687 подписчиков

Мини-энциклопедия стилей. Музыка из спектакля «Северная Одиссея»

156 прочитали
Лет десять назад про Петра Налича говорили: «А, это тот, который «Гитар-Гитар» и Евровидение!

Лет десять назад про Петра Налича говорили: «А, это тот, который «Гитар-Гитар» и Евровидение!» Но вот с конца 2015 года актутальнее стало говорить: «Это же тот, который сочинил музыку к «Северной Одиссее» и сам играет и поет ее там!» Этот спектакль – действительно, как и сам Петр говорит, веха в его творческой судьбе: настолько масштабным оказался этот композиторский опыт, с настолько неожиданной стороны он раскрыл Петра. Слышать, как на концерте из танцпола требуют «Казачок», как отмечают репликами «мое любимое» именно одиссейские песни – тоже примета времени. Важная особенность: ведь музыка из этого РАМТовского спектакля очень разнообразна. Настолько, что саундтрек сам по себе Одиссея, только музыкальная, и проходящая как в пространстве, так и во времени.

Лет десять назад про Петра Налича говорили: «А, это тот, который «Гитар-Гитар» и Евровидение!-2

Кстати, вот и прошел уже без «Северной Одиссеи» целый год, и даже больше... Год без спектакля, замечательного с самых разных сторон: сценарием (его авторы – Петр Луцик и Алексей Саморядов), перенесением на театральную сцену произведения, написанного для кино (но так и не реализованного на киноэкране), интересной режиссурой, многослойностью... Но помимо всего прочего, этот спектакль запомнился всё же личным присутствием на сцене автора музыкального оформления, певца и композитора Петра Налича. «Северную Одиссею» не назовешь, конечно, мюзиклом, но приятное ощущение, что к собственно спектаклю тебе бонусом подарили мини-концерт, оставалось. Вот небольшой старый трейлер к спектаклю:

Итак, пробежимся по музыкальной составляющей в хронологии спектакля – тем более что в музыку можно погрузиться и по аудиозаписям на сайте Петра, и по концертным исполнениям песен и композиций. Итак, в зале гаснет свет, включается фонограмма, зачитывающая новости очередного съезда ЦК КПСС, под нее на свою «оркестровую горку», как моряки по снастям, быстро взбираются Петр с командой – и пространство заполняет грохот рок-группы:

Лихие, то ли 90-е, то ли 80-е – кто там теперь разберет... Действие спектакля вроде как относится к 1989 году – но сколько там условностей... Да и 90-е разве не выросли из 80-х... Лихость 80-х – это и русский рок, «Кино», Егор Летов и другие, это и гениальные советские фильмы, лихость 90-х – ну тут и объяснять не надо; и где-то на стыке пролегает путь героев спектакля – авантюристов и романтиков...

Рамиля Искандер, исполнительница роли Нэнси в спектакле, поет «Еду далеко»
Рамиля Искандер, исполнительница роли Нэнси в спектакле, поет «Еду далеко»

Следующая тема – тема дороги. «Еду далеко» – кажется, одна из любимых композиций автора, во всяком случае играл он ее так часто и везде-везде-везде, что хотелось уже ну хоть чего-нибудь еще чисто для разнообразия. Наверное, дело не только в том, что это заглавная музыкальная тема спектакля: это еще и вещь очень оригинальная музыкально, и сколько ни вспоминали бы в связи с ней «Миленький ты мой», это ну совсем-совсем другое. И среди мировых образцов мне что-то тоже аналогий не приходит в голову. Как интересно здесь именно ритм и музыка ломают текст – все-таки в The Sound of Silence такого нет... Эта песня в студии записывалась дважды – в саундтреке спектакля и альбоме «Отражения в лужах». Концертных исполнений пусть тоже будут два, старое и новое.

А теперь – момент для любителей движа: тот самый «Казачок». Если «Еду далеко» вполне себе вставной номер, то это уже вещь более, так скажем, саундтрековая. Что никак не мешает, однако, подпевать ей на концертах. Важно только правильно запомнить текст: «Белая рыбица в море, лобан, чикамас».

По пути герои попадают прямо к банде Митрофана Сковородникова. Появление этих людей на сцене сопровождалось треком «Джин-Джин-Джака»:

Вот вам фото Митрофана Романыча Сковородникова, кстати.
Вот вам фото Митрофана Романыча Сковородникова, кстати.

Где фольклорные влияния действительно явно видны, так это в «Белорыбице». Хоровое многоголосие. Кстати, премьера этой песни состоялась до премьеры спектакля, и произошло это на благотворительном концерте в Перовском парке. Парк небольшой и симпатичный, кстати, и Петр там еще через пару лет выступал снова.

«Белорыбица» звучит над мерзлыми сибирскими просторами, но далее градус действия резко меняется, потому что в центре всеобщего внимания оказывается видеокассета... ну, для взрослых;):) Это ж 90-е; помните, как всё это вдруг хлынуло из-за рухнувшего железного занавеса? Итак, «Get Naked»:

Чем закончилось путешествие героев спектакля по Сибири – известно, чем: шли на Чукотку, оказались на Аляске. А что за музыка должна играть в первом встречном баре на американском Крайнем Севере? Естественно, о любви! «Real Love»:

Но с Аляски так легко совершенно нечаянно и незаметно для себя попасть в субтропический рай Сан-Диего, где все ходят... Нет, не в белых штанах - а танцуя! «Лапапумба»:

Вот они, обитатели города на побережье:) Только с ними поосторожнее: здесь не только романтичные девушки по улицам бегают, но и жулики всех сортов.
Вот они, обитатели города на побережье:) Только с ними поосторожнее: здесь не только романтичные девушки по улицам бегают, но и жулики всех сортов.

Значит, и нашим героям нужно поймать этот танцевальный ритм, где-то светлый, где-то блюзовый – как в композиции «Falling Down»:

Если ходить по городу с горстью александритов в кармане и предлагать их купить всем подряд, чем этом может кончиться? «Кровавыми крючьями»! Композиция «Bloody Hooks»:

А когда стоишь на холме, и город, огромный, как будто бескрайний, расстилается внизу до горизонта, откуда ветер вдруг приносит, как с другого конца земли, запах перегретой степной полыни и конского пота? Ну, вы поняли, о чем эта песня. Кстати, «Маниг» одна из всего двух композиций в саундтреке, относительно существовавших еще до спектакля. Мне кажется, в ней спрятан некий ключ к смыканию пространства:)

Между тем на сцене разворачивается история любви: самый молодой из четверки главных героев, Николай. встретил за кассой супермаркета свою Нэнси. А любовь в этом городе, конечно, должна развиваться в стиле свинга. «Love Swing»:

Песня, которая занимает особое место и в оформлении второго действия, и, если честно, в моем сердце, – «Fire». Это максимально вставной номер – как и «Еду далеко»; самая настоящая песня со складным текстом и даже целой историей. Ну как историей... Историей, в которой ничего не происходит:)

Интересно, что под эту песню в спектакле разворачивалась как раз сцена свидания и развития взаимных чувств Николая и Нэнси: то, что не случилось у лирического героя песни, реализовали герои спектакля. Как это... Контрапункт?:)

«Fire» зажила своей собственной жизнью, концертной, клиповой; если специально не объяснять тем, кто не в курсе, что это из спектакля, то и не догадаешься...

Режиссер спектакля Екатерина Гранитова
Режиссер спектакля Екатерина Гранитова

Часть композиций в первом и втором действии как бы повторяется (но в другой обстановке и иногда в другом контексте). Да и актеры, игравшие в первом действии членов банды Сковородникова, мелких партийных функционеров и т.д., во втором действии появляются уже в образе американских гангстеров, полицейских, полярников, простых горожан – иной раз их прямо-таки не узнать... И хоть в итоге на концертах Петром исполнялась большая часть всей музыки из «Северной Одиссеи», некоторые треки можно послушать только в альбоме, который был выпущен параллельно премьере спектакля.

Лет десять назад про Петра Налича говорили: «А, это тот, который «Гитар-Гитар» и Евровидение!-7
Лет десять назад про Петра Налича говорили: «А, это тот, который «Гитар-Гитар» и Евровидение!-8

Альбом можно послушать здесь, на сайте Петра Налича.

Ну а мы перейдем сразу к финалу:

Можно составить все ссылки из этой статьи подряд, и получится целый концерт Петра Налича и его бэнда.

Если открыть какую попало старую статью из «интернетов» с краткой биографией Петра, то там с большой вероятностью будет написано «сочиняет в стиле, который сам характеризует как Веселые бабури». Это условное название Петр с друзьями придумал еще для своих первых альбомов – просто чтобы был некий ответ на этот вопрос для журналистов. Понятно, что это на самом деле свой, очень индивидуальный авторский стиль: песни «Дача», «Деридум», «Гитар», «Сердце поэта» и многие другие старые хиты как-то сложно будет раскладывать по полочкам официальной классификации. Но если прокрутить весь саундтрек «Северной Одиссеи» – ведь это как раз россыпь разнообразных стилей, вполне узнаваемых, специально подобранных под каждый эпизод, причем и русских, и зарубежных. Но узнаваемы здесь не только стили – узнаваем ведь и авторский почерк.