790 подписчиков

Кафка, Нетфликс, НЛО: гид по спектаклям Петербурга от актера Александра Лушина

Что общего у циничного американского дипломата и самопровозглашенного мессии, проповедующего со сцены новое учение Блага и Добра?

Что общего у циничного американского дипломата и самопровозглашенного мессии, проповедующего со сцены новое учение Блага и Добра? Все это — образы Александра Борисовича Лушина, актера, шоумена и певца, бархатный баритон которого раздается в стенах чопорной Александринки и на независимых площадках петербургского андерграунда. Послушать музыку, приводящую в состояние благостного катарсиса, погрузиться в мрачный кафкианский мир или исследовать цифровую антиутопию — меломаны и театралы Северной столицы, решайтесь! А Александр Борисович расскажет вам, где все это найти.

Что общего у циничного американского дипломата и самопровозглашенного мессии, проповедующего со сцены новое учение Блага и Добра?-2

Александр Борисович, вы человек разносторонний. В независимых театрах примеряете на себя эксцентричные образы, а в Александринке играете роли посерьезнее. Например, в спектакле «Честная женщина» перевоплотились в американского дипломата. Между тем, телевизор говорит нам, что Америка — наш враг. Каково это — играть врага?

Я никогда не воспринимал США как источник угрозы, хотя рос на журналах «Крокодил», где в советское время было много антиамериканской пропаганды. С США тесно связана наша семья — раньше мы жили рядом с американским консульством. Оттуда моей маме на работу приносили красочные журналы «Америка». В 90-е в США уехала часть моих родственников. Возможно, отчасти поэтому режиссер спектакля, Валерий Фокин, увидел меня в роли американца.

Действие спектакля происходит в наши дни. Террористическая угроза, вкупе с пандемией и экологическим кризисом, грозит гуманитарной катастрофой. Но есть два дипломата — русский и американский — которые дружат. В конце спектакля русский спрашивает: «Слушай, почему мы так хорошо сотрудничаем, когда речь идет о предотвращении терактов и безопасности людей, но во всех остальных вопросах наши государства враждуют и никак не могут договориться?» А американец пожимает плечами и равнодушно отвечает: «Сам удивляюсь! Оба долго и цинично смеются».

Сегодня политики везде очень много — вы от этого не устаете?

На сегодняшний день политика является одним из наиболее мощных триггеров для возбуждения человеческих эмоций. Она помогает зрителю подключаться к теме художественного произведения. Закрывать глаза и уши, открещиваясь от всего этого, — глупо и бессмысленно. Это все равно, что игнорировать, например, помидоры какие-нибудь. Я же не могу сказать — помидоров нет! Их не существует! Как же их не существует, когда они у меня в холодильнике лежат?

Отзыв зрителя о спектакле «Честная женщина»:

Спектакль построен настолько достоверно, что у меня периодически возникало чувство, что я не зритель, а журналист, которому по итогам встречи придётся писать заметку. Ромен Гари, так же как Кирилл Фокин, автор текста, сравнивал политику с театром, где каждый носит маску и играет свою роль. Оттого так отчаянно понимать, что в ней нет места утопистам и мечтателям. Хорошо, что есть надежда, которая, как все знают, умирает последней, — возможно и настанет тот день, когда мы все прислушаемся к человеку, который видит не мир, какой он есть, а мир, каким он мог бы быть.

Ближайшие показы — 26 февраля и 10 марта,
Новая сцена Александринского театра
Билеты от 1500 рублей

Недавно вы сыграли в «Процессе» спектакле по роману Кафки, который поставил европейский режиссер Атилла Виднянский. Постановка, судя по отзывам, вышла довольно необычной. Как вы работали над ролью?

Атилла Виднянский — интересный режиссер, который хорошо себя зарекомендовал. Его «Процесс» — это довольно нестандартный взгляд на кафкианский мир, по крайней мере, для русского зрителя. Яркие костюмы, громкая музыка, крики, хаос… Мне потребовалось много душевных сил, чтобы освоить язык спектакля и понять, чего же хочет режиссер. Но вообще очень круто, что я получил такую возможность. Любые возможности — это круто!
Мой персонаж — Обвиняемый — дожидается встречи с судьей, собирает какие-то свидетельства в свою пользу, проявляет бессмысленную активность по поводу своего такого же бессмысленного процесса. Бумажная волокита, бюрократия, казенщина — это отвратительно. И чтобы существование твоего персонажа внутри спектакля было достоверным, нужно постоянно это отвращение в себе будоражить. Я терпеть не могу ходить по казенным учреждениям, так что долго будоражить не пришлось.

Отзыв зрителя о спектакле «Процесс»:

Это надо пережить! Сложная, многослойная картина на грани безумия. Вами умело управляют, не давая сойти с ума. Низкий поклон артистам, великолепная работа. Декорации, работа со светом, звуком – все достойно восхищения. Могу ли рекомендовать? Если у вас хорошая нервная система, то да.

Ближайшие показы — 8 и 25 февраля,
Новая сцена Александринского театра
Билеты от 400 рублей

А вообще к творчеству Кафки как относитесь?

Я очень любил читать его в подростковом возрасте. Сейчас мне нравится другая литература. Почему-то на ум приходит Сорокин… Странная антитеза Кафке, конечно, — у этих писателей есть много общего, оба создают какой-то ирреальный, антиутопический мир. Вообще я разные вещи читаю. «Темные аллеи» Бунина, например, замечательная книга. Но жанр антиутопии меня привлекал всегда.

Спектакль «Бумерит», который идет в «Таком театре» на площадке «Скороход», и в котором вы играете, — это ведь тоже антиутопия? Его часто сравнивают с сериалом «Черное зеркало».

Я большой поклонник этого сериала, и такое сравнение мне приятно. Действительно, как и в «Черном зеркале», здесь существует некая параллельная реальность, которая очень похожа нашу. Замысел основан на одноименном романе современного американского писателя Кена Уилбера. Кругом цифровые технологии: вместо реального президента — искусственный интеллект, вместо реальной жизни — виртуальная. Но это еще не все. Кен Уилбер не только писатель. Это ученый-философ, разработавший принципы интегрального подхода, на котором основан его роман. Довольно интересная штука. Согласно Уилберу, существует несколько уровней развития человеческого мышления, которые применимы не только к людям, но и другим процессам — бизнесу, например.

Что это за уровни такие?

Если говорить совсем просто, то в своем развитии человек проходит несколько таких уровней, каждый из которых обозначен цветом — от бежевого до желтого. Бежевый — это младенец, который мыслит примитивными категориями: хорошо-плохо, сытый-голодный и т.д. Затем следует фиолетовый уровень — мир вокруг приобретает магические свойства, ребенок верит в Деда мороза, Бабу Ягу, единорогов. На следующем, красном уровне, он постепенно включается в реальность, но пока что плохо разбирается в чувствах других людей и считает, что мир вращается вокруг него. Синий уровень — школа, усвоение правил: приходи на уроки к восьми, сиди за партой, делай домашнее. Не будешь слушаться — влетит от старших. Оранжевый уровень — личные достижения, деньги, власть. Если повезет, получится дойти до зеленого и начать заботиться не только о себе, но и о других, жить более осознанно. Желтый для современного человека, наверное, недостижим — это уже глобальное, космическое мышление. Как у Ганди, например.
Наши люди, по-моему, до сих пор «синие»…

Отзывы зрителей о спектакле «Бумерит»:

...«Черное зеркало» на театральных подмостках... Это уже не психологический, а гиперреалистичный театр. Новая форма также позволяет перемещаться в пространстве и времени, демонстрируя флешбеки и флешфорварды — в лучших традициях сериалов Netflix или HBO.

...эмоций было море, конечно. Удивление, страх, боль, тоска, сочувствие, злость... Нечасто бывает, когда смеешься и плачешь одновременно. Здесь – было. Такой театр. Такая любовь.

Ближайший показ — 28 февраля,
площадка «Скороход»
Билеты от 1400 рублей

Кажется, именно «синие» постоянно ругают современный театр, опасаясь, что из-за него классические постановки начнут пропадать.

Никуда эта классика от нас не денется. Экспериментировать, находить театр там, где раньше его никто не искал — это круто и очень важно. Хорошо, что есть фестивали и театральные лаборатории, предоставляющие молодым драматургам и режиссерам полную свободу творчества. Благодаря этому искусство не стоит на месте, меняется, а значит — живет. Я уверен, что современные спектакли заслуживают внимания. Их нужно смотреть, на них нужно ходить.

К слову о современном театре: недавно вы сыграли в двух необычных спектаклях молодых авторов. «Алгоритм» и UFO были показаны в конце прошлого года на Новой сцене Александринского театра в рамках экспериментального проекта «Другая сцена». Что это за спектакли и в чем их экспериментальность?

«Алгоритм» — это такая ролевая игра, где зрители (они же участники) объединяются в некоего «группового» режиссера. Режиссеру предстоит поставить спектакль в известном театре: выбрать материал, найти подходящих актеров, кучу документов оформить… Все как в жизни. Конечно, процесс постановки спектакля выглядит немного карикатурно, но для человека, который хочет на время с головой окунуться в эту театральную «кухню» — самое то.

Помимо участников, в «Алгоритме» присутствуют еще три персонажа, роли которых я и мой коллега, актер Сергей Мардарь, делили на двоих. Первые две играл кто-то один — это мастер игры, управляющий процессом и некий «дядя», к которому можно было обратиться за советом. Третья роль — актер, выбранный режиссером для будущего спектакля. Всю игру мы следили за решениями участников, включались в процесс, импровизировали. Забавная игра получилась.

Об одном жалею — идеи спектаклей, которые предлагались участниками, никто не записывал. Столько проектов пропало… Мне особенно запомнилась черная комедия по мотивам «Преступления и наказания». Да не просто комедия, а рэп-мюзикл. Я бы на это посмотрел!

Источник: https://vk.com/ddrugayascena
Источник: https://vk.com/ddrugayascena

А UFO?

UFO создан по одноименной пьесе Ивана Вырыпаева, которую он написал на основе интервью с реальными людьми, встретившимися с НЛО. Кирилл Люкевич, который поставил UFO в рамках проекта «Другая сцена», авторский замысел немного изменил, но форму ему придал довольно любопытную. Получился необычный спектакль-выставка, попадая на который зритель оказывался среди космических «артефактов», которые были заимствованы в основном из массовой культуры: лохматый инопланетянин Альф, какие-то штуки из «Футурамы» и т.д. Выглядело это все довольно своеобразно, но, насколько мне известно, Иван идею спектакля одобрил. Монологи, написанные Вырыпаевым, транслировались на большом экране, расположенном там же. Один из них читал я.

Источник: https://vk.com/ddrugayascena
Источник: https://vk.com/ddrugayascena

Что это был за монолог?

Рассказ был записан со слов какого-то ирландского водителя из маленького портового городка. Как ни странно, там нет ни слова о том, как происходила встреча с инопланетянами. Есть какие-то общие фразы, но не более того. В своем монологе водитель говорит о куда более важных вещах: благодаря этой встрече он осознал, что наша цивилизация не умеет испытывать чувство благодарности. А благодарность — это мощная энергия, придающая сил. Жизнь человека, который живет на энергии благодарности складывается иначе, чем у человека, который живет на энергии собственной важности. Очень ценная мысль!
Вот за такие хитрые приемы я Вырыпаева и люблю. Мы с ним давно дружим, и многие его тексты находят отклик в моей душе.

Вы ведь не только играете в театре, но и песни пишете. Что для вас на первом месте — музыка или спектакли?

Меня постоянно спрашивают об этом, и каждый раз я отвечаю одно и то же: и музыка, и театр для меня — единое целое. И зовется это целое — Саша Лушин. Или Александр Борисович Лучший. Новые песни часто рождаются в тот момент, когда я начинаю работать над очередным спектаклем.

Как раз из таких песен вы собрали два альбома — «Докопаться до истины-2»и «Спасительные сеансы Александра Борисовича Лучшего».

Именно так. Песни из «Докопаться до истины-2» были написаны для одноименного спектакля, который шел на сцене «Такого театра» в начале нулевых. Мы сделали историю в духе латиноамериканских сериалов, которые в то время были очень популярны. Хотелось показать это явление как нечто глупое и безвкусное, так что мы отпускали свою фантазию в сторону какого-то абсурдистского юмора, веселились и дурачились. Зрители смеялись так, что после спектакля просто выползали из зала… Песни получились очень позитивные, шутейные, в латиноамериканском стиле. Мы записывали совместно с группой Tres Muchachos y Compañeros, с которыми теперь очень хорошо дружим. Из песен впоследствии сложилась полноценная концертная программа, с которой мы выступали в Петербурге и Москве.

Следующий альбом — «Спасительные сеансы Александра Борисовича Лучшего» — состоит из песен, написанных мной для одноимённого спектакля. Это странное действо в исполнении некоего мессии, проповедующего особое учение Блага и Добра. Песни для него исполнял наш «Экипаж Молодость», который задумывался как коллектив, исполняющий только веселые и добрые песни. Эта концепция родилась на фоне всеобщего, как мне казалось, уныния и мрака. Хотелось вылезти из всего этого и вытащить других.

В начале января на площадке «Скороход» состоялось ваше новое шоу «18-21». Там тоже звучат песни из спектаклей?

Это песни, которые были написаны для разных проектов с 2018 по 2021 год — отсюда и название. Одна из песен звучала в спектакле Александра Бянкина «Бабушка», который сейчас идет в независимом театре «Площадка 51». Саша играет главную роль, перевоплощаясь в одинокую старушку, которая не может уснуть, перебирает старые письма, вспоминает о прожитых днях. В этом спектакле я, как какой-то призрак, время от времени выхожу на сцену и пою.

Спектакль «Бабушка»: https://vk.com/etud.theatre
Спектакль «Бабушка»: https://vk.com/etud.theatre

Отзыв зрителя о спектакле «Бабушка»:

Тихий, но громкий монолог бабушки. Воспоминания: юность, встреча с будущим мужем, замужество, работа на заводе, стихи Есенина в весьма потрепанном томике, перечитывание писем от мужа... настоящая, самая что ни на есть подлинная жизнь одной бабушки, которая когда-то была молодой, красивой, здоровой. Монолог - трагикомедия, сквозь дымку которого, нет-нет, да вдруг услышатся песни в исполнении Александра Лушина.

Ближайший показ — 29 января,
Площадка 51
Стоимость билета — 600 рублей

Есть в «18-21» песни из «Ноги бомжа», кабаре современного искусства и перформанса, представления которого мы показывали на той же «Площадке 51».

Еще один спектакль — «Коллеги» Коли Русского, очень специфического автора и режиссера. Кстати, с песнями оттуда у меня сингл недавно вышел. «Коллеги» — история об одиноком школьном учителе позднесоветского периода, страдающего психическим расстройством. Там всякие жуткие, тревожные вещи происходят. Это своего рода страшилка о том, как человек теряет чувство реальности и постепенно начинает сходить с ума.

Спектакль «Коллеги»: https://vk.com/etud.theatre
Спектакль «Коллеги»: https://vk.com/etud.theatre

Есть песни из спектакля, написанного по книге Анны Старобинец «Посмотри на него». Книга эта сначала вызвала некое отторжение. Я читал и думал: «Что это такое? Мне это не нужно, не хочу с этим работать!» Но потом обратил внимание на эту сильную негативную эмоцию и понял, что это как раз надо использовать, ведь роман не просто о страдании, а о замалчивании страдания по причине отсутствия сострадания. Я включился в работу, принеся на репетицию жёсткий циничный рэпчик. И правильно сделал — спектакль попал на «Золотую маску».

Спектакль «Посмотри на него»: https://vk.com/skorohod_space
Спектакль «Посмотри на него»: https://vk.com/skorohod_space

Как вам удается совмещать участие в независимых проектах и работу в классическом театре?

Скажем так — разные стороны моей личности находят удовлетворение в разных местах. Та, что требует самовыражения, отправляется фантазировать на независимую сцену, и тут уж никаких внешних ограничений. Кайф! Конечно, служба в Александринке такой свободы не подразумевает. Но работа в классическом театре — тоже удовольствие, просто немного другое. Мне приятно чувствовать себя частью сложноустроенного механизма, делать все, чтобы этот механизм функционировал четко и слаженно. «Синяя» часть моей личности торжествует! Моему участию в андерграундных спектаклях это не мешает, даже наоборот.

Материал на нашем сайте: Кафка, Нетфликс, НЛО: гид по спектаклям Петербурга от актера Александра Лушина

Автор: Лена Хролова
Городской блог о Петербурге и петербуржцах Скамейка

#театр #театр спб #спектакль #отзыв на спектакль #Александр лушинин #актер