История кино, полна парадоксов. Один из них, «Броненосец "Потёмкин"» — фильм, снятый Сергеем Эйзенштейном в 1925 году.
Немой черно-белый фильм, десятилетиями собирал полные залы, и возглавлял вершины всевозможных рейтингов. Картина со временем стала классикой мирового кинематографа, в очевидном влиянии которой, признавались Луис Бунюэль, Стэнли Кубрик, Фрэнсис Форд Коппола и др.
К моменту съемки фильма, броненосец «Потемкин» был уже списан, готовился к утилизации и находился в неудовлетворительном состоянии. Поэтому его роль в фильме исполнил находившийся в Одессе броненосец «Двенадцать Апостолов».
По чертежам, взятым из Адмиралтейства, был воссоздан точный внешний облик мятежного броненосца. Есть версия, что идея снять знаменитую Потемкинскую лестницу, в сцене разгона демонстрации, осенила Эйзенштейна, когда он сидел на этой самой лестнице, ел вишни, а косточки скакали по ступенькам. Но это не более, чем легенда.
Интересно что , Броненосец "Потемкин", может считаться первым российским "цветным" фильмом. По сюжету восставшие матросы, поднимают красный флаг, но как передать нужный цвет в черно-белом фильме? Использовать красный флаг бесполезно, в кадре он все равно будет выглядеть черным. Поэтому решено было поднять полотно белого цвета, а потом вручную раскрасить его в нужный оттенок — на всех кадрах...
Примечательно и то, что картина получила высокую оценку министра пропаганды Третьего рейха Йозефа Геббельса. На встрече с немецкими кинематографистами в марте 1933 года он сказал: "Это чудесный фильм. С кинематографической точки зрения он бесподобен. Тот, кто не твёрд в своих убеждениях, после его просмотра, пожалуй, даже мог бы стать большевиком..."