Как и все мотозаводы бывшего Советского Союза, Киевский мотоциклетный завод развал СССР встретил некой неопределённостью и практически полным отсутствием спроса.
Мало того, что тяжёлые мотоциклы устарели и не пользовались спросом, так ещё у людей в начале 1990-х годов банально не было денег на покупку мотоциклов.
Но директор КМЗ Анатолий Михайлович Мазуренко был человеком, реально любящим своё дело, и он развернул дело с размахом – стал подгонять конструкторов, чтобы те выпускали новые, конкурентоспособные модели мотоциклов.
Изначально в 1991 году появился гражданский мотоцикл-одиночка КМЗ-8.157-02. После него Киевский мотоциклетный завод выпустил чоппер КМЗ-8.157-022, который так и назвали, «Чоппер».
Кроме того, завод выпустил несколько опытных моделей класса эндуро, "Днепр 158-02" Эндуро Динамит, и трициклы "Днепр-301" и "302".
Вот только денег у завода на запуск в серию двух последних новинок не было, а одиночка и чоппер спросом особым не пользовались, хотя бы потому, что у простых мотоциклистов денег на новые мотоциклы не было, а те, у кого деньги были, предпочитали японские б/у мотоциклы.
Тогда директор КМЗ Анатолий Михайлович Мазуренко пошёл другим путём, и сделал ставку на классические мотоциклы с колясками, что сделал потом и ИМЗ, Ирбитский мотоциклетный завод, который до сих пор, кстати, выпускает Уралы. Но ИМЗ пошёл этим путём значительно позже, а КМЗ уже в середине 1990-х годов заключил кучу долгосрочных контрактов на поставки своих мотоциклов в разные страны, включая Германию, Швейцарию, США (где мотоциклы Днепр были уже сертифицированы в 50 штатах). Был заключен крупный контракт с Аргентиной на поставку 2 000 военных мотоциклов с креплением под пулемёт на коляске и патронным ящиком.
Такой же контракт на поставку военных мотоциклов был заключен с Египтом, Нигерией, Бразилией и ещё несколькими странами. Все зарубежные контракты были долгосрочными, так что будущее Киевского мотоциклетного завода виделось богатым и процветающим, знай себе, производи мотоциклы, да выполняй условия поставок мотоциклов по контрактам.
Но в 1996 году в Украине ввели акцизный сбор, который заставил многие заводы просто забыть о поставках за рубеж. Акцизный сбор через год отменили, но Киевскому мотоциклетному заводу это уже не помогло – поставки были под угрозой срыва, контракты на грани разрыва, сам же завод три месяца простоял без работы, так как накопились долги за коммуналку, да и рабочим зарплату платить было просто не с чего.
Если с рабочими директор КМЗ Анатолий Михайлович Мазуренко ещё мог договориться, то взять денег на покупку материалов и комплектующих можно было взять только через банки, в виде кредитов.
Кредиты получить всё же удалось через поддержку главы Киевской администрации Омельченко, но пришлось пойти на сделку – Омельченко поставил условие, чтобы Анатолий Михайлович Мазуренко оставил пост директора, но не сразу, а чуть позже.
С другой стороны, давать кредит КМЗ было делом выгодным, зарубежных контрактов у завода было на 8,8 миллионов долларов.
После этой сделки Анатолий Михайлович Мазуренко ещё заключил выгодный контракт с Узбекистаном, где планировали наладить совместное предприятие по выпуску мотоциклов Днепр, чтобы продвигать их на Ближний Восток. После этого директором Киевского мотоциклетного завода стал Игорь Куташев, ставленник главы администрации Киева Омельченко.
Новый директор развернул бурную имитацию деятельности и за 3,5 года полностью уничтожил завод, посдавав в аренду помещения, сдав станки на металл, а освободившиеся помещения опять были сданы в аренду. Чтобы отвести от себя подозрения, новый директор взял прототип Днепр-303 – трицикл, и выдал его за новую разработку, которую он якобы скоро начнёт выпускать на заводе серийно.
Кроме того, постоянно звучали обещания, что в разработке находится целый ряд новых моделей мотоциклов, которые скоро начнут выпускаться серийно, а когда приходили комиссии, им с гордостью демонстрировали прототипы и опытные модели начала 1990-х годов, созданные усилиями прошлого директора – Мазуренко.
Так как правительство Украины нельзя назвать глупым, они явно только делали вид, что верят всем этим сказкам, касающимся КМЗ и возобновления производства мотоциклов. Возможно, тут был сговор, имевший цель заполучить дорогую землю, на которой стоял завод.
В общем, итог закономерен – мотоциклов Днепр у нас сейчас нет, мы навсегда потеряли этот советский мотоцикл.