Найти тему
От Байкала до Амура...

Виктора Георгиевского обещали переселить из бамовского жилья, но не уточнили когда

- Может, всё же останетесь и расскажите о себе? – обратилась Лариса Норина к ветерану, зашедшему оплатить взносы. От большого, широкоплечего мужчины с обезоруживающей улыбкой веяло каким-то спокойствием и уверенностью. Про таких говорят – за таким, как за каменной стеной. Первое впечатление, как выяснилось позже, оказалось самым правильным.

Самый классный водитель БАМа с Ларисой Нориной
Самый классный водитель БАМа с Ларисой Нориной

- Да что мне о себе говорить-то? – попытался было возразить Виктор Борисович.

Но остался. И даже оказался интересным рассказчиком, когда не просто: родился, работал, женился.

Виктор родился в Красноярском крае. Родители строили дорогу Абакан-Тайшет. Были транспортными рабочими. В 1973 году многодетная семья Георгиевских переехала в Усть-Кут. Глава семейства - Борис Сергеевич уже как год работал здесь в СМП-288 плотником. Потом был бригадиром: строил мосты, дома в п. Бирюсинка.

- Здесь мы в школу №2 ходили. Нас, детей, было четверо. Мама, Галина Николаевна, тоже в СМП работала. Ей сейчас 85, но до сих пор ухаживает за собой сама.

После школы Виктор окончил ГПТУ в Чуне, где получил специальность водителя-автослесаря. С детства нравилось ему гайки крутить. Да и старший брат – шофёр. В декабре 1977 года устроился в автоколонну №12 «Ангарстроя» автослесарем. Тогда сюда начали уже поступать Магирусы, но хватало ещё и отечественной техники, которую постоянно нужно было ремонтировать. В трудовой книжке ветерана – многочисленные Благодарности и денежные премии за ударный труд.

Водителям на стройке особо расслабляться было некогда. Фото из открытых источников
Водителям на стройке особо расслабляться было некогда. Фото из открытых источников

- Начальником был Михаил Емельянович Муха. Когда я в армию уходил, на моё место взяли брата Сергея. Служил в Ачинске. Где родился, туда и попал служить. Было много интересного. Жизнь тогда кипела. Появилась семья. Пришёл из армии и в 1980 году сыграли свадьбу с Татьяной Николаевной. А неофициально мы вместе с 1977 года.

- А где познакомились?

- Татьяна работала в СМП-288 штукатуром-маляром. Как-то пришли ремонтировать наш гараж, там и познакомились. Она у меня родом из Киренска.

- Парней было намного больше чем девчонок? Бороться за каждую надо было?

- Девчонок тоже хватало, - улыбается Виктор.

- Вспомните о своей свадьбе. Шумно проходила, гостей много было?

- Родители получили тогда квартиру, там и праздновали. Человек 40 было. Три дня гуляли: пятницу, субботу, воскресенье. По ресторанам тогда не ходили, всё простенько было. Выдали нам кольца, два ящика кур, три ящика спиртного. Тогда всё по талонам было. До сих пор живём в любви и согласии. Двое детей. Внук и две внучки.

- В то время на БАМ приезжали артисты, писатели, художники. Помните эти встречи?

- В 1981 году мы делали отсыпку под мостами. Грязь была, всё размывалось. Я работал шофёром на КрАЗе-256. Стоял тогда вагон пассажирский нашего треста, к нему была приделана платформа. Тогда приехавшие певцы выходили из вагона и пели для нас, строителей БАМа. Снег пробрасывал. Досталось им, но отработали хорошо. Салтыков тогда исполнял «Кони в яблоках». Иосиф Кобзон был.

- С супругой вместе были?

- Нет. Она как замуж вышла, родила вскоре. После декрета пошла в больницу. Сначала санитаркой, потом – сестрой-хозяйкой. А перед пенсией в коммунальном хозяйстве диспетчером работала.

- Виктор Борисович, а что чаще вспоминаете со времён БАМа?

- Цель была поставлена – построить магистраль. Помню, начальник автоколонны Баев Владимир Андреевич, Царство ему небесное, всегда говорил: «БАМ построим, потом отдыхать будете». Если работали в день, то с восьми до восьми, в пять часов домой никто не уходил. Тогда строили всю инфраструктуру, курорт.

Помнит ли Виктор Салтыков Звездный? А бамовцы его помнят
Помнит ли Виктор Салтыков Звездный? А бамовцы его помнят

- А чеки на автомобили застали ещё?

- Застал, но не получил. Проблем было много. Нет, одну машину «выстоял», но не себе, а другу. Мне тогда на работе хватало транспорта, дома вполне устраивал мотоцикл. Но потом, конечно, всё поменялось.

- А какие машины получали по чекам?

- Жигули, Москвичи,Таврии. Я, помню, Таврюшку получила, - подключается к разговору Лариса Норина.

- А какие-то дефицитные товары сохранились со времён БАМа? Или простому работяге они были недоступны?

- Нет, почему, мог получить, если в профсоюзе состоял, хорошо работал. Ему могли по талону дать германскую стенку или стиральную машинку. Я сам год был освобожденным председателем профсоюзного комитета, занимался распределением таких товаров.

Тогда по трассе было столько заброшенных автоколонн, где люди сидели без работы. Нужно было их вытаскивать из Бодайбо, Магистрального. СМП-266 потом сюда перебрался, был построен для них посёлок Светлый, дома по ул. Пушкина.

Магирус  - главная машина на БАМе
Магирус - главная машина на БАМе

- А на Магирусе приходилось работать?

- Два года. Очень хорошая машина. По сравнению с нашими грузовиками, земля и небо. КрАЗы - на ремонте, а Магирус ездит и ездит.

После автоколонны, Виктор Борисович трудился сначала в порту, потом на нефтебазе водителем автобуса. Занимался тяжёлой атлетикой. В людях ценит честность и открытость. С такими и общается.

- По жизни со всеми бамовцами встречаемся, но хотелось, чтобы правительство больше обращало на нас внимания. Некоторые половину своей жизни посвятили БАМу, а живут до сих пор в халупах: не расселяют нас в благоустроенные квартиры. Речь идёт о поселке Бирюсинка, деревянных домах по Толстого. Я и сам в таком живу с 85 года. Обещали переселить, но не уточнили когда.

Спасибо, что остаётесь с нами)))

Не скупитесь на лайки, пишите комментарии и подписывайтесь на канал! Вместе мы - сила!