и никак не связано с реальным обустройством жизни учеников после окончания школы;
  • кризис подготовки школьных учителей;
  • ситуация усугубляется инициативами по скорейшему внедрению цифровых технологий в школьное образование.

Авторы документа подчеркивают, что экранизация не является ни полноценной, ни даже «костыльной» заменой живого педагогического процесса, не говоря уже о том, что воспитательная функция образования при этом исчезает вовсе.

Далее сказано, к чему эти проблемы могут привести в ближайшем будущем:

1. Острая нехватка людей, способных поддерживать функционирование современного общества.

2. Резкое обострение политических рисков, связанных с молодежью.

Обозначена цель авторов Манифеста

Возрождение качественного массового школьного образования.

Предложения по спасению российского образования

Они основаны на трех ключевых идеях: кто будет учить, чему будут учить и как будут учить.

Идея первая: «Кто будет учить в школе?»

В школе будет учить учитель, а чтобы привлечь педагогов, следует сделать следующее:

1. Существенное быстрое повышение социального статуса и престижа профессии «школьный учитель»:

  • Резкое и быстрое повышение в несколько раз реальных окладов «за ставку» школьных учителей на территории всей страны. Минимальный уровень зарплаты учителя за одну ставку - в объеме 5 МРОТ.
  • Введение «учительской ипотеки».
  • Результатом увеличения зарплаты и повышения социального статуса станет возврат мужчин-учителей в среднюю школу.
  • Предоставление учителям официальной дисциплинарной власти в школах, что позволит решить проблему неадекватных учеников, срывающих процесс обучения и хамящих преподавателям. Этот вопрос требует решения на законодательном уровне, с воплощением в жизнь с помощью телефонов доверия и т.д.

2. Освобождение школьных учителей от бремени бюрократической отчетности, ее минимизация для учителей-предметников:

  • Расформирование Рособрнадзора.
  • Максимальное сокращение отчетности школьных учителей.
  • Превращение статистики по отчетности во внутреннее дело школы.
  • Требование максимальной информационной прозрачности статистики Министерства просвещения.

3. Сокращение раздутой, чрезмерной нагрузки на школьных учителей до разумных объемов:

1. Сокращение числа учеников в классах до цифры не более чем в 20 человек.

2. Сокращение (благодаря резкому повышению зарплат) количества случаев, когда учителям приходится работать на 2-3 ставки.

4. Присвоение школьным учителям статуса, аналогичного статусу государственных служащих.

5. Возрождение системы высшего педагогического образования.

6. Приоритет — возрождению массовой начальной школы.

Идея вторая: «Чему будут учить в школе?»

  1. Обучение должно проводиться по школьным учебникам.
  2. Акцент на получение фундаментальных знаний.
  3. Ревизия учебников и пособий, используемых в массовой школе.

Идея третья: «Как будут учить в школе?»

  1. Основа школьного обучения — преподавание учителями вживую, лицом к лицу с учениками.
  2. Цифровизация — второстепенный и вспомогательный инструмент преподавания в школах.
  3. Инструктивизм как основа массового школьного образования. Поэтому необходима ставка на традиционные методы преподавания, которые обеспечивают эффективную передачу фундаментальных знаний школьникам.
  4. Возвращение выпускных экзаменов и вариативноть ЕГЭ. Предлагается вернуть выпускные экзамены по всем изучаемым в школе предметам. Отказ от идеи немедленной отмены ЕГЭ. Вместо этого следует дать школьникам возможность сдавать ЕГЭ несколько раз, а само содержание ЕГЭ подвергнуть значительной вариативности, чтобы к конкретному экзамену нельзя было подготовиться по «почти идентичным» «пробникам».

Заканчивается Манифест такими словами:

«Победа в «гонке искусственного интеллекта» требует возвращения в школы грамотных и ответственных учителей, а также мудрых управленцев (вместо «эффективных менеджеров»!), ставящих и решающих насущные для школы задачи (а не задачи, продиктованные «внешней повесткой»)».

Полный текст Манифеста можно прочитать здесь и здесь.

ПОДПИСАТЬ петицию вы можете здесь.

Поделитесь мнениями о том, что вы думаете о Манифесте и об идеях профессора Савватеева. Утопия или реально выполнимая прграмма?

Другие статьи о школе, образовании и воспитании читайте на канале "REALITY ШКОЛА".