66 подписчиков

Чем Япония обязана России?

Если я попрошу сказать с какими продуктами питания у вас ассоциируется Япония, то вряд ли многие назовут шоколад. А тем не менее, Страна восходящего Солнца является крупнейшим потребительским рынком шоколада в Азии, и это несмотря на то, что в регионе есть страны с гораздо большим количеством населения.

Если я попрошу сказать с какими продуктами питания у вас ассоциируется Япония, то вряд ли многие назовут шоколад.

При этом импортный шоколад в Японии составляет менее 10%, а всё остальное производится в самой стране. Шоколадный рынок успешно переживал все экономические кризисы, не просто восстанавливая каждый раз объёмы производства, но неуклонно их наращивая.

Очень значимую роль в популяризации шоколада среди японцев сыграли бывшие подданные Российской империи, оказавшиеся на чужбине после Октябрьской революции.

К этому времени знакомство Японии с шоколадом уже состоялось. Но массовым и популярным продуктом шоколад в Стране восходящего Солнца всё же не был.

Ситуация постепенно менялась с прибытием в Японию европейских иммигрантов, особое место среди которых занимают двое бывших подданных рухнувшей Российской империи.

Первый – некто Макар Гончаров. Про его жизнь до приезда в Японию достоверно почти ничего не известно. Есть несколько разных версий, но однозначно никто сказать не может. В любом случае, для нашей темы интересен именно японский период его жизни, пусть и непродолжительный, но хорошо известный.

Давайте сначала немного официальной истории от компании, которую он создал. Здесь указано, что Гончаров – это бывший придворный кондитер династии Романовых. Он произвёл свой первый шоколад в Японии в 1918 году, а фирма, как юридическое лицо, ведёт свой отсчёт с 1923 года.

Версия, которая встречается в остальных источниках гласит, что Макар Гончаров открыл кондитерское производство, в том числе шоколада, в городе Кобе в 1923 году. А через девять лет, в 1932 году в этот бизнес был привлечён японский инвестор и появилось акционерное общество «M. Goncharoff & Co.».

Если я попрошу сказать с какими продуктами питания у вас ассоциируется Япония, то вряд ли многие назовут шоколад.-2

Да, начальный этап истории фирмы имеет расхождения в разных источниках, но дальнейшая её судьба хорошо задокументирована.

В 1934 году Макар Гончаров передал фирму полностью под управление своему японскому партнёру и уехал в Австралию. Точно причины такого поступка неизветсны, как и дальнейшая судьба Гончарова после отъезда из Японии.

Под руководством японца Мито Иноскэ фирма продолжала работать весьма успешно, с вынужденным перерывом в годы Второй мировой войны. В 1947 году компания была переименована в «M. Goncharov Shokai Co., Ltd», а в 1953 году название сменилось на «Confectionery Goncharoff».

За свою историю этот один из старейших в Японии производителей шоколада пережил немало потрясений: упомянутая Вторая мировая война, сильнейшее землетрясение в 1995 году, экономические кризисы, судебное разбирательство в конце 2010-х из-за того, что в результате переработки один из сотрудников впал в тяжёлую депрессию и добровольно ушёл из жизни.

Несмотря на все сложности фирма, основанная Макаром Гончаровым, благополучно работает и является уважаемым в Японии брендом. Ассортимент достаточно широкий, включая шоколадные конфеты «Whisky Bonbon», с которых фирма и начала производство в далёком 1923 году.

Если я попрошу сказать с какими продуктами питания у вас ассоциируется Япония, то вряд ли многие назовут шоколад.-3

Следующая русская фамилия, очень значимая для популяризации в Японии шоколада – это Морозов.

Фёдор Дмитриевич Морозов родился в 1880 году в Симбирской губернии в купеческой семье. После Октябрьской революции Морозовы покинули новую Россию, пожив сначала в Харбине, затем в Сиэтле и окончательно осели в 1925 году в японском городе Кобе, там же, где и Макар Гончаров.

Если я попрошу сказать с какими продуктами питания у вас ассоциируется Япония, то вряд ли многие назовут шоколад.-4

Предприимчивый Фёдор Дмитриевич сначала торговал тканями вразнос, а в 1926 году он открыл кондитерский магазин «Confectionery Morozoff». Здесь работали русские и китайские иммигранты, а вести дела помогал сын Морозова – Валентин. Кстати, этот магазинчик был открыт не без финансовой помощи всё того же Макара Гончарова.

Бизнес шёл достаточно успешно и нужно было расширять производство. Фёдор Дмитриевич нашёл инвестора в лице японского лесопромышленника. Так в 1931 году появилась компания «Kobe Morozoff Confectionery Co., Ltd».

Отец  и сын Морозовы в цехе приготовления шоколадных конфет, 1933 год
Отец и сын Морозовы в цехе приготовления шоколадных конфет, 1933 год

Через несколько лет отношения Морозовых и японского партнёра начали ухудшаться. Дошло до суда, но гайдзинам, то есть иностранцам, да ещё и с недостаточным знанием языка рассчитывать на справедливость японской Фемиды не стоило. Дело было проиграно. Морозовых не просто исключили из созданного ими бизнеса, но даже запретили как-либо использовать торговую марку «Morozoff».

После этого Фёдор Дмитриевич интерес к кондитерскому делу потерял. Но его сын Валентин Фёдорович продолжил работать и открыл кондитерский магазин «Confectionery Valentine». Последовавшая Вторая мировая война и бомбардировки города Кобе прервали деятельность Морозова.

Но Валентин Фёдорович опять не сдался и после войны открыл новую фирму «The Cosmopolitan Confectionery». А в 1947 году он даже получил заказ на изготовление шоколада для императорского двора.

Основатель семейного дела Фёдор Морозов умер в 1971 году, его сын Валентин, возродивший семейный бизнес назло всем невзгодам, ушёл из жизни в 1999 году. Следующий в роду Морозовых – Валентин Валентинович продолжал дело вплоть до 2006 года, когда по причине финансовых проблем «The Cosmopolitan Confectionery» пришлось закрыть.

Но Морозовы оставили после себя просто огромное наследие в Японии. Во-первых, та фирма, права на которую они потеряли в суде в 1930-х годах, и которая названа по их фамилии, благополучно работает и представлена более, чем тысячей магазинов по всей Юго-Восточной Азии и не только.

Логотип компании
Логотип компании

А во-вторых, именно благодаря кондитерам Морозовым в Японии появилась традиция на день святого Валентина дарить шоколад. В этот праздник абсолютно все производители шоколада Страны восходящего Солнца получают просто колоссальные прибыли.

А началось всё именно с Валентина Фёдоровича Морозова, который ещё в 1936 году, до судебных разбирательств, дал рекламное объявление в англоязычной газете для иностранцев, проживающих в Японии, в котором он призывал в День святого Валентина сделать необычный подарок в виде коробки шоколадных конфет.

Через несколько лет эту идею подхватили другие японские производители шоколада, в частности, упоминавшаяся Morinaga. Всё закрутилось-завертелось и переросло в национальную традицию, но с одной особенностью. 14 февраля шоколадные подарки презентуют не женской половине японского населения, а мужской. Японские барышни разных возрастов тратят огромные деньги на покупку шоколада, ведь подарок нужно сделать абсолютно всем знакомым мужчинам! Я не преувеличиваю.

Но безнаказанным это не остаётся, через месяц, 14 марта в так называемый «Белый день», уже мужчины одаривают женщин шоколадом.

Вот такая история! Спасибо за внимание и не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропустить новые интересные статьи!