Найти в Дзене
Pro космос

Договор по космосу 1967 г. важен: основные принципы незыблемы, но бум частников требует актуализации

Источник: РГАНТД
Источник: РГАНТД

27 января 1967 г. Советский Союз, США и Великобритания (страны-депозитарии или хранители текста) подписали «Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела» (далее договор о космосе). За месяц до этого текст, разработанный делегациями СССР и США, был принят резолюцией 2222 (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН. Договор, вступивший в силу 10 октября 1967 г., часто называют основополагающим. Именно им были определены основные правовые рамки международного космического права, которые до сих пор регулируют космическую деятельность всех государств.

Основополагающие принципы международного космического права, согласно договору:
— принцип равноправия государств;
— принцип мирного использования космического пространства;
— принцип мирного решения международных споров;
— принцип сотрудничества государств;
— принцип взаимопомощи;
— принцип регистрации;
— принципы в прикладных видах космической деятельности.

«Среди основных положений документа — запрет для государств-участников размещения ядерного оружия или любого другого оружия массового уничтожения на орбите Земли, установки его на Луне или любом другом небесном теле, или на станции в космическом пространстве. По договору ни одно государство не может присвоить себе космическое пространство или небесное тело. Им же был установлен принцип международной ответственности государств-участников за национальную деятельность в космическом пространстве», — говорится на сайте Роскосмоса в честь 50-летия принятия Договора.

Значение Договора для практической космической деятельности

Принятием основополагающего договора завершился этап становления международного космического права, новой отрасли международного права со своими специфическими отраслевыми принципами. В развитие его положений в следующее десятилетие был подписан ряд важных международных соглашений: о спасении космонавтов/возвращении запущенных объектов; конвенция о международной ответственности за ущерб; конвенция о регистрации запускаемых космических объектов; соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах; конвенция о запрещении военного/враждебного использованию средств воздействия на природную среду.

К концу 1970-х гг. успешная нормотворческая деятельность Комитета ООН по космосу (UNOOSA) фактически завершается. Из-за противоречий между различными группами государств уже не удаётся выработать юридически обязательные акты. Но последующими резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН были приняты принципы по отдельным видам прикладной космической деятельности. Прежде всего, по непосредственному спутниковому ТВ-вещанию, ДЗЗ, использованию ядерных источников энергии в космическом пространстве, принципам передачи ракетных оборудования и технологий (РКРТ)). Эти резолюции хоть и носили рекомендательный характер, но постепенно заложенные в них принципы приобрели статус международного обычая. Им до сих пор неизменно следуют все государства, осуществляющие практическую космическую деятельность. В этом плане значение основополагающего договора о космосе 1967 г., заложившего правовой фундамент для них, трудно переоценить. Другое дело, что по некоторым направлениям этот договор требуется актуализации, всё-таки он был принят более 50 лет назад.

Источник: РИА
Источник: РИА

Необходимость актуализации Договора о космосе 1967 г.

Будучи подписанным в самый разгар Холодной войны, Договор о космосе имел главную цель предотвратить гонку ядерных вооружений в космосе (это сделать удалось) и не допустить национального присвоения космических тел, прежде всего, Луны. Гонка за неё тогда была в самом разгаре, исход её ещё не был ясен, поэтому у обоих сверхдержав была обоюдная заинтересованность в том, чтобы определить её нейтральный статус как «достояния всего человечества» (это также сделать удалось). Соответственно, каждая победа советских конструкторов лучше любых слов дипломатов на переговорах убеждала заокеанских партнёров как можно быстрее подписать такой договор.

Однако в то далёкое время казалось, что освоение космоса ввиду технических сложностей — исключительная прерогатива национальных государств, а вопросы освоения космических ресурсов — дело далёкого будущего. Поэтому эти вопросы в текст основополагающего договора не вошли, либо даются размытыми формулировками, оставляя возможность широкой трактовки (компромиссный характер — основная черта документов, рождённых в условиях взаимоисключающих интересов).

«Если действующий общий правовой режим космического пространства и небесных тел однозначен, то в отношении распространения или нераспространения запрета присвоения на природные ресурсы небесных тел возможны толкования... Согласно первому [подходу], он распространяется и на ресурсы, согласно второму, изъятые из недр небесных тел ресурсы могут стать объектом прав собственности», — отмечает Мариам Юзбашян, доцент МГИМО. Пользуясь такой неопределённостью, США и Люксембург фактически приступили к колонизации космоса, уверен Алексей Исполинов, завкафедрой международного права юрфака МГУ им. Ломоносова.

Так в 2015 г. в США был принят закон о конкурентоспособности в области коммерческих космических запусков (U.S. Commercial Space Launch Competitiveness Act), а в 2017 г. и Люксембургом (Space Resources Law). Оба содействуют коммерческой разведке и разработке космических ресурсов их гражданами и компаниями. Это, как и развитие технологий, а также частной космической деятельности в целом вызывает острую необходимость актуализации договора либо подписания дополнительного юридически обязывающего международного соглашения.

«Международному сообществу в ближайшее время придется внимательнейшим образом отнестись к данному вопросу и создать юридически обязывающий документ по разработке космических ресурсов в коммерческих целях на основе международного консенсуса», — приводит ТАСС заявление пресс-службы Роскосмоса.