Вторая мировая война многое изменила в мире, особенно с точки зрения того, как сейчас страны защищают себя. Россия, к концу войны начала активно заниматься производством ядерной энергии и оружия на различных реакторах. Они построили секретный ядерный объект, который использовал воду из близлежащих озер для охлаждения и сброса отходов. Одно из этих озер, озеро Карачай, к 1990 году так часто использовалось для сброса радиоактивных отходов, что простое стояние рядом с ним дало бы достаточно радиоактивной дозы, чтобы убить вас.
Озеро Карачай, расположенное на юге Уральских гор в центральной части России, использовалось в качестве места захоронения радиоактивных отходов с ядерно-оружейных объектов Советского Союза, особенно «Маяк».
Озеро Кызылташ было крупнейшим естественным водоемом, способным обеспечивать водой для охлаждения близлежащие реакторы. Однако вскоре оно было загрязнено из-за системы открытого цикла, из-за которой озеро Карачай, расположенное гораздо ближе к реакторам, стало быстрой свалкой ядерных отходов, которые были слишком горячими для подземных емкостей для хранения. Озеро Карачай изначально планировалось использовать как хранилище чрезвычайно энергетических материалов до тех пор, пока их не удастся вернуть в ёмкости-хранилища на ПО «Маяк». Но это оказалось невозможным из-за чрезвычайно смертельного уровня радиации, к которому добавилась Кыштымская катастрофа 1957 года, вызванная взрывом подземных резервуаров, заразившим всю территорию «Маяка».
Завод «Маяк» был первым реактором, тайно построенным для производства плутония в рамках советского проекта создания атомной бомбы после атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки Соединенными Штатами.
В период с 1945 по 1948 год завод «Маяк» строился с большой поспешностью и секретностью. Цель строительства завода состояла в том, чтобы соответствовать ядерной мощи Соединенных Штатов, и ей был придан первостепенный приоритет после атомных бомбардировок в Японии. Однако не уделялось внимания безопасности рабочих и тому, как осуществлялась утилизация ядерных отходов. Все реакторы были оптимизированы для производства плутония, что также означало производство тонн загрязненных материалов. Они использовали систему охлаждения открытого цикла, и вода, используемая для охлаждения реакторов, ежедневно загрязнялась на тысячи кубометров.
Через два года после того, как о его существовании стало известно, Борис Ельцин, тогдашний президент России, подписал указ, разрешающий доступ западным ученым. По оценкам, отложения озера состоят из отложений полностью высокоактивных радиоактивных отходов, и более 5 миллионов кубометров загрязненной воды.
В 1990 году в районе сброса отходов было выделено 600 рентген в час радиации, что достаточно, чтобы дать человеку смертельную дозу при воздействии всего на час.
С 1960-х годов озеро начало высыхать, и его площадь уменьшилась с 0,5 кв. км в 1951 г. до 0,15 кв. км к концу 1993 г. Радиоактивные отходы будет разнесен ветром и затронет полмиллиона человек. Так, между 1978 и 1986 годами российские инженеры постепенно закрыли озеро бетонными блоками, чтобы предотвратить воздушно-капельное загрязнение. Они использовали более 10 000 бетонных блоков, чтобы предотвратить смещение отложений. Озеро теперь выглядит полностью залитым бетоном, но все еще опасным.