Найти в Дзене
Литературный салон "Авиатор"

"Романтика" ...вынужденной посадки. Часть 2

Оглавление

Сергей Васильевич Трикачев

Так и промучались ночь. Поутру вышли на связь. Туман в месте нашей посадки ничуть не уменьшился. Было понятно, что и на Каменном тоже самое. Наши ожидания и представления о прогнозе подтвердились. Аэропорт Мыс Каменный был полностью закрыт! Это было нам знакомо, когда туман "прихватывал" наши экипажи на площадке поселка Геологов просто по фактической 50 на 500 разрешаемых для перемещения медленно пере...в Аэропорт. Ну, а по ходу осмысления последующих действий и по присказке: "Думай Чапай, думай!", у Андрэ Львовича проскользнула мысль.

Поселок Тамбей на Обской губе
Поселок Тамбей на Обской губе

Глядя на карту, он увидел нанесенную на нее точку! На побережье Обской губы! Да это же точка означает место выставленных "Рыбзаводом" бригады рыбаков! Такие пометки не служебные, а частного характера помеченные карандашом были у многих вторых пилотов сделанные зачастую по убедительной просьбе командира. На которую наносились отдельно стоящие чумы, иногда так называемые дружественные "деревеньки" с несколькими расставленными чумами. Это были пастбища ненцев с их стадами оленей. Не оставляя без внимания найденную Андрем точку, Михалыч попросил его уточнить по карте расстояние и курс следования. Я глянул на карту с пометкой нашей точки нахождения и проверяя себя сказал...4-5 километров и час, час двадцать неспешного хода. Сергей Михайлович с улыбкой произнес: - Василич, да я знаю твои способности удивлять вторых пилотов точным расчетом из головы! Пока, они …"передергивают затвор" ЭН ЭЛ КИ! ... Не мешай профессионалам отрабатывать свои 75% от командирских! А то придется ходатайствовать перед командованием о доначислении тебе еще 15 процентов! А дальше что? Так и до двух, с половиной "шпал" на погонах придется дорастать вместо двух!

Ну короче, посмеялись ...

Андрей был все-таки не новичок в авиации, за его плечами был самолетный налет не менее трех лет, а это как ни крути тысячи под две налета. Интереснее было иметь дело с недавними выпускниками вертолетного Кременчугского училища. Михалыч даст команду, дать расчетное время прибытия на точку. Второй пилот, зная уже просчитанную путевую скорость замерит на карте расстояние и выдаст время! В это время командир, чуть приспустит ручку "шаг-газа" и немного уменьшит приборную скорость. Незаметно, но существенно для сделанных расчетов. Подмигнет мне с лёгкой улыбкой, а потом смотрим на реакцию и движении мысли молодого второго и его недоумения по поводу ошибки. Да? Сила воли, плюс характер дерзай молодой человек! Дорогу осилит - идущий! Конечно, линейка линейкой, но точность, вежливость королей! Но у кого рукоятки управления, тот и прав, не так ли??

Штурманская Навигационная линейка НЛ-10
Штурманская Навигационная линейка НЛ-10

Конечно, можно было выбрать вариант временного нахождения и на борту вертолета. Распечатать, опломбированный "Бикс" с медицинскими препаратами и всевозможными "примочками" предназначенный для оперативной медицинской помощи при наличие больших травм пассажиров или экипажа. Набрать снега или воды, подсобрать дровишек или веток, в конце концов разжечь паяльную лампу и вскипятить воду вместо чая. Растянуть удовольствие от приема капусты и дозировать остатки хлеба. Но при этом оставаться в пассивном выжидании погоды, а если еще пару суток здесь находиться, то все равно не прокормишься! И было принято совместное решение: идти к рыбакам! Сообщили по радиостанции на базу наши дальнейшие планы, получили: "Добро!" И собравшись, тронулись в дорогу.

Принципиальным, было то, что мимо Обской губы не промахнемся. Не вырывать же с "корнем", имея ввиду, демонтировать компас КИ-13, так называемый" Бычий глаз" чтобы идти правильным курсом.

Магнитный компас КИ-13  "Бычий глаз"
Магнитный компас КИ-13 "Бычий глаз"

Выбрали правильное направление и вперед! В движении потеплее вроде бы стало. Через пару километров уткнулись в речушку. Андрей глянул на карту, похоже двигаемся в правильном направлении. Осмотрелись вокруг, метрах в тридцати увидели бревно. Подошли поближе, нормальное метров, около трех. Для начала равномерно распределились по расстоянию между стоящими по длине бревна, ну а потом и по росту идущих. Между делом, я припомнил как в какой-то год на вертолетном участке появился Валера Люкович, комиссовавшийся из армии с должности борттехника. Кроме всего, он был чемпионом Закавказского военного округа по гиревому спорту. Когда появлялись желающие помочь ему перенести баллон с воздухом. Он насмешливым взглядом осаживал помогающего и приподняв его, в одиночку ловко ложил на плечо и вразвалочку не спеша нес его в нужное место. Ну а мы, люди, объединенные коллективом, дружно подняли, взвалили на плечи эту "палочку-выручалочку" и пошагали вперед!

Владимир Ленин на субботнике.
Владимир Ленин на субботнике.

А собственно, что такого Владимир Ильич Ульянов -Ленин тоже носил подобное добровольно и на субботнике, а нам сам бог велел во имя выживания! Первым закопёрщиком выступал Сергей Михайлович, вторым шел Андрюша Львович, третьим пристроился я, и замыкал самый маленький по росту Валера Ермолаев. Главное шагать в ногу слегка амортизируя, чтобы не отбить торчащую ключицу и главное с улыбкой! Да и расстояние было небольшое. Приноровившись, мы могли бы так и до самой точки рыбацкой дойти, но уткнулись в речку. Бревна должно было хватить, река была не широкая. Но по опыту, вброд ее не перейти, глубина была до полутора метров. При разворачивании не учли, что первый идущий практически стоит на месте, а крайнему надо сделать несколько шагов, а он не успевает, тем более удерживая бревно! И…скинули Валерия в воду. Бросили бревно, быстренько схватили его за руки и вытащили на берег! К общей проблеме прибавилась еще одна. Благо полностью он не промок, только нижняя часть. Быстренько сняв х/б брючата, помогли ему отжать их почти до полного осушения. Перебросили один конец бревна на противоположный берег и не спеша поодиночке как тренированные эквилибристы перебрались без потери в личном составе.

Домик - вагончик рыбаков.
Домик - вагончик рыбаков.

Прошагав, наверное, с километр в тумане узрели неказистый домик рыбаков и ускорив шаг минут через десять уже стучались в хозяйскую дверь.

Удивительно, но вокруг не было собак, как это обычно бывает у ненцев. Я потихоньку намекнул на это командиру, на что тот с улыбкой произнес: - А может, рыбачки их уже того....съели !!

Ну настрой был почти творческий и главное оптимистический! Дверь открыл не ненец, а как и предполагали человек южной национальности, точно - молдаванин. Немного настороженно глядя на нас, спросил: -Кто такие? Откуда будете?

Понятно, кожаные куртки, форменные брюки, но вертолета просто не было слышно! Объяснили коротко, что, почему и как... - Заходите ребята, в нашу хижину-ответил встречающий.

Печка- буржуйка.
Печка- буржуйка.

В домике горела лампа-керосинка, высвечивалась раскаленная верхняя поверхность печки- буржуйки, приятно пахло теплом и варившейся снедью. Как-то было не совсем удобно говорить о вынужденном голодании, как никак прошли уже сутки, ну от полу съеденного кочана немногим меньше. Между тем рыбаки приготовили чай, насыпали баранок, от которых было трудно отказаться.

- Ну ребята, особо побаловать мы вас не сможем-проинформировал нас один из рыбаков- Хлеба нет одни сухари, с сахаром тоже напряженка, давненько нам ничего не завозили. Да и завозят, когда улов надо забирать и везти в мерзлотник.

Под чаек мы расслабились, а пощелкивающие в печке дровишки были как бальзам на наши уши и души. Спешить было некуда все равно не ранее чем утром воочию увидим погоду.

- Как рыбалка? - спросил я, - рядом с вами на Мысе Сетном в ямах, образованных течением хорошо осетра ловили!

-Да какой там осетр, у нас "сельдевки" метров 300 стоит, метров 200 "семидесятки" на щекура и муксуна, порой нельма залетает, но это редкость - отвечали, почти хором молдаване, - Если надо можем вяленым муксуном угостить или щекуром!

Мы переглянулись, в нашем понимании на голодный желудок жевать хоть и благородную, но солёную рыбу, да еще приготовленную незнамо как было не особо желательно.

- Спасибо мужики, вот от ухи бы не отказались, если не очень сложно - ответил Андрей.

Мы, в знак согласия, кивнули головами.

- Ну ладно, сейчас сварганим, не долго за час управимся, - прозвучало в ответ.

- Спасибо, потерпим, - ответили мы сообща и наперебой.

Между тем, развивая рыбацкую тему, я рассказал в основном для молдаван-рыбаков и наших ребят кроме Сергея Михайловича о еще одном осетровом месте на Обской губе. Напротив Мыса Каменного в 45 километрах на противоположном берегу есть Мыс Парусный. Выше его по течению в сторону сегодняшнего Ямбурга несколько лет стоял рыбак-одиночка по имени Коля. Ну с десяток оленей было у него, одно слово - бедняк. Ребята еще на Ми-4 подлётывали к нему за осетрами. А бывали и просто так, завозя и подкармливая его провизией. Так он в местных водах вылавливал очень приличных осетров. Так как там он тоже обнаружил большое углубление на прибрежном дне Обской губы. Мы с Михалычем пару раз бывали у него. Я когда в первый раз увидел "пасущихся" на веревке осетров чуть от удивления не свалился.

Экипаж, выбирает осетров из лужи-водоема.
Экипаж, выбирает осетров из лужи-водоема.

На берегу было огромная невысыхающая лужа. Выловленных осетров он привязывал "петлёю" вокруг головы обхватывая её как удавкой. Веревка, цепляясь за огромные жабры осетра и он скидывал его в лужу. Ко второму концу веревки он привязывал деревянный кол и втыкал его в песок. Сам по себе осетр очень живуч. Если при разделке его потрошишь целиком, он продолжает шевелиться и биться хоть о землю, хоть о пол. Пока полностью не удалишь из хребта спинной нерв. А удалить его ты просто обязан, ибо при засолке рыба просто испортится!

- Да - добавил Михалыч - а помнишь, мы прилетели к нему, а у него пять штук осетров болтаются на веревках? И даже не знаешь какого выбрать, подтянешь, вроде бы большой, ан нет, соседний больше!

- Было дело, - подтвердил я, - ну а цена вопроса то, все равно одна, ни больше не меньше! - Так оно, - подтвердил Сережа Михайлович. А я продолжил: - В 1975 году ребята принесли сети в общежитие, а там несколько лобарей, я по молодости лет, был просто восхищен увиденным ! Кто-то из старшего поколения техников сказал: Бери одного, сделаешь родителям северный сувенир, мы тебя проконсультируем и поможем. Я, конечно, не мог, отказать себе, в этом удовольствии. И с земляком, Славой Артамоновым, выпотрошили его, вытащили спинной нерв. Пропитали лобарика спиртом, набили брюхо, тканью, промоченной спиртом, и зашили нитками. Выставили его в изящную грациозную позу и оставили сохнуть. Через месяц я покрыл его лаком, высушил и действительно удивил родителей таким привезенным сувениром. Так по сей день и стоит на полке полированной стенки встречая меня приезжающего в отпуск.

Лобарь  превращенный в сувенир. 1975 год.
Лобарь превращенный в сувенир. 1975 год.

- Да, - продолжил Прохоров, - вот отлетаем в сентябре саннорму и тоже рванем в отпуска, правда ведь, Андрей Львович? - Конечно, но сначала, надо выбраться отсюда с этого "романтичного" места!

Между тем, уха была уже готова, и мы приступили к трапезе. По мере усвоения пищи, легкая дремота накатывала на глаза, пошли вторые сутки нашей одиссеи. Поблагодарив гостеприимных хозяев, согласовав с ними планы на утро, мы стали готовится ко сну. Рыбаки расстелили на полу старые полушубки, еще какие-то одеяла и мы, распределившись по местам, отошли ко сну. Безмятежный сон, тепло очага и сытый желудок, в мгновение увел нас в грезы.

Утро началось рано, с всеобщей побудки. Михалыч быстренько вышел на улицу, оценил обстановку и зайдя сказал: - Вроде бы туман проносит, ветерок сменился и наверное к обеду "выскочим" из ситуации.

Попили чайку с баранками, поблагодарили рыбаков и почти строем выдвинулись в обратный путь. Как говорится: вперед и с песней!

Обратная дорога всегда кажется короче, а если еще и без злоключений, то вообще- песня! Сдвижная дверь вертолета скрипнула на полозьях, поставили трап и зайдя в кабину включили радиостанцию. Валера по привычке залез наверх осмотреть технику, пробежался по капотам, а я вышел наверх спрашивая взглядом, как там обстановка? И получив кивок головой, понял, все нормально! А что, собственно, должно произойти за эти 7-8 часов. Было время поболтать сидя в кабине, я, глядя на июньский снежок, припомнил как в 1976 году мы готовились к чемпионату Тюменского управления по футболу. Тренировались на снегу в районе поперечной полосы и температуре -5, + 5, в общем резвились на просторе. А когда прилетели в Тюмень, там температура была + 25, вот это уже было забавно: прилететь из зимы в жару. Попотели мы, тогда бегая по футбольному полю стадиона "Локомотив"! А в это лето намного теплее, снега, почти нет!

В это время, командир, уже связавшись с Каменным, узнал фактическую в аэропорту и прогноз на период с 6 до 10 часов. В середине срока ожидается улучшение погоды, а фактическая и сейчас около полутора километров. Так что ребята не расслабляемся и ждем в боевой готовности. Ну, а что мы? Мы всегда готовы, только дай сигнал! Сообщение о лётном прогнозе не заставило нас врасплох.

Экипаж в кабине вертолета.
Экипаж в кабине вертолета.

По команде командир, заняли свои рабочие места, запустили двигатели, прогрели, опробовали на режимах и взлетая, взяли курс на базу. Тридцать минут великолепной утренней прогулки и с курсом 330 градусов, зашли на родную полосу. Как положено, сдали вертолет техникам и поблагодарив за работу техника и нашего активного участника всех событий Валерия Ермолаева, пошли в служебное здание летного отряда. Навстречу попадались наши экипажи, готовившиеся к вылету, конечно, информированные о нашей двухсуточной ночевке, в тундре...Да что там говорить, "Романтика голубого неба, начинается на земле, на земле и заканчивается!"

Валерий Ермолаев. бортмеханик вертолета Ми-8.  23 декабря 1999 года.
Валерий Ермолаев. бортмеханик вертолета Ми-8. 23 декабря 1999 года.

P.S. Шли годы, Валерий Ермолаев, переучился на бортмеханика, уже и отработал несколько лет. С ним мы встречались в Тюмени, когда прилетали на курсы усовершенствования квалификации в УТО-19. Даже однажды жили в одной комнате гостиницы УТО году в 1984, когда я уже перевелся в Ноябрьское Авиазвено. Так или иначе, в авиации вне зависимости от места работы информация свободно перемещается в "пространстве" и времени. По некоторой версии, я знал, что он вышел на пенсию и уехал на материк в Ульяновск. Поэтому, когда "просочилась " информация что Валерий погиб в авиакатастрофе, несколько удивила многих общих знакомых и коллег. Только, когда начал работать над текстом, узнал о катастрофе. С памятью о коллеге квалифицированном технике, бортмеханике, от всех каменских авиаторов и выборгских выпускников. Наша ПАМЯТЬ!

Ссылка на информацию: http://www.airdisaster.ru/database.php?id=741

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Другие рассказы автора на канале:

Сергей Васильевич Трикачёв | Литературный салон "Авиатор" | Дзен