Найти тему

На "Гидрографе" на Соловки. Часть 2.

Покидаем Дубну, 6 утра.
Покидаем Дубну, 6 утра.

Моя каюта находится на корме катера, под палубой. Непосредственно под пайолами (разбираемый пол из панелей) расположен вал, который передаёт вращение с редуктора двигателя на винт. Во время движения вал и вращаемый им винт издают приличный гул и шум. Ничего себе, сперва подумал я, как же тут спать ? Но привык достаточно быстро, и не долго думая, стал отключаться под шум винта? так же как и в поезде под стук колёс. От Дубны до Калязина примерно 80 километров, путь до него занял около шести часов.

Подходим к Кашинскому мосту, Калязин буквально за поворотом.
Подходим к Кашинскому мосту, Калязин буквально за поворотом.
Лоция реки, - крайне полезная и необходимая вещь для навигации.
Лоция реки, - крайне полезная и необходимая вещь для навигации.

На борту у Александра имеется полный набор Атласов внутренних водных путей России. Помимо глубин в лоции отмечены все судовые хода, они кстати имеют индивидуальные номера с указанием курсов, буи, километраж. Отсчёт расстояния начинается не с центра Москвы, как я почему-то думал ранее, а с Южного речного порта. Каждый километр отмечен на карте вехой, это очень удобно, всегда можно точно рассчитать расстояние до необходимого пункта. А ещё лоция очень ценна своими пояснениями и предупреждениями судоводителю, на ней отмечены места якорных стоянок и наоборот, места где запрещено бросать якорь, как правило это места перехода подземных коммуникаций. Гоняя на свой надувной лодке по Волге я конечно не заморачивался наличием лоции, карта есть в телефоне, и ладно ! Ну заглядывал конечно в неё ради любопытства дома в интернете пару раз, но не более того. А вот здесь, при неспешной навигации на судне внушительного размера, лоция просто необходима ! В нашем случае в предупреждении указано, что при подходе сверху к Кашинскому мосту "просматриваемость судового хода ограничена, поэтому при плавании здесь необходимо по УКВ радиосвязи предупреждать встречные суда о своём движении". Вот такой важный момент судовождения.

Моторные яхта обошла нас перед мостом, с каждым годом их становится больше.
Моторные яхта обошла нас перед мостом, с каждым годом их становится больше.
Кашинский мост.
Кашинский мост.

Кашинский мост расположен на 247,3 километре, трёхпролётный. Судовой пролёт - средний, ширина пролёта 105,5 метра, ширина судового хода 90 метров, высота пролёта 15,9 метров.

Сухогруз Невский-12 проходит навстречу.
Сухогруз Невский-12 проходит навстречу.

В наш замечательный век интернета благодаря сайту https://fleetphoto.ru/ узнаём, что это судно 1979 года постройки, спущено на воду на Невском судостроительно-судоремонтном заводе, что в Шлиссельбурге (быв. Петрокрепость). Принадлежит Петрозаводской судоходной компании, порт приписки Санкт Петербург. Это универсальное судно проекта Р-32а, Длина - 99,5 м, ширина - 15 м, осадка — 3 м, грузоподъёмность 2500 тонн, два двигателя по 660 л.с. С 1973 по 1994 гг. было построено 40 судов типа "Невский". По простому, - это самоходная сухогрузная шаланда, предназначенная для перевозки песка и щебня, что мы и наблюдаем в реальности, везёт груз скорее всего в Москву.

Река делает поворот, справа оставляем красные буи правого берега.
Река делает поворот, справа оставляем красные буи правого берега.

А вот за поворотом и долгожданный Калязин, с его визитной карточкой - колокольней посреди воды.

Колокольня к сожалению в лесах.
Колокольня к сожалению в лесах.

Сия колокольня является безусловно визитной карточкой провинциального Калязина и даже Тверской области. Построена в 1800 году вместе с Никольским собором, который разобрали перед заполнением Угличского водохранилища. Колокольню было решено оставить в качестве маяка и приметного ориентира, в 80-х годах СССР был укреплён её фундамент и вокруг сделана насыпь с причалом. Так колокольня стала музейным историческим объектом. К моменту нашего приезда полным ходом шла реставрация, в планах восстановить шпиль с крестом, оштукатурить стены и даже повесить новые колокола ! На заднем плане виднеется радиотелескоп, сканирующий космическое пространство, вот такое вот необычное сочетание старины и современности ! Долгое время, проезжая мимо на машине по дороге на Север, я думал что это антенна космической связи для правительственно военных нужд, а оказывается это радиотелескоп радиоастрономической обсерватории. Спектр деятельности телескопа широкий, от поиска космического мусора, до исследования физики далёких пульсаров.

Наш "Гидрогаф" по соседству с колокольней.
Наш "Гидрогаф" по соседству с колокольней.

С этой колокольней у меня и нашего капитана Александра связаны свои, особые воспоминания. В далёком 1999 году я участвовал в экзотическом соревновании, автостопных гонках по маршруту Москва - Питер. На попутных машинах нужно было добраться из города в город не по прямой, а по экзотическому маршруту, проходящему через соседние области. Кроме езды на транспорте участники соревнований должны были отмечаться в стороне от трассы на выбранных заранее интересных объектах, одним из которых стала эта колокольня, до неё было необходимо добраться вплавь. Отчётливо сохранились в памяти воспоминания, как я бегу от машины до набережной, быстро раздеваюсь и преодолеваю 230 метров вплавь до острова, отмечаюсь там и возвращаюсь так же обратно, эх, молодость ! У Александра сохранились не такие радужные воспоминания о ней, во время первой своей навигации он крепко сел рядом с колокольней на мель, потребовалось даже помощь другого судна, чтобы снять "Гидрографа" с неё. Мир оказался не без добрых людей, местные речники быстро пришли на выручку и по товарищески помогли, не взяв за помощь ни копейки. Спасибо добрым людям ! Сделав фото на память и вспомнив былое, мы отправились к Угличу, до которого осталось 45 км пути.

Буксир Александр Лагутин.
Буксир Александр Лагутин.
Проходит мимо, пока мы рассматриваем красоты.
Проходит мимо, пока мы рассматриваем красоты.

Толкач "Александр Лагутин" значительно старше "Невского", постройка 1966 года, тип судна ОТА-800 проект 758АМ, выпущен на Пермском судостроительном заводе "Кама". Владеет им в настоящее время частное лицо, индивидуальный предприниматель, это оказывается возможно.

Берега Волги становятся более крутыми и живописными, прибрежная зона застроена домами с приятной архитектурой.

-12
Кирилл с Аней загорают на верхней палубе.
Кирилл с Аней загорают на верхней палубе.

В 16.30 подходим к Угличскому шлюзу, некоторое время ожидаем у причальной стенки догоняющий нас буксир с баржей "Василий Осипов". Его запускают в камеру первым.

В ожидании шлюзовки
В ожидании шлюзовки

Угличский шлюз относится к Волжскому району гидросооружений Канала им. Москвы. Построен он был немного позже канала, а открыт летом 1941 года. Длина камеры - 290 метров, ширина - 30 метров, высота подъёма/спуска судов 7,5 метров. Меня больше всего впечатлила его арка при входе, которая по совместительству является диспетчерской и пунктом управления шлюзом. Очень красивое сооружение, напоминающее триумфальную арку, достойно звания памятника архитектуры.

Проходим под аркой
Проходим под аркой

А вот справа показался Углич, его центральная историческая часть. По плану у нас намечена ночёвка в этом замечательном старинном городе.

-16