Найти тему

Универсальные ключи для поддержки бизнеса пока не найдены

В марте прошлого года, чтобы дополнительно простимулировать рынок труда и вернуть его на докризисный уровень, Правительство РФ издало постановление № 362, в соответствии с которым вводилась новая субсидия за трудоустройство безработных граждан, равная трём минимальным размерам оплаты труда (МРОТ). А чтобы хоть как-то подвигнуть работодателей принимать больше молодых специалистов, не имеющих опыта, инвалидов, многодетных родителей, бывших заключённых — тех, кто не пользуется особым спросом на трудовой бирже, — следом вышло корректирующее постановление № 1607, особо выделяющее людей этих категорий. Прошёл год и, по сути, экспериментальный проект приостановили, вернее, отправили на доработку. Мы попытались проанализировать, почему.

Пандемия диктовала свои суровые условия... (Фото: nb-ugra.ru)
Пандемия диктовала свои суровые условия... (Фото: nb-ugra.ru)

В начале 2021-го глава Правительства РФ Михаил Мишустин на одном из совещаний отмечал, более половины россиян, потерявших работу из-за пандемии коронавируса, не могут трудоустроиться. По его мнению, необходимо внедрять новый инструмент стимулирования найма. Таковым и стало постановление № 362. Оно предлагало компаниям и индивидуальным предпринимателям выплату государственных субсидий, составлявших в сумме чуть более 38 тысяч рублей (на тот момент один МРОТ был равен 12792 руб.) за каждого трудоустроенного, состоявшего на учёте в центре занятости.

Финансовая часть была возложена на Фонд социального страхования (ФСС). Работодателям предложили следующую схему компенсационных выплат: первый МРОТ — через месяц после трудоустройства безработного, второй — спустя три месяца, третий — по прошествии шести месяцев.

В отношении категории граждан, отмеченных в постановлении № 1607, работодатель мог получить субсидию независимо от даты их регистрации в центрах занятости.

«К нам поступали реестры трудоустроенных, уже прошедшие проверку на федеральном уровне, и мы в полном объёме предоставляли работодателю частичную компенсацию затрат на выплату заработной платы с учётом ставки страховых взносов. Она рассчитывалась по формуле: федеральный МРОТ, умноженный на ту суммированную ставку страховых взносов, которую платит работодатель с зарплаты трудоустроенного гражданина. Для работодателей, которые берут инвалидов, есть определённые льготы по страховым взносам, поэтому ставки индивидуальны. При этом Региональное отделение фонда никаких расчётов не ведёт — получали уже сформированные суммы компенсаций, которые и выплачивали», — объясняет заместитель управляющего регионального отделения ФСС РФ по РК Сергей Бугаёв.

...и размер  компенсации не помог
...и размер компенсации не помог

Финансовая поддержка работодателей, пусть и незначительная, стала одной из мер, направленных на снижение напряжённости на рынке труда. Значит, эта мера важна. Однако цифры, предоставленные республиканским ФСС, демонстрируют явную незаинтересованность потенциальных нанимателей в такой поддержке.

По информации С. Бугаёва, в прошлом году в рамках указанной программы, положения которой были утверждены постановлением № 362, подали заявки на получение субсидии только 164 работодателя (на трудоустроенных 317 человек). При этом, как рассказали в Республиканском центре занятости населения, о возможности частичного возмещения затрат по зарплатам извещено почти 19 тысяч (!) работодателей. То есть если эта информация была до них донесена, все они могли воспользоваться ею, но почему-то этого не сделали.

Почему? Спросим у предпринимателей.

«Вы же, наверное, знаете, кто больше других пострадал в период пандемии? Ресторанный бизнес, сфера услуг, развлечений. У меня есть кафе и несколько магазинов одежды. Чтобы, как говорится, «не вылететь в трубу», один магазин был вынужден закрыть, в других — сократить число персонала. О том, чтобы брать кого-то, даже мысли нет. Сейчас, когда мелкий и средний бизнес на грани выживания, мало кто заинтересован в увеличении числа штатных сотрудников. Уверен, многие вынуждены увольнять, а не принимать на работу», — рассказывает симферопольский предприниматель Сергей.

Тем более, если предлагается лишь незначительный размер компенсации, потенциальный наниматель сто раз подумает, нужна ли ему дополнительная «головная боль»?.. Ведь 38 тысяч рублей, которые государство готово компенсировать, — капля в море.

«Между тем объём обязательств, которые берёт на себя предприниматель, больше похож на море, ещё и неспокойное, поскольку время нынче – кризисное, — считает бухгалтер одного из частных предприятий Татьяна. — Возьмёшь человека, а он с обязанностями не справляется. Что делать? Уволить уже нельзя (это тоже прописано в пунктах постановления № 362. — Авт.). Придётся тянуть целый год, и за этот период получишь за него лишь минималку, и только за три месяца. Более того, если в первом полугодии этот работник вдруг заболеет, придётся субсидию возвращать в размере больничного. Честно скажу, такие компенсации — не те, чтобы за них сражаться — больше головной боли, особенно, повторюсь, в нынешнее нестабильное время».

Но у представителя ФСС иное мнение. «По Трудовому кодексу установка размера заработной платы и её выплата — прерогатива работодателя. Неправильно, если трудоустроенный просто занимал рабочее место и получал зарплату за счёт государства», — считает С. Бугаёв.

Но как работодателю уберечься от ошибки и взять именно такого человека, который не подведёт? А если подведёт, если не справится — терпеть его весь год? Прошлогодняя программа как раз и ставила руководителя в такие неоднозначные условия.

Кроме того, в ней могли быть заинтересованы только те наниматели, которые предлагали зарплаты, не превышающие МРОТ.

Выходит, компаниям, где сотрудникам платят, допустим, 30—40 тысяч рублей, экономически неинтересен был прошлогодний проект, а предприятия, где работники получают именно минимальную заработную плату, возможно, оказались в группе риска, то есть в числе тех, кто в пандемию с трудом сводил концы с концами. Государственным организациям эта программа тоже неинтересна, поскольку они получают деньги из бюджетов, то есть не тратят свои кровные, да и по закону не могли в ней участвовать.

...а работодатели говорят: «МРОТ — не тот»
...а работодатели говорят: «МРОТ — не тот»

Что уже говорить об «уязвимых» безработных? Да, формально они находятся под защитой государства. И всё же оно не берёт на себя обязательств их трудоустраивать или полностью компенсировать нанимателям средства на зарплату. Однако именно инвалидов, людей без опыта или «отсидевших» чаще всего принимают на малооплачиваемую работу. И тут могло сыграть свою роль 362-е постановление. Однако и здесь не получилось. Из 317 трудоустроенных, по которым работодатели получили субсидии, инвалидов — всего два процента, людей предпенсионного возраста — 12%, многодетных и воспитывающих детей-инвалидов — 6%. А данных по бывшим заключённым у ФСС, поделившегося этой статистикой, и вовсе нет.

И ведь тоже картина вполне понятная. Из всех «уязвимых» чаще будут искать официальное место заработка те, кто по возрасту через пару-тройку лет должен выйти на пенсию, и те, кто содержит детей-инвалидов. Иные категории граждан, особенно инвалиды I—II групп, обычно стараются выжить на предусмотренные для них государственные пособия. Не потому, что им этого хватает, а по причине как раз-таки нежелания работодателей брать таковых на работу — уж больно много хлопот: и сокращённая трудовая неделя, и увеличенный отпуск, и иные нюансы. И «три МРОТ» никак не стимулируют работодателей, особенно в частном бизнесе.

Как же быть? Пока действие постановления находится на паузе, ГКУ РК «Центр занятости населения» разработал необходимые, на его взгляд изменения, которые следовало бы внести. В категории получателей субсидии добавлены социально ориентированные некоммерческие организации. Право на финансирование дано работодателям, зарегистрированным теперь уже до 1.01.2022 г. В 2022 году размер субсидии увеличен до размера нового МРОТ (13 890 руб.). Полностью изменена и расширена категория граждан, которые могут быть трудоустроены в рамках соответствующих правил. Молодые люди в возрасте до 30 лет не обязательно должны иметь статус безработных, ищущие тоже участвуют. Исключены варианты возврата субсидии и проверки руководителя со стороны ФСС и госорганов финансового контроля.

Помогут ли эти предложения? Многие предприниматели, с кем довелось пообщаться, в успех программы не верят, считая, что чиновники тратят силы не там, где надо. В фокусе опять нет бизнеса, который по этой программе является основным работодателем.

«Суть программы всё равно остаётся прежней — три МРОТ, а они нас в нынешних обстоятельствах никак не спасают», — говорят предприниматели.

Ольга САФРОНОВА

Комментарий депутата Госсовета РК

-4

Илья Донченко: «Хотелось бы сравнить прошлогоднее правительственное постановление с тем, что было принято Советом министров РК 25 июля 2014 года (№ 231 «Об утверждении положений по реализации дополнительных мер по поддержке рынка труда Республики Крым»). Благодаря тому постановлению работодатель мог заключить с Центром договор на определённый период. Таким образом возвращал своих сотрудников, при этом на время контракта каждый месяц получал из Центра субсидии в размере одного МРОТ на каждого (плюс определённые суммы на различные выплаты: страховка, отчисления в Пенсионный фонд и пр.) принятого на работу. К тому же доплачивалась тысяча рублей на организацию рабочего места. Это был совсем иной уровень поддержки — реально эффективный. И летом 2015 года программа, на которую выделялись федеральные средства, очень хорошо поддержала бизнес.

В программе прошлого года вижу сразу несколько недостатков. Во-первых, право на финансирование появлялось только у тех работодателей, которые не имели долгов по зарплате, налогам и страховым взносам, а также задолженности перед федеральным бюджетом по возврату других субсидий и инвестиций. А ведь на момент принятия постановления уже были кризис и безработица, имели место задолженности по зарплатам и прочие проблемы. И это условие сразу отсекло большое количество предприятий, которым действительно нужна была поддержка. Во-вторых, девять месяцев из 12-ти работодатель должен был сам платить сотрудникам, а оборотного капитала в тот момент не было из-за множества ограничений. И, в-третьих, если в 2015 году создавались временные рабочие места, то есть можно было использовать вышеописанную схему трудоустройства, то в 2021-м надо было создать обязательно новые. Это оказалось невыгодно предпринимателям, которые в первую очередь думали над тем, как сократить свои расходы.

Полагаю, пока универсальный ключ к каждому виду экономической деятельности не подобран. Предлагаемым вариантом поддержки, возможно, воспользуются крупные бизнес-участники, а мелкому предпринимательству нужна иная форма содействия: они хотят без сложных схем и условий получить определённую сумму, реализовать её и отчитаться — всё. Пожалуй, по нынешним временам спасла бы ситуацию ежемесячная выплата трёх МРОТ. Тогда действительно появилось бы множество рабочих мест, и экономика опять бы зажила, ведь такие вливания для неё — как донорство недостающей крови».