Найти в Дзене
Жанна Швыдкая

Почему хотели перегнать Америку, но надорвались? Предательство элит, «совок» от интеллигенции и пепси-джинсовая свобода

Почему хотели догнать и перегнать Америку, но в результате надорвались? Предательство национальных элит, «совок» от интеллигенции и пепси-джинсовая свобода в капиталистическом раю. Продолжаю цикл публикаций «Разговор с отцом». Часть 7. Ссылки на предыдущие в конце статьи. 1. Догоним и перегоним… Надорвались Еще в 50-е советское руководство в лице товарища Хрущева выдвинуло лозунг: «Догоним и перегоним Америку!». Все эти годы Советский Союз продвигал себя как сверхдержаву, соревнуясь со Штатами не только в каких-то конкретных экономических показателях (мясо, молоко, пшеница и пр.), но и в идейных основах. США соревновательный вызов приняли, пообещав не уступать СССР в космической и ядерной отраслях, в разработке вооружений. Схлестнулись два противоборствующих строя: социализм и капитализм. На равных не получилось. Тот, кому отказывают в равенстве, вынужден добиваться превосходства, в противном случае его уничтожат. Началась гонка вооружений. Только так СССР мог вынудить США признавать

Почему хотели догнать и перегнать Америку, но в результате надорвались? Предательство национальных элит, «совок» от интеллигенции и пепси-джинсовая свобода в капиталистическом раю. Продолжаю цикл публикаций «Разговор с отцом». Часть 7. Ссылки на предыдущие в конце статьи.

1. Догоним и перегоним… Надорвались

Еще в 50-е советское руководство в лице товарища Хрущева выдвинуло лозунг: «Догоним и перегоним Америку!». Все эти годы Советский Союз продвигал себя как сверхдержаву, соревнуясь со Штатами не только в каких-то конкретных экономических показателях (мясо, молоко, пшеница и пр.), но и в идейных основах. США соревновательный вызов приняли, пообещав не уступать СССР в космической и ядерной отраслях, в разработке вооружений. Схлестнулись два противоборствующих строя: социализм и капитализм. На равных не получилось. Тот, кому отказывают в равенстве, вынужден добиваться превосходства, в противном случае его уничтожат. Началась гонка вооружений. Только так СССР мог вынудить США признавать свои интересы. Это была гонка на износ. Оборонная промышленность работала на полную мощность, вытягивая, словно пылесос, ресурсы из других отраслей. На оборонку трудились лучшие инженерные умы и рабочие кадры, строились новые заводы, разрабатывались новые технологии. Кроме оборонных заводов возводили крупные инфраструктурные объекты, появлялись ГЭС, ТЭЦ, атомные станции, металлургические и машиностроительные заводы, авиационные, судостроительные и многие другие, вокруг которых вырастали новые города. Производство товаров народного потребления шло по остаточному принципу. Произошел перекос экономики (об этом я рассказывала в предыдущих статьях – ссылки ниже).

В 70х годах была предпринята попытка выровнять перекос в том числе и за счет импорта, но в 1986 году мировые цены на нефть упали до 10 долларов за баррель. Страну захлестнул настоящий дефицит, достигший пика в начале 90-х. Когда в магазине нет штанов и колбасы, а вместо туалетной бумаги приходится резать на кусочки идеологическую газету «Правда», то ни на какой идеологии долго не продержишься. Но не дефицит туалетной бумаги развалил Советский Союз. Что тогда стало опиумом для народа? Что подтолкнуло выбрать капиталистический путь развития и всей страной устремиться в противоположном направлении?

Причин этому несколько, и они очень глубокие. Сегодня лишь о двух: пепси-джинсовом опиуме для народа и предательстве элит.

2. Пепси-джинсовый опиум для молодежи

В 50-60е годы и высшее руководство, и обычные граждане, оценивая жизнь в стране, сопоставляли с довоенным и послевоенным периодами. На этом фоне ситуация выглядела очень достойно. С каждым годом экономика страны крепла, жизнь улучшалась, у людей было понимание того, ради чего они живут, трудятся и терпят бытовые невзгоды. «Если не мы, то дети точно будут жить при коммунизме» - говорили тогда, и самое важное, верили в это, как и верили всему тому, что вещали руководители страны с высоких трибун.

В 70-80е годы подросло молодое поколение, которое не знало на личном опыте что такое голод и послевоенная разруха. Молодежь сравнивала жизнь в своей стране уже не только с жизнью своих родителей, бабушек и дедушек, но и с жизнью на капиталистическом Западе и во «вражеской» Америке. «Железный занавес» стал уже не таким непроницаемым, как раньше. Все больше советских граждан ездило в туристические поездки в страны социалистического лагеря, все больше иностранцев приезжало к нам. На территорию СССР стали просачиваться импортные товары, качество которых было на порядок выше тех, что производились в нашей стране. Рассказы о товарном изобилии в заграничных магазинах на фоне нашего скромного ассортимента вызывали зависть. Все чаще глаза и умы советских людей были устремлены в сторону «загнивающего запада», а их сердца покорили джинсы Levi’s, кроссовки Adidas, видеомагнитофон Panasonicи французские духи Chanel№5, ставшие заветной мечтой молодого поколения 70-80х годов.

Добывание импортных товаров стало важной частью жизни советских граждан. Кроме централизованных поставок из стран соцлагеря, импортные товары привозили туристы и командировочные. Возле комиссионных магазинов и специальных магазинов «Березка», где отоваривались только по чекам, стояли фарцовщики, которые скупали дефицитные товары и тут же их перепродавали в два раза дороже. Импорт все чаще поступал и в обычные магазины, особенно столичные, но до прилавков доходило не многое - в основном распределялась из-под полы между своими и уходило фарцовщикам. Люди занимали очередь с ночи, стояли часами, чтобы купить заветные югославские сапоги, чешский хрусталь или косметику.

В 70-е, в среде так называемой интеллигенции и советской богемы стали распространены термины «совок» и «совдепия», которыми выражалось презрение ко всему, что производилось в СССР и к людям, придерживающимся советской идеологии и уклада жизни. Это поразительная особенность советской интеллигенции презирать свою страну, сохранившая, кстати, и в наши дни, была подхвачена молодежью, стремившейся во что бы то ни стало отгородиться от советского образа жизни и идеалов старшего поколения. Западные джинсы, пепси и рок-н-ролл олицетворяли ту самую свободу, которой не хватало советской молодежи. Это и стало тем самым опиум для молодежи 70-х, подсев на который, эта самая, но уже повзрослевшая молодежь, в 1991 году проголосовала за выход из состава СССР и кардинальную смену курса. Все побежали в сторону капитализма.

Огромная страна, победившая в Великой Отечественной войне, в рекордные сроки поднявшая страну из руин, опередившая весь мир в освоении космоса и атома, давшая гражданам уникальные права, социальные гарантии и уверенность в завтрашнем дне, тем не менее, потерпела поражение в самой главной для себя битве – битве за сердца молодежи. Именно молодежь 70х, подсаженная на миф о пепси-джинсовой свободе в капиталистическом раю, стала движущей силой событий начала 90-х, в том числе, шахтерских движений.

3. Предательство

Приход к власти М. Горбачева 1985 году стал глотком свежего воздуха. Наступило время больших надежд и больших ожиданий. Страна воспряла духом. Никто тогда даже в самом страшном сне не мог представить, что в 1991 году именно этот человек подпишет смертный приговор своей стране. Но до этого события оставалось еще шесть лет, а пока истосковавшиеся по переменам советские граждане с энтузиазмом произносили новые и такие притягательные слова: «перестройка», «гласность», «ускорение», «новое мышление». Был взят курс на омоложение управленческих кадров, началась антиалкогольная кампания, негативные явления в жизни общества больше не скрывались и активно обсуждались.

Тем не менее, четкого плана преобразований не было, да и о том, что результаты перемен бывают разные, никто тогда не думал. В угоду Западу интересами собственной страны пренебрегали, а моральные устои общества подрывались. В открытые навстречу западным ценностям двери страну хлынул селевой поток из демократических свобод, преподнесенный как великое благо и достижение перестройки, и которые, по мнению советских граждан, должны были принести им такой же высокий уровень жизни, как на Западе. По факту страну захлестнула наркомания, порнография, обострились межнациональные конфликты, произошло падение нравов и обесценивание человеческих ценностей, но самое главное – люди были доведены до отчаяния: в стране не было ни продовольствия, ни одежды, ни работы, а те, кто работал - не получал зарплату по несколько месяцев. Перестройка развязала кризис, который стал всеобъемлющим.

Вместо того, чтобы заниматься экономикой и выравнивать ситуацию, М. Горбачев занимался демагогией и многочисленными зарубежными поездками, сдавая одну за одной ключевые позиции Западу. В 1988 году в СССР был приглашен из Америки эксперт по вопросам проведения перестройки американский экономист российского происхождения В.В. Леонтьев.

В 1989 году, во время встречи на Мальте с Джоржем-Бушем старшим, М. Горбачев капитулировал перед Америкой и сдал СССР. Занятые выживанием люди этого даже не заметили. Именно тогда страну сотрясали массовые забастовки шахтеров. Этим быстро воспользовались либерал-демократы, превратившие забастовки в политические выступления. Поначалу простые и правомочные экономические требования шахтеров (зарплаты, отпуска, северные надбавки и пр.) очень быстро дополнились политическими. По сути, это и была одна из первых цветных революций, которую Запад провернул на территории СССР, но у нас она была черная, как угольная пыль. Именно шахтерские выступления стали той силой, на которую опирался Б. Ельцин в своем противостоянии с М. Горбачевым, и именно это позволило окончательно сломать СССР. К экономике или улучшению жизни рабочих политические требования шахтеров никакого отношения уже не имели.

С 1990 ситуация перестала быть управляемой. Этим воспользовались национальные элиты союзных республик и разные либерал-демократы, подливавшие масла в огонь народного недовольства. Фактическая же власть оказалась в руках организованного криминала и бандитских группировок. В борьбе за свой кусок от огромного пирога под названием Союз Советских Социалистических республик схлестнулись национальные элиты. Начался «парад суверенитетов». Бывшие советские республики проводили референдумы и выходили из состава СССР.

30 лет в «капиталистическом раю»

Лишь сейчас, после тридцати лет пребывания в этом самом «капиталистическом раю», люди начинают переосмысливать события середины 80-х начала 90-х. Постепенно приходит понимание того, что не все было так плохо в советском обществе, как нам пытались представить продавцы воздуха под названием «демократические ценности и свободы» - те самые продавцы воздуха, которые долгие годы приучали нас стыдиться своей истории. Не смотря на все минусы советского общества, в нем было много хорошего и самое главное - была уверенность в завтрашнем дне.

История, словно маятник: достигнув своей высшей точки в одной стороне, естественным образом устремляется в другую. В отличие от маятника, люди обладают способностью анализировать и учиться на ошибках.

Фотографии в галерее ниже сделаны автором на выставке в Русском музее (Мраморный дворец), Санкт-Петербург

В следующей статье в рамках цикла публикаций «Разговор с отцом» - я расскажу историю о человеке принципов, который ради работы у станка отказался от партийной карьеры и одним из первых добровольно вышел из рядов КПСС.

Ссылки на предыдущие статьи цикла «Разговор с отцом».

Часть 1. Как жила семья заводского рабочего в 70-80х годах XX века? Зарплаты, цены, квартиры. Рассказ моего отца. Часть 1

Часть 2. О счастье, любви, мечтах и дефиците в 70-80х годах. Разговор с отцом. Пять вопросов. Часть

Часть 3. Английские туфли из СССР, которым 50 лет и которые до сих пор носит мой отец. Реальная история. Из цикла «Разговор с отцом». Часть 3

Часть 4. Бесплатные квартиры и кредит под 1%. В чем ирония жилищного вопроса по-советски? Часть 4

Часть 5. Спецоперация под прикрытием: как мои родители гарнитур в 80-е добывали? Из цикла «Разговор с отцом». Часть 5

Часть 6. Почему советская одежда была безликой, а обувь неудобной? Первые кроссовки, советский инкубатор и «профессиональные» молодожены. Разговор с отцом.

Жанна Швыдкая, писатель, автор книг "Огранка" и "Метаморфоза" декалогии "Гравитация жизни"
Жанна Швыдкая, писатель, автор книг "Огранка" и "Метаморфоза" декалогии "Гравитация жизни"

#история  #психология #ссср #советскоеобщество #политика #экономика #капитализм #культура #литература 

#общество