Декабрь-2021: отчет о просмотренном

С отчетом запоздал - навалилась куча проблем с домашними питомцами, было не до кинематографа.

С отчетом запоздал - навалилась куча проблем с домашними питомцами, было не до кинематографа.

10 из 10: однозначный шедевр

«Суперсемейка 2».
«Суперсемейка 2».

«Суперсемейка» (2004, США) и «Суперсемейка 2» (2018, США) – как бы пародия на супергероику, от студии Pixar. В мире этого мультфильма были супергерои, но потом их деятельность запретили, посчитав, что от них больше разрушений, чем пользы. И теперь семья бывшего «супера» Мистера Исключительного живет обычной жизнью, несмотря на то, что и у него, и у его жены, и даже у его детей есть необычные способности. Но однажды ему присылает сообщение таинственная женщина и предлагает работу, тонко намекнув на возможность возвращения к геройской деятельности. И доверчивый «супер» попадается на крючок, втягивая семью в опасные приключения.

Во второй части уже к супруге Мистера Исключительного, Эластике, обращается состоятельный молодой человек, одержимый идеей вернуть супергероям доброе имя. Эластика должна победить суперзлодея Экранотирана, который гипнотизирует людей с помощью телевидения, причем их противостояние транслируется как реалити-шоу. А её супруг тем временем вынужден сидеть дома с детьми, в том числе с очень, я бы даже сказал, не в меру одаренным младшим сыном…

Дилогия «Суперсемейка» – это даже не столько деконструкция супергеройского жанра, сколько реконструкция наивной супергероики Серебряного века комиксов, только без пафоса, и с доброй, чисто пиксаровской иронией. Нет, жесткого стеба вы тут не найдете: напротив, по меркам детского мультика все довольно серьезно. Битвы, погони и прочая комиксовая романтика на месте. Ну и конечно, семейные ценности, и идея о том, что миру всегда нужны герои, а каждый талант неповторим и ценен для человечества. А во втором мультфильме пиксаровцы осмелились покритиковать современный феминизм – смело по нынешним временам.

9 из 10: отличное кино

«В поисках Немо».
«В поисках Немо».

«В поисках Немо» (2003, США) – еще один классический мультфильм Pixar. Рыба-клоун Марлин – отец-одиночка, воспитывает единственного сына Немо. Марлин пережил потерю супруги и теперь подвергает сына параноидальной гиперопеке. Однажды Немо, поссорившись с отцом, уплывает слишком далеко от родного кораллового рифа, где и попадает в сачок аквалангиста. Марлин отправляется спасать сына, и в этом ему помогает случайная попутчица – рыба-хирург Дори, страдающая проблемами с кратковременной памятью.

Собственно, мультик отличный – ненавязчиво и с добрым юмором он раскрывает такие важные темы, как уважительное и доброе отношение к тем, кто имеет проблемы со здоровьем; преодоление горя от потери близких; опасность чрезмерной опеки и тонкости воспитания детей. Так что после его просмотра будет о чем поразмыслить не только маленьким зрителям. Плюсы мультфильма – качественные шутки, яркие персонажи. И океан выгляди реалистично мутным, не блистая психоделическими красотами, как это иногда бывало в старых анимационных лентах – хитрецы пиксаровцы, и визуальный реализм соблюли, и себя от лишней работы по прорисовке задников освободили. Единственный минус картины – во всем остальном реализма мало, создатели мультфильма даже не пытаются «дружить» с матчастью. Морские рыбы у них прекрасно чувствуют себя в пресной воде и наоборот, срок жизни морских черепах сильно преувеличен, а, самое главное – в реальности попадание в канализацию для рыбы означает не свободу, а неизбежную смерть. Дошло даже до того, что после премьеры одна фирма, занимающаяся очисткой стоков, сделала официальное заявление, в котором предостерегала детей ни в коем случае не «отпускать на свободу» рыбок посредством смыва в унитаз. Так что, если с моралью и юмором у этого мультика все в порядке, то познавательная его ценность весьма низка. Впрочем, это всего лишь сказка, а не учебник экологии.

«Последний богатырь: Посланник тьмы».
«Последний богатырь: Посланник тьмы».

«Последний богатырь: Посланник тьмы» (2021, Россия) – третья и заключительная часть трилогии. Ведьма Галина и зловещий воин в черных доспехах похищают невесту Ивана Василису, и уносят ее из Белогорья… в Москву. Теперь Ивану и его друзьям придется сразиться со злом уже в нашем мире.

Третий фильм о «попаданце» Иване собрал весьма приличную кассу, несмотря на сдержанные оценки в Сети. Мне же он представляется вполне достойным завершением трилогии – все сюжетные линии доведены до конца, ответы на все вопросы найдены, со злом разобрались эффективно, изящно и логично. Экшен, спецэффекты, юмор – не хуже, чем в предыдущих частях. Есть и доля сатиры – действие же перенесено в наш мир. Многие ужасались странному появлению в кадре Филиппа Киркорова – ну, по крайней мере он не чужд самоиронии. Единственная проблема фильма, да и всей трилогии – Виктор Хориняк, исполнитель роли Ивана, имхо, хорош как комик, но не вытягивает драматические эпизоды. Вообще, о трилогии «Последний богатырь» стоит написать поподробнее, что я и сделаю в ближайшее время в рубрике «Недооцененные фильмы» – ибо это явление для российской массовой культуры весьма характерное и знаковое.

8 из 10 - просто хорошее кино

«Время».
«Время».

«Время» (2021, США, Япония) – очередной триллер от Найта Шьямалана, о нем я уже писал.

Недооцененные фильмы: «Время»
Субъективное обозрение29 декабря 2021
«Жертва».
«Жертва».

«Жертва» (2009, Индия) – индийский триллер и криминальная драма об исламских террористах в США. Образованная, интеллигентная девушка-индуистка выходит замуж за мусульманина и уезжает в Америку. Вскоре, устроившись на новом месте, сначала обнаруживает, что их соседи – радикалы и преступники, а потом понимает, что и ее муж – не тот, за кого себя выдает…

Фильм очень длинный (что характерно для индийского кино) и весьма серьезный и мрачный, без лишнего пафоса (что не слишком характерно для индийского кино, ну так триллер же). «Жертва» глубоко исследует проблему ближневосточного терроризма, раскрывая не только религиозные, но и политические причины этого явления – прежде всего, безответственные действия США и НАТО в этом регионе. Создатели картины, конечно, не оправдывают бессмысленные и жестокие убийства мирных людей, но подчеркивают, что терроризм – это только следствие политических игр, звено в цепи насилия, инициированного политиками для достижения своих целей. При всей глубине содержания у фильма есть два недостатка. Во-первых, ислам в нем показан исключительно негативно – нормальные мусульмане в кадре не появляются вообще, и это как-то коробит даже меня, хоть я и не мусульманин. Во-вторых, индийское кино вообще специфично –сильный элемент мелодрамы, музыкальные вставки-клипы (хорошо, хоть слоны не танцуют), про хронометраж уже писал. Так что могу рекомендовать только тем, кто переваривает индийский кинематограф и при этом не чурается серьезного кино.

«Крокодил Данди 2».
«Крокодил Данди 2».

«Крокодил Данди 2» (1988, Австралия) – теперь о кино несерьезном. Во второй части белый «дикарь» Данди вступает в противостояние с наркомафией – похитителями его возлюбленной. Сначала в каменных джунглях, а потом в австралийском буше.

Второй фильм немного послабее первого: ничего нового в идейном плане он не привнес, и концовка вышла какой-то смазанной. Боевика и приключений в нем больше, чем комедии, хотя юмору, кончено место очень даже нашлось. Собственно, чисто развлекательное кино о том, как крутой неиспорченный цивилизацией чувак утер нос бандитам. При всем этом фильм получился добрым и почти бескровным, что для 80-х даже как-то нетипично – тогда было в моде добро с кулаками, и кетчупа на съемочной площадке не жалели. Да, жители Нью-Йорка в этот раз показаны в более положительном свете – местные панки даже стали союзниками главного героя, и вообще городских друзей у Данди прибавилось. Короче – старомодный наивный комедийный приключенческий фильм из 80-х, вполне хорош, если не ждать откровений.

«Крид 2».
«Крид 2».

«Крид 2» (2018, США) – восьмая часть боксерской саги о Рокки Бальбоа, второй фильм о его ученике Адонисе Криде и последний на сегодняшний день (но, скорее всего, будут еще). Сюжет прост – Криду бросает вызов сын и ученик Ивана Драго, того самого советского боксера, убившего на ринге отца Адониса и друга Рокки Аполло Крида.

Как я уже писал в обзоре просмотренного в октябре, с этой сагой давно пора заканчивать. Имхо, уже 5-6 «Рокки» были ни о чем и ни за чем, да и четвертый (прямым продолжением которого является «Крид 2») был бредовой русофобской фантазией, хоть и значимой для сквозного сюжета. Первый «Крид» был шансом красиво и эффектно завершить историю на оптимистичной ноте. Но шанс упущен, на колу мочало, начинай сначала – очередной герой мается кризисом среднего возраста, опять враги из прошлого жаждут реванша, начинаются какие-то мутные рассуждения о мести и прощении… Ну и опять клюква во все поля, Россия и Украина –сплошной «постсоветский нуар», серые коробки домов, мрак, разруха… Сугубо для фанатов серии.

«В тихом омуте».
«В тихом омуте».

«В тихом омуте» (в оригинале – «Я вижу тебя») (2019, США) – американский триллер. В небольшом городке начинают пропадать подростки. «Почерк» преступника напоминает маньяка, что орудовал в этих краях несколько лет назад. А у полицейского, которого назначили расследовать это дело, дома начинает происходить какая-то чертовщина…

Был такой анекдот «Казалось бы, зачем убийце убийцы убивать убийцу убийцы? Но Донцову было уже не остановить». Не знаю, как там у Донцовой, а вообще в литературе давно завелся такой класс триллеров, замешанных на жутких семейных тайнах и неправдоподобно закрученных цепочках маловероятных событий. Моя супруга любит такие книжки: там зачастую герой может обнаружить что его новая девушка на самом деле его пропавший дедушка, а героиня – что у нее в шкафу уже сорок лет живет семейка маньяков с попугаем. Вот этот фильм тоже их серии таких историй. Честно говоря, закрученный сюжет –это, конечно, здорово, но о правдоподобии тоже не стоит забывать. Ну и о проработке персонажей, чтобы они были «живыми», а не просто расходным материалом для «вот-это-поворотов». В плюсах этого фильма – действительно неожиданные сюжетные повороты. В минусах – перебор с нагнетанием тревожной атмосферы: с первых минут так начинают давить на саспенс, как будто это короткометражка; куда спешат? Да и герои иногда ведут себя, мягко говоря, нелогично. В общем, одноразовое кино для любителей жанра.