Моя каюта находится на корме катера, под палубой. Непосредственно под пайолами (разбираемый пол из панелей) расположен вал, который передаёт вращение с редуктора двигателя на винт. Во время движения вал и вращаемый им винт издают приличный гул и шум. Ничего себе, сперва подумал я, как же тут спать ? Но привык достаточно быстро, и не долго думая, стал отключаться под шум винта? так же как и в поезде под стук колёс. От Дубны до Калязина примерно 80 километров, путь до него занял около шести часов.
На борту у Александра имеется полный набор Атласов внутренних водных путей России. Помимо глубин в лоции отмечены все судовые хода, они кстати имеют индивидуальные номера с указанием курсов, буи, километраж. Отсчёт расстояния начинается не с центра Москвы, как я почему-то думал ранее, а с Южного речного порта. Каждый километр отмечен на карте вехой, это очень удобно, всегда можно точно рассчитать расстояние до необходимого пункта. А ещё лоция очень ценна своими пояснениями и предупреждениями судоводителю, на ней отмечены места якорных стоянок и наоборот, места где запрещено бросать якорь, как правило это места перехода подземных коммуникаций. Гоняя на свой надувной лодке по Волге я конечно не заморачивался наличием лоции, карта есть в телефоне, и ладно ! Ну заглядывал конечно в неё ради любопытства дома в интернете пару раз, но не более того. А вот здесь, при неспешной навигации на судне внушительного размера, лоция просто необходима ! В нашем случае в предупреждении указано, что при подходе сверху к Кашинскому мосту "просматриваемость судового хода ограничена, поэтому при плавании здесь необходимо по УКВ радиосвязи предупреждать встречные суда о своём движении". Вот такой важный момент судовождения.
Кашинский мост расположен на 247,3 километре, трёхпролётный. Судовой пролёт - средний, ширина пролёта 105,5 метра, ширина судового хода 90 метров, высота пролёта 15,9 метров.
В наш замечательный век интернета благодаря сайту https://fleetphoto.ru/ узнаём, что это судно 1979 года постройки, спущено на воду на Невском судостроительно-судоремонтном заводе, что в Шлиссельбурге (быв. Петрокрепость). Принадлежит Петрозаводской судоходной компании, порт приписки Санкт Петербург. Это универсальное судно проекта Р-32а, Длина - 99,5 м, ширина - 15 м, осадка — 3 м, грузоподъёмность 2500 тонн, два двигателя по 660 л.с. С 1973 по 1994 гг. было построено 40 судов типа "Невский". По простому, - это самоходная сухогрузная шаланда, предназначенная для перевозки песка и щебня, что мы и наблюдаем в реальности, везёт груз скорее всего в Москву.
А вот за поворотом и долгожданный Калязин, с его визитной карточкой - колокольней посреди воды.
Сия колокольня является безусловно визитной карточкой провинциального Калязина и даже Тверской области. Построена в 1800 году вместе с Никольским собором, который разобрали перед заполнением Угличского водохранилища. Колокольню было решено оставить в качестве маяка и приметного ориентира, в 80-х годах СССР был укреплён её фундамент и вокруг сделана насыпь с причалом. Так колокольня стала музейным историческим объектом. К моменту нашего приезда полным ходом шла реставрация, в планах восстановить шпиль с крестом, оштукатурить стены и даже повесить новые колокола ! На заднем плане виднеется радиотелескоп, сканирующий космическое пространство, вот такое вот необычное сочетание старины и современности ! Долгое время, проезжая мимо на машине по дороге на Север, я думал что это антенна космической связи для правительственно военных нужд, а оказывается это радиотелескоп радиоастрономической обсерватории. Спектр деятельности телескопа широкий, от поиска космического мусора, до исследования физики далёких пульсаров.
С этой колокольней у меня и нашего капитана Александра связаны свои, особые воспоминания. В далёком 1999 году я участвовал в экзотическом соревновании, автостопных гонках по маршруту Москва - Питер. На попутных машинах нужно было добраться из города в город не по прямой, а по экзотическому маршруту, проходящему через соседние области. Кроме езды на транспорте участники соревнований должны были отмечаться в стороне от трассы на выбранных заранее интересных объектах, одним из которых стала эта колокольня, до неё было необходимо добраться вплавь. Отчётливо сохранились в памяти воспоминания, как я бегу от машины до набережной, быстро раздеваюсь и преодолеваю 230 метров вплавь до острова, отмечаюсь там и возвращаюсь так же обратно, эх, молодость ! У Александра сохранились не такие радужные воспоминания о ней, во время первой своей навигации он крепко сел рядом с колокольней на мель, потребовалось даже помощь другого судна, чтобы снять "Гидрографа" с неё. Мир оказался не без добрых людей, местные речники быстро пришли на выручку и по товарищески помогли, не взяв за помощь ни копейки. Спасибо добрым людям ! Сделав фото на память и вспомнив былое, мы отправились к Угличу, до которого осталось 45 км пути.
Толкач "Александр Лагутин" значительно старше "Невского", постройка 1966 года, тип судна ОТА-800 проект 758АМ, выпущен на Пермском судостроительном заводе "Кама". Владеет им в настоящее время частное лицо, индивидуальный предприниматель, это оказывается возможно.
Берега Волги становятся более крутыми и живописными, прибрежная зона застроена домами с приятной архитектурой.
В 16.30 подходим к Угличскому шлюзу, некоторое время ожидаем у причальной стенки догоняющий нас буксир с баржей "Василий Осипов". Его запускают в камеру первым.
Угличский шлюз относится к Волжскому району гидросооружений Канала им. Москвы. Построен он был немного позже канала, а открыт летом 1941 года. Длина камеры - 290 метров, ширина - 30 метров, высота подъёма/спуска судов 7,5 метров. Меня больше всего впечатлила его арка при входе, которая по совместительству является диспетчерской и пунктом управления шлюзом. Очень красивое сооружение, напоминающее триумфальную арку, достойно звания памятника архитектуры.
А вот справа показался Углич, его центральная историческая часть. По плану у нас намечена ночёвка в этом замечательном старинном городе.