Найти тему

"Чёрный дождь"

Отзывы на фильмы и книги на этом канале пишу не только я, но и замечательный автор Алексей «Рекс» - энтузиаст-исследователь Эпохи Пара, чьи истории в духе Жюля Верна, то есть чистейший паро-панк, можно прочитать сразу на нескольких сайтах. Соответствующие ссылки внизу статьи:)

А почему сегодняшний отзыв от него? А потому что книга, которую он представляет, написана в жанрах Стимпанк, ЛитРПГ, Приключения!

Чёрный дождь
Артём Скороходов
Аннотация:
Страшные тайны паровых роботов, безумных ученых, усатых злодеев и армии хищных механоидов. Примите вашу микстуру, проверьте револьвер, пристегните фиксаторные ремни, наш дирижабль отправляется...
Картинка никакого отношения к роману не имеет, просто подходит по духу к аннотации)) Это часть иллюстрации "Радиополицейского автомата Хьюго Гернсбэка" из журнала "Наука и изобретения", май 1924 г.
Картинка никакого отношения к роману не имеет, просто подходит по духу к аннотации)) Это часть иллюстрации "Радиополицейского автомата Хьюго Гернсбэка" из журнала "Наука и изобретения", май 1924 г.

ЛитРПГ - один из самых сложных жанров.

Для снятия стресса нейросеть прописала герою виртуальную игру, услав его в мир паро-панка. А игра-то затягивает. Но и реальную жизнь, со всеми её заботами, а главное работой - этого никто не отменял. И когда кажется что жить в таком бешеном ритме невозможно, темп событий только нарастает - на фоне полётов на дирижаблях в викторианских декорациях классического паро-панка. За выполнение квеста награда: Возврат к нормальной жизни. Отказ: Не предусмотрен!

Да, это ЛитРПГ. Удалось или нет?

В небе плавают, а порой и сражаются дирижабли, по улицам раскатывают пароциклы и паромобили, разгуливают существа живые и механические, и на всё это льётся дождь, чёрный от сажи из фабричных труб. К счастью, это всего лишь игра. Виртуальная игра, в которую герой заходит изредка. Не по своей воле, а по прихоти начальства.

Да, самое главное для него это конечно же реальная жизнь. Герой нормальный человек. Ни разу не пропащий геймер. Даром не нужны ему эти игры. Но и работу терять неохота, вот и приходиться подчиниться приказу.

Да только ведь игра на то и придумана, чтобы не давать скучать. И как это прикажите совмещать с реальной жизнью, ведь то самое начальство от прочих служебных обязанностей не освободило, а ещё и новых норовит навалить на исполнительного сотрудника. Куда уж тут до любви...

Любовь будет обязательно. Но - вот тут самое время поговорить про жанр этого произведения. Это ЛитРПГ - один из самых сложных жанров нынче. Но почему?

ЛитРПГ отличает специфика подачи материала. Не всякому читателю такая подача привычна. Более того, ещё относительно недавно такая подача повествования показалась бы не только странной, но даже неприемлемой и в кругу заядлых игроков в компьютерные игры.

Вспомните, блиставшие 20 лет назад журналы "Навигатор игрового мира" и "Игромания" - в каждом номере они радовали нас высоко-художественными рассказами на темы компьютерных игр. Ничего подобного современным ЛитРПГ тогда не было.

И вот с тех пор народилось и уже выросло новое поколение. Игры теперь не диковинка. И восприятие другое. И появление жанра ЛитРПГ - закономерность.

Но все ли читатели поспевают за временем? Роман "Чёрный дождь" с самого начала задаёт высокий ритм. Пара страниц на вводную часть и вот уже закручивается сюжет. А дальше переходит на бег, галоп, несётся крупными скачками. Абстрактный читатель ещё не успел включиться, а книга уже подгоняет его - давай, не отставай, дальше будет только интереснее!

И правда будет. Но в то же самое время, заядлый геймер, зевая, жалуется и требует, чтобы сюжет не тормозил в первой трети(!) книги - это там, где темп повествования уже на пределе.

Очень трудно вести рассказ с таким внутренним ритмом. И ещё труднее - угодить всем. Лично мне повезло, со своим скромным игровым опытом, я попал примерно в серединку. Мне читать было комфортно. Но я понимаю, что существуют и другие. Одни просят помедленнее, другим подавай скорость.

Нет, быстрее невозможно!

Роман "Чёрный дождь" уже дошёл до той грани, свыше которой словесное повествование ускориться не может. И это создаёт ещё одно неявное ограничение - роман вышел скорее для мальчиков, чем для девочек.

Нет, никто конечно же не запрещает читать "Чёрный дождь" и дамам. Тем более там и про любовь... Но высочайший темп не оставляет места для пространных описаний, которые читательницам так нравятся. Да и мужчинам порой интересно прочесть чуть больше подробностей. Но - времени нет!

Герой "Чёрного дождя" брошен в игру, когда у него и в реальной жизни цейтнот. И произведение показывает нам происходящее его глазами - загнанного человека, который всё же прорывается сквозь препоны. Некогда любоваться красотами.

Да Вы и сами, читатель этих строк, поди знаете, как это бывает в игре. Хорошо бы остановиться, оглядеться, насладиться пейзажем... вместо этого несёшься сломя голову, прыгаешь в бездонные пропасти, палишь на ходу во всё, и пытаешься увернуться от летящих в тебя выстрелов.

"Черный дождь" великолепно передаёт это ощущение. Но - такое не для всех.

Скорость завораживает. Но вот, прочтя роман от корки до корки, можно ли сказать каков характер главной героини? Боюсь что нет. Мы лишь узнали мотив поступков, но не более того. Конечно, если у читателя есть достаточный жизненный опыт, он и сам прекрасно домыслит всё остальное (например, я в этой героине узнал свою бывшую подругу :-) ). А у кого богатого жизненного опыта нет? Неужели для них понимание этой сюжетной линии потонет в тумане "Чёрного дождя"?

Правда, ответа на эти волнительные вопросы о женском характере, не узнал и сам герой. А мы ведь видим мир только его глазами. И читатель остаётся заинтригованным. Это, конечно, хорошо - если книга будет иметь продолжение. Но если нет - о, гнев обманутого в ожиданиях читателя может быть ужасен.

Да и характер самого героя не успел раскрыться. Хотя он точно изменился. Мы видим его нерешительным в начале, но в конце он уже готов принимать решения. Как и когда именно произошла в нём эта перемена? Мы не успеваем заметить. Слишком уж быстро проносится сюжет.

Кинематографичность происходящего, высочайшая насыщенность действом - вот что отличает "Чёрный дождь". Но для полноты картины не хватает малости - чуть более подробных описаний. Таких, будто сделал скриншот и спокойно разглядываешь его вне игры.

И последнее пожелание. На первый взгляд несущественное, но... Эпоха Пара это не только стрельба из револьверов. Если уж говорит о боестолкновениях - а они в компьютерной игре сплошь и рядом - то духу времени замечательно соответствуют поединки на холодном оружии. И "Черный дождь" подошёл к этой идее вплотную, лишь маленький шажок остался. Однако, в критической ситуации герой палит дуплетом из обреза двустволки - будучи зажатым в объятья. Что ж, в игре такое возможно. И герой, как современный человек, и мыслит по-современному - выстрелить естественное решение для самозащиты.

Но ведь создатели игры наверное должны были продумать игромеханику в более подобающей Эпохе Пара манере. Вблизи - коли и руби, а не стреляй!

Возможно, всё дело в том, что в "Чёрном дожде" мы чаще встречаемся с обитателями трущоб. Из холодного оружия они применяют лишь ножи да кастеты. На военной службе герою доводится применить в бою штык. Но почему командующий батальоном офицер использует только револьвер? Где его булатная сабля в тот самый миг, когда вражеская кавалерия атакует пиками?

А какое замечательное разнообразие могли мы увидеть в среде аристократов. Благородный кавалер при шпаге. А вот прогуливается знатный мещанин, которому носить шпагу в городе не положено по статусу. Но трость в его руке не проста - в ней скрыт клинок рапиры. И даже дама может спрятать в своей пышной причёске заколку-стилет. Я уж не говорю про различные "цепные мечи" - механические пилы с вращающимися зубьями из игро-вселенной "Warhammer 40k".

Быть может, оружие ближнего боя не имеет смысла в игре?

Уж не знаю, как там будет обстоять дело в далёком будущем виртуальных игр, а пока ещё опытные игроки замечают, что на самой малой дистанции стрелковое оружие подчас совсем неэффективно. Программисты могут объяснить, что это связано с обсчётом модели, с пингом, синхронизацией, между прочим и с точкой выстрела - когда ствол Вашей модели прорисовался сквозь модель прижавшегося к Вам вплотную врага. И в этим ситуациях - в современных играх - нередко холодное оружие заметно эффективнее.

И оно обязано быть эффективным в виртуальной игре по Эпохе Пара. Дизайнеры просто обязаны были продумать, как подвести игрока к мысли: вблизи не стреляй, а фехтуй!

Паро-панк прямо-таки провоцирует уделять внимание не только стрельбе - но и изящному фехтованию. Речь не только и даже не столько о драках в подворотнях. Речь именно о красивых кавалерах. И благородных дуэлях. Которые вроде бы упоминаются - но в "Черном дожде" этой части игровой жизни увидеть не довелось. Хочется надеяться, что в продолжении, этот пробел будет восполнен. И нам откроются уже не трущобы - но интриги высшего света.

Вот этим пожеланием я и хотел бы завершить свои размышления о произведении.
Читайте "Чёрный дождь" - но будьте готовы, роман захватит вас и прогонит через себя словно молния среди туч чёрного дождя.

P.S.: А потом вторично захватит вас в своё продолжение, да ещё аж на целых две книги! Ведь они уже написаны и только ждут своих читателей!

Артём Скороходов https://author.today/u/snow_leshen/works
"Черный дождь" https://author.today/work/73102
Алексей "Рекс" http://steamage.ru/go/rosdb/
Особенности фантастики паро-панка - Алексей «Рекс»