Может — все! Так говорят далеко не о каждом автомобиле. Заслужить подобное определение у простого шофера — дано только избранным авто. Если отбросить предвзятость и реально посмотреть на то, чем сегодня может «похвастать» отечественный автопром, то в списке лучших обязан оказаться автомобиль КамАЗ — 43118.
1. С чего все начиналось
Отметим, что вездеход появился не на пустом месте. По сути он стал итогом модернизации своего предшественника КамАЗ 4310, стоявший на конвейере с 1981 года. Главной причиной рейстайлинга послужило желание Министерства обороны получить в свое распоряжение большегруз повышенной проходимости, с более лучшими показателями по тяговитости, проходимости и ремпригодности. В итоге в 1995 году был одобрен выход в серию обновленного трехосного грузовика с полным приводом.
При этом автомобиль получился эффектным по экстерьеру, приобрел массу уникальных технологических решений, стал более чем универсальным по применению и комфортным для водителя. Все это оказалось быстро замеченным потребителями и, как следствие, обусловило его выход в лидеры среди одноклассников.
2. Устройство
2.1. А вместо сердца — пламенный мотор
Изначально КамАЗ 43118 покидал конвейер с уже зарекомендовавшим себя двигателем 740.30-260 (191/260 кВт/л. с) с рабочим объемом 10,85 л. Позднее в списке вариантов появился и 740.55-300 (206/300 кВт/л.с.) 11,76 литров.
Оба мотора имеют примерно одинаковую степень сжатия (16,8) и соответствовали экологическому классу Евро-2.
Глубокий рейсталинг 2010 года внес обновления не только в экстерьер и интерьер автомобиля, но и расширил ряд моторов. Так отдельные партии тяжеловесов стали комплектоваться моторами Cummins ISB6.7E5 300. Это потребовало полной замены фильтров и этим подняло стоимость его обслуживания, но с другой — добавило автомобилю надежности и подняло его экологический класс.
2.2. В тандеме с мотором
В тандеме с двигателями вездеходу предлагалась отечественная 10-ступенчатая механическая трансмиссия или его немецкий 9-ступенчатый оппонент марки ZF. Суть российской заключается в совместной работе пятиступенчатой КПП и делителя, способного удвоить количество передач (5 — пониженных + 5 — повышенных + две — заднего хода).
Германо-русская трансмиссия имеет восемь основных и одну пониженную передачу, что весьма кстати для автомобилей тяжелого класса.
2.3 Шасси. Прежнее или другое?
Еще на стадии проектирования автомобиль КамАЗ 43118 рассматривался как многофункциональный. В модификациях предусматривалось его использование как:
· Бортового грузовика (как с тентом, так и без него);
· Носителя крана-манипулятора;
· Перевозчика наливных грузов;
· Пожарного автомобиля;
· Передвижной мастерской.
В номенклатуре уникальных решений КамАЗ 43118 есть варианты использования шасси даже под концертные площадки для подвижных музыкальных и танцевальных ансамблей.
За основу были взяты и усилены шасси и рама от предшественника —КамАЗ 4310. Как и положено вездеходу, шасси получило полный привод и рессорную подвеску. Шины снабжены автоматическим регулированием необходимого давления на все колеса. Производителем оно установлено, как 5,6 кг/кв. см (атм.). При эксплуатации в теплое время года, как при поездках в нагруженном состоянии допускается увеличение давления до 6 атм. Стандартный размер «обуви» для автомобиля КамАЗ 43118 — 425/85 R21.
Шасси, подвеска, двигатели и трансмиссия — в комплексе предоставили автомобилю возможность брать на борт до 10 тонн груза и буксировать при этом прицеп, чья масса — 12 тонн.
2.4. Когда «одежка» совпадает с «умом»
С начала выпуска и до 2010 года, когда автомобиль подвергся серьезному рейсталингу, КамАЗ 43118 укомплектовывался кабиной образца 1985 года. Изначально в ней были предусмотрены:
· Спальное место (в качестве опции);
· Регулируемое по высоте, водительское кресло с пневмоподвеской и подогревом (в качестве опции);
· Центральный подлокотник (в качестве опции);
· Улучшенная (против предшественников) шумо- и теплоизоляция;
· Опционные кондиционер и аудиосистема.
2010 год принес флагману российских грузовых машин вторую молодость. На прежний каркас кабины легла более современная для визуального восприятия облицовка. Новый бампер, оптика, зеркала заднего вида, радиаторная решетка и обтекатели — это только начало списка обновлений кабины 43118. В интерьере появились новые отделочные материалы. Водителю стало действительно удобно и уютно, а поездки, даже на большие расстояния, переносились гораздо легче.
К месту отметим, что с новый КамАЗ 43118 получил и гидравлический подъемник кабины, что добавило удобство и повысило безопасность при техническом обслуживании вездехода.
2.5. Тормоза — совсем не для трусов
Вполне логично, что для безопасности автомобиль, способный везти до 20 тонн груза и развивать скорость до 100 км/час, должен быть наделен и надежными тормозами. Торможение КамАЗ 43118 осуществляется всеми шестью колесами. Диаметр тормозных барабанов – 452 мм, глубина – 182 мм. Тип тормозной системы — пневматический.
Помимо основной в грузовике предусмотрена еще и вспомогательная тормозная система. Ее необходимость возникает при движении по горной местности. Алгоритм работы системы не предусматривает движение со скоростью более 30 км/час. Исключены при этом и переключения скоростей, что является гарантией от перегрева накладок (размеры — LxBxH — 280х130х18) тормозных колодок.
2.6. Держа руку на пульсе
2010-й рейсталинговый год, к сожалению, не затронул панели приборов грузовика-вездехода. Контроль за работой вездехода по-прежнему осуществлялся по уже привычному трехсекционному блоку. Без изменения остались шкалы спидометра и тахометра., хотя появившееся антибликовое покрытие можно назвать очередным и далеко не последним шагом на пути КамАЗа 43118 и его модификаций к совершенству.
2 КамАЗ 43118 6х6 и его технические характеристики
С 2010 года конструкторы перенесли запаску из пространства за кабиной в заднюю часть рамы. Это решение, в первую очередь, было направлено на облегчение процесса замены вышедшего из строя колеса. Данное решение позволило приблизить кузов к кабине и тем самым увеличить его объем.
3.1. Кто хорошо работает — тот хорошо и ест
Автомобиль оснащен двумя топливными баками емкостью 350 и 210 литров. Для своего класса КамАЗ-вездеход показывает довольно скромный аппетит. Так в не нагруженном состоянии при скорости в 50 км/час он расходует не более 19 литров на 100 км пробега. При увеличении скорости до 80-90 км в час этот показатель возрастает до 28 л. При смешанном цикле езды и при паспортной загрузке КамАЗ 43118 расход топлива составляет — 31-32 л. С учетом того, что путь вездехода не всегда устлан асфальтом, расход топлива его может быть и 35, и даже 40 литров.
Для справки
Даже демонстрируя такой расход топлива, КамАЗ 43118 считается экономным. Ему могут позавидовать большинство его одноклассников. Так, например, ЗИЛ 4334 демонстрирует средний расход в 32-33л, КамАЗ 53228 — 34-35л, а КрАЗ 6322 — 38-40 литров.
2.2 Такими гордятся Атланты
Грузоподъемность у бортового КамАЗа – 43118-24 вполне соответствуют тяжелому классу. Так при снаряженной массе, равной 8750 кг автомобиль готов везти поклажу массой до 10 тонн. При этом он в состоянии тянуть за собой прицеп еще большей массы. Паспортное значение массы автопоезда с участием 43118-го составляет 32650 кг.
Габариты автомобиля — 8635 х 2500 х 3265.
Размеры стандартной платформы — 6100 х 2320 х 500.
2.3 Не зная преград
Отметим, что титул «вездеход», данный грузовик получил совсем не зря. Дорожный просвет в 385 мм — первый для этого веский аргумент, игнорировать:
1. Дороги, лишенные какого-либо покрытия;
2. Сугробы, которым по силам остановить любой внедорожник;
3. Песчаные дюны, покорявшиеся ранее только верблюдам.
Безусловно, в семействе отечественных грузовиков были и есть образцы способные справиться с подобными препятствиями. Это и ЗИЛ 131, и Урал-375 и ГАЗ-66. Однако, все они:
· Использовали не дизельное топливо, а бензин;
· Отличались большим расходом топлива;
· Не способны перевозить груз весом в 10 тонн.
При этом производитель гарантирует способность автомобиля покорять подъемы и спуски с уклоном 31 градус и преодолевать броды глубиной 1,5 метра.
Данный результат стал возможен не только благодаря мощности автомобиля, но и возможности перераспределять крутящий момент между его осями. Раздаточная коробка у КАМАЗ 43118-24 — механического типа с блокируемым межосевым дифференциалом и пневматическим управлением. Управление коробкой — пневматическое.
При своих габаритах поворота радиус у КамАЗа 43118 составляет около 13 метров, что делает его использование комфортным не только на открытых просторах, но и даже в городской черте.
3.4. К популярности через разнообразие
Как уже упоминалось, данный грузовик начал свой путь именно как автомобиль для армии. На сегодняшний день военный вариант российского вездехода успешно справляется с поставленными задачами практически на всех континентах и в любых широтах нашей планеты.
Так, например, специальные модификации кузова автомобиля для армии Египта позволили превратить его в мобильную зенитную батарею. Есть экземпляры на которых монтируются и более серьезные комплексы «Град».
Совсем недавно партия российских вездеходов пополнила мобильные части армии Уругвая. Армейская модификация КамАЗов имеет пуленепробиваемые стекла и броню, защищающую не только водителя, но и тех, кто находится в кузове.
В 2011 году камазовский вездеход побывал на всемирной выставке военной техники в Дубай (ОАЭ).
В 2017 году на международной выставке «Интерполитех» был представлен образец мобильного военного госпиталя на базе КамАЗ 43118. Годом ранее здесь же был анонсирован образец армейского передвижного узла связи опять же на базе камазовского вездехода.
Легенды не умирают
Отметим, что работы по улучшению автомобиля не прекращаются. Камаз улучшает свои параметры, поднимается качество узлов и механизмов, а с ними и авторитет производителя.
Есть в мире автомобилей индивидуумы, говоря о которых напрашивается эпитет «легендарный». Нечто подобное хочется сказать в отношении КамАЗ -43118. Мощный и неприхотливый, презирающий бездорожье и достаточно комфортный, надежный — такие автомобили достойны, как минимум, уважения!