Найти тему
Alterlit Creative Group™

Рецензия на сериал «Карамора»

год: 2022
режиссёр: Данила Козловский
в ролях: Данила Козловский, Филипп Янковский, Дарья Балабанова, Андрей Смоляков, Ольга Зуева, Один Байрон, Игорь Черневич

Позвольте начать сию рецензию цитатой из классики российской мета-литературы.

« — Но ведь это полная шиза. Даже как-то смешно.
— Шиза, — согласился Татарский. — И смешно. Только ты скажи, чего ты хочешь? Премию в Каннах получить или заказ?»
Виктор Пелевин, «Поколение П».

Стриминговый сервис «Start», ответственный за производство «Караморы», до недавних времён ассоциировался у меня исключительно с социальными драмами и мрачной Акиньшиной. И вдруг, откуда не возьмись, у продюсеров появилось желание не только собирать листочки, опавшие с пальмовой ветви, но и развлекать зрителя.
Сериал открывается умилительной квинтэссенцией французской булки и продолжает не только держать марку, но и последовательно повышать концентрацию балов, красавиц, лакеев, юнкеров и прочего развесёлого абсурда в течение всего повествования.


Итак, Россия, альтернативная история, 1906 год. Анархист Каразин, более известный под партийной кличкой Карамора, вместе с группой олигофренов захватывает петербургский телеграф и требует разослать по всем городам и весям прокламацию в стиле «вставай, проклятьем заклеймённый». Каразину, как анархисту-индивидуалисту, согласно всех заветов классика положен белый билет, поскольку только дурак не сообразит, что телеграфировать воззвания бесполезно и дальше принявшей их станции они не уйдут — или Карамора рассчитывает, что царские чиновники, получив бредовую депешу без адресата, побегут расклеивать её на рыночной площади? Впрочем, всё это мелочь, поскольку основной смысл сцены, очевидно, заключается в том, чтобы дать Караморе возможность пострелять из нагана в потолок, впечатлив этим юных дев. Поскольку роль Караморы играет сам Козловский, все барышни-телеграфистки немедленно испытывают множественный оргазм от одного лишь взгляда на главного героя, его бережно культивируемую трёхдневную щетину и стильную кожаную куртку, а наиболее впечатлительная барышня по имени Алина (не знал, что это имя было распространено в дореволюционной России), немедленно падает к ногам гламурного негодяя. Так Карамора проигрывает битву за сердца и умы, но приобретает боевую подругу.


Проходит полгода и нам показывают, что отношения с Алиной переросли в любоФФь, Карамора немного остепенился, купил кольцо и готов уже сделать своей пассии предложение, но важное революционное дело отвлекает — анархисты планируют нападение на нефтяного магната. Тут, кстати, вскрывается очередной абсурдный момент — анархисты, формально выступая против любой власти, тем не менее немедленно создают свои, параллельные властные структуры. В частности, Карамора организовывает рискованную экспроприацию денег у нефтяника в надежде, что самая крутая группировка анархистов под названием «Бледные Всадники» обратит на него внимание и примет в свои ряды. 
Нападение на нефтяника идёт не по плану, слишком ретивый напарник Караморы убивает клиента и группе анархистов приходится уходить на дно. В процессе разборок внутри группы выясняется, что Карамора, как и полагается любой уважающей себя революционной мрази, подобно Ленину, Сталину и Троцкому, является стукачём и агентом царской охранки, в связи с чем обманутые соратники уже готовятся пустить ему пулю в затылок, как вдруг на конспиративную квартиру заявляется вежливый вампир — его сиятельство граф Руневский и крайне болезненным способом убивает всех, кроме Караморы, которому удаётся спастись, нырнув в канализацию.
Выясняется, что вся высшая российская и мировая аристократия является вампирами и сосёт кровь рабочего класса не только в переносном, но и прямом смысле. Впрочем, как положено воспитанным и культурным людям, русские вампиры ратуют за православие, самодержавие и народность, берегут социальную стабильность и охраняют своих подданных от всякой революционной швали. Граф Руневский, впечатлившись красотой смертельно раненой Алины, обращает её в вампира, а Карамора, не зная о воскрешении невесты, вербует новую группу соратников и едет в Трансильванию, прямиком в гости к Дракуле, чтобы собрать доказательства существования вампиров и предъявить их человечеству. Ясное дело, что факт наличия возлюбленных по разные стороны баррикад создаёт дополнительный драматизм и вагон романтики.

Но лихо и весело закрученный сюжет — ещё далеко не самый лучший элемент сериала. «Карамора» снят с удивительным в наше время стилем и представляет собой практически идеально сбалансированную комбинацию абсурдной комедии, экшна, постмодернизма и явного стёба, дающую в итоге великолепный результат. Альтернативный Петербург, созданный видением авторов, подозрительно напоминает Бруклин — везде горят бочки с мусором, вокруг бомжи и проститутки, удивительно, что на фоне не читают рэп. Анархисты просвещают публику с помощью топлесс-шоу, наглядно демонстрируя, что рабоче-крестьянские сиськи первого размера лучше буржуазной троечки. И вообще, кстати, лёгкой обнажёнки в сериале много — тут я немедленно понял, что сериал будет иметь успех и даже представил реакцию наиболее интеллектуального сегмента целевой аудитории.

-2

Впрочем, «Карамора» непременно согреет душу также неглупым и культурным людям — каждый кадр источает диккенсианство и декаденс, на экране литрами льётся абсент, модные салоны наводняют кокаинисты, на каждом шагу богема практикует теософию и столоверчение, молодой Маяковский читает стихи восторженной публике, кругом одни дегенераты и психи — словом, все элементы интеллектуального артхаусного кино одновременно использованы и высмеяны, что делает честь авторам.
Просто великолепно выполнена интеграция элементов пост-иронии в сюжетную канву: «Интернационал уже не тот», вздыхает прото-битард 1900-х; в качестве наказания революционеры сажают предателя даже не на бутылку, а на пожарное ведро (Сорокин плачет от зависти); в драке русские мужики применяют приёмы рестлинга, включая локтевые прыжки с высоты на поверженного оппонента; анархисты снимают БДСМ и даже снафф-порнуху, используя примитивную кинокамеру с ручным приводом, зарабатывая на этом сотни тысяч царских (!!!) рублей в месяц и это при том, что дом в Москве стоил тогда около тысячи (интересно, где они так успешно её распространяют — или в царской России был онлифанс?) — словом, готов спорить, что Козловский-сценарист и Козловский-режиссёр наконец открыл для себя Двач. В целом, создаётся впечатление, что в отличие от того же «Чернобыля», авторы даже не скрывают, что забавляются от всей души и это прекрасно.
На фоне столь честного и ответственного подхода к развлечению публики и безумного креатива сценаристов, не хочется даже обращать внимание на то, что Дракула у нас живёт почему-то в Сербии, а государь император Александр II, оказывается, тоже был вампиром и убили его народовольцы серебряной бомбой. Прелесть, да и только — немедленно напоминает гениальное «Железное небо» и нацистов-рептилоидов на Луне.
Единственный оставшийся непонятным момент в сценарии — чего это Карамора так переживает из-за Алины? Ну убил её вампир, так и невелика потеря — с внешностью Козловского по первому свистку у него взамен будет хоть целый институт благородных девиц.

-3

Технически сериал выполнен замечательно, глаз радуют идеально подсвеченный Питер, утопающий в паре из канализации и жёлтом светофильтре, подобно «Таксисту» Скорсезе, строгие линии Амстердамского порта и Лондонского Сити, покрытые туманом леса и замки Трансильвании. С бюджетом продюсеры явно не поскупились и замечательные декорации, совмещённые с умеренно и к месту используемой компьютерной графикой, помогают создавать необходимую атмосферу. 
Также нельзя не похвалить продуманную бизнес-стратегию продвижения сериала. «Карамора» стреляет картечью, успешно зацепляя основные зрительские группы: пролетариат ломанётся на интриги, великосветский флёр и обнажёнку, интеллектуалы оценят пост-иронию и многочисленные аллюзии, а девочки всех возрастных групп с визгом пойдут на милашку Данилу.

Автор статьи: Александр Костин, специально для Altcg.

Вся статья здесь: https://alterlit.ru/post/25642/

-4

#карамора #козловский #данила козловский #подборка сериалов #что посмотреть #российское кино #новый сериал #start #новые критики #обзор сериала