Найти в Дзене
Исторический процесс

Как Япония провела свой собственный блицкриг

Оглавление

6000 велосипедов на дивизию: используя довольно простую гражданскую-военную технику, японская армия захватила британскую колонию Малайя зимой 1941/42 года. Образцом для подражания стали немецкие победы в Европе.

Цель: остров Сингапур должен быть захвачен 25-й японской армией в течение 100 дней.
Цель: остров Сингапур должен быть захвачен 25-й японской армией в течение 100 дней.

Тот, кто умен, копирует успешные концепции своих друзей – особенно если они изложены во всех деталях. Томоюки Ямасита, генерал-лейтенант японской армии и ее эксперт по Европе, возглавлял военную делегацию в Третий рейх с декабря 1940 по июнь 1941 года и внимательно изучал концепцию блицкрига. Именно весной этого года происходят две единственные кампании вермахта, задуманные с самого начала как блиц-войны, против Югославии и Греции.

Через шесть месяцев после своего возвращения из Европы Ямасита командовал 25-й японской армией на оккупированном китайском острове Хайнань. Их задачей было завоевать Малайский полуостров с торговым городом и британской колонией Сингапуром на южной оконечности. На самом деле для этого планировалось четыре дивизии, но командующий генерал считал, что будет достаточно и трех, пишет немецко-японский современный историк Такума Мельбер в своей докторской диссертации на тему «Японская оккупация Малайи и Сингапура (1942–1945)».

Задача 25-й армии была поистине амбициозной: за сто дней ее войска должны были продвинуться от 720 до почти 1000 километров от основных пунктов высадки Сонгкхла и Паттани в Таиланде и в Кота-Бару на северо-востоке британской колонии Малайя в Сингапур.

Фото взято из Яндекс.картинки.
Фото взято из Яндекс.картинки.

По сравнению со средним продвижением вермахта в блицкриге от 15 до 20 километров в день, семь-десять километров, которые планировал Ямасита, были даже не так уж и много. Однако по сравнению с предыдущими войнами, а также с большинством сражений, которые японские войска вели на материковой части Азии с 1931 года, это очень много.

В любом случае, генерал, имевший опыт работы в Европе, создал резервы, так как рассчитывал, что на осаду Сингапурской крепости, центральной военно-морской базы Британской Империи в Азии, у него будет как минимум две недели. Несмотря на труднопроходимую местность, непроходимые для автотранспорта джунгли с относительно немногочисленными и не очень развитыми дорогами, в основном вдоль побережья, для этого похода планировалось продвижение от 12 до 15 километров в день. Недаром генерал-майор Сабуро Кавамура записал в своем дневнике 3 декабря 1941 года: «На войне скорость необходима для выживания».

Кампания прошла по плану: англичане не заметили, что 26 000 японских солдат первой волны сил вторжения пробивались с Хайнаня на Малайский полуостров. Высадка 8 декабря 1941 года также прошла успешно. Хотя тайские вооруженные силы первоначально оказали некоторое сопротивление, правительство в Бангкоке уже во второй половине дня разрешило захватчикам беспрепятственно пройти. На севере британской колонии также быстро были взяты базы Королевских ВВС и захвачено или уничтожено много самолетов.

Высадка на побережье.
Высадка на побережье.

Хотя японские войска развернули около 200 легких танков, в основном танкеток Type 94, которые были вдвое легче немецкого Panzer I, по сути, они вели «блицкриг на велосипедах». Каждая из дислоцированных в Малайе дивизий была оснащена 6000 велосипедами, на месте было реквизировано больше велосипедов у местных жителей.

Британский генерал-лейтенант Льюис Хит, который должен был защищать колонию с 3-м индийским корпусом, прямо назвал развертывание "целой армии на велосипедах одним из “основных факторов", оказывающих такое давление на британские подразделения, что они не могли создать закрытую оборону. Фактически, некоторые японские подразделения проходили 60 километров в день на гораздо менее занятой противником западной стороне Малайи, хотя некоторые, как сообщается, даже преодолевали 120 километров.

Армия на велосипедах.
Армия на велосипедах.

Так что защитникам ничего не оставалось, как можно организованнее отступить, в ходе чего были разрушены или перекрыты многочисленные мосты и дороги. Всего японская армия насчитала 250 разрушенных мостов в походе на Сингапур, исследовал Такума Мельбер.

Тем не менее, продвижение превзошло поставленные, амбициозные цели. Куала-Лумпур был достигнут и занят на четыре дня раньше срока, 11-го, а не 15 января 1942 года, как предполагалось. С другой стороны, на восточном побережье сражались гораздо жестче. Здесь было такие бои, потери с обеих сторон были настолько велики, что в японском языке закрепилось название „сенмецусен“: "война на уничтожение".

С 4 февраля 1942 года началась финальная битва на Малайском полуострове за остров Сингапур. У японцев было около 30 000 боеспособных солдат, но обороняющихся было примерно в три раза больше, хотя и деморализованных, и не подготовленных. 8 февраля 1942 года первые подразделения переправились на северо-запад Сингапура, а днем позже - элитная дивизия "Коноэ".

Менее чем за 70 дней 25-я армия Ямаситы отбросила численно превосходящего противника по труднопроходимой местности и преодолела расстояние почти в 1000 км. Генерал, спланировавший и возглавивший этот блицкриг, был удостоен почетного звания «Тигр Малайи».

Спасибо за прочтение!!!

Подписывайтесь на канал!!!

Ссылка на другие статьи автора