Видео без музыкального сопровождения вряд ли кто-то будет смотреть, разве что это короткий набор информационных сообщений. Музыка создает настроение, отражает и корректирует эмоции, помогает раскрыть идеи. Расскажем, как выбрать музыку для видео, где её можно взять.
Как выбрать подходящую музыку
Критерии, по которым следует выбирать трек: настроение, тональность, темп.
Настроение — это первое и главное, что нужно учитывать. Музыка несоответствующего настроения может исказить или испортить впечатление.
Музыкальное направление и жанр тоже следует учитывать. Например, для видеообзора типов и форм боксерских перчаток совершенно не подойдет духовная музыка, а в ролике о военном мемориале странно звучала бы латиноамериканская мелодия.
Очень важен темп. Где-то нужна медленная и спокойная мелодия, где-то быстрая. Это зависит уже не только от содержания ролика, но и от подачи информации. Измеримая характеристика темпа — это количество ударов в минуту (BPM); средним считается количество 110-140 ударов.
С темпом связана структура трека, которую можно увидеть на осциллограмме. Идеально, если она совпадает со структурой видеоматериала, например: постепенное нарастание, кульминация, развязка.
Стоит обратить внимание на наличие или отсутствие вокала в треке. Если содержание видео включает рассказ, пояснения, диалоги действующих лиц, то голос из музыкального трека будет мешать.
Учитывается также длительность трека: желательно, чтобы она совпадала с продолжительностью видеоряда. В этом случае не придется искусственно «обрубать» или «надставлять» мелодию. Разумеется, речь не идет о случаях, когда уместно соединение в одном видео нескольких музыкальных треков.
Юридический аспект
У музыки есть автор, а у него — авторские права. Произведение композитора, умершего более 70 лет тому назад, находится в общественном достоянии, его можно свободно использовать, но авторские права есть даже на него. Критерий «никто не заявил о правах» ошибочен изначально: не заявивший о правах сегодня может беспрепятственно сделать это завтра.
Права есть и у исполнителей. И в соответствии со всевозможными и повсеместными законами для использования музыки необходимо согласие композитора и исполнителя.
Какую музыку можно использовать
Не опасаясь юридического возмездия, можно использовать музыку:
1) перешедшую в общественное достояние (например, когда композитор и исполнитель умерли еще в первой половине прошлого века);
2) которую написал и исполнил сам автор ролика;
3) третья очевидная возможность – попросить разрешения. Поверьте, часто получить его проще, чем кажется.
Четвертая возможность не столь очевидна, но большинство видеомейкеров пользуется именно ею. Не надо спрашивать разрешения, если оно уже дано – заранее и для всех.
Ниже приведены примеры сайтов с треками, которые можно использовать по открытой лицензии, бесплатно или за деньги.
Где найти музыку для видео
Итак, от вопроса «какую музыку взять» мы плавно возвращаемся к вопросу о том, где ее взять. Ответ: либо непосредственно у правообладателя, либо на специализированных Интернет-площадках. Первый вариант сложнее, применяется в уникальных проектах. Второй – универсален.
Музыка может предлагаться платно или бесплатно. Условия лицензий могут быть разными, в том числе лицензий Creative Commons. В них нужно внимательно вчитываться и не нарушать.
Легальные бесплатные места, где можно брать музыку для коммерческих видео
Аудиотеки, предлагающие выбрать музыку бесплатно:
· Epidemic Sound — музыкальная библиотека, платная, но с 30-дневным бесплатным доступом; использовать треки, полученные безвозмездно, можно и за пределами этого периода, без необходимости продлевать подписку платно;
· фонотека на Ютубе — именно для роликов на Ютубе, в том числе для монетизируемых каналов.
Легальные и платные места, где можно брать музыку
Платные аудиотеки с разнообразными треками и удобной системой выбора:
· Audiojungle.net — аудиотека с хорошим поиском, выбор предоставлен в том числе по темпу, что сразу сокращает время поиска подходящего звука;
· Premiumbeat.com — поиск по настроению, жанру, инструменту, по ключевым словам;
· Neosounds.com — дробная классификация, позволяющая найти нужные эмоции, жанры, стили, инструменты.
Как правильно указывать авторство
Большинство видов лицензий, в том числе лицензии Creative Commons требуют указывать авторство при использовании музыкального произведения.
В описании под видео нужно указать название используемого трека, его автора и правообладателя (когда автор не совпадает с правообладателем, например, когда права переданы продюсеру). В лицензионном договоре могут содержаться дополнительные требования, касающиеся указания авторства.
Если трек взят из фонотеки Ютуба, необходимую информацию следует скопировать из описания.
Итог
Музыкальный трек, который украсит видео и сделает его совершенным, подбирается в соответствии с общим замыслом, исходя из настроения, жанра, тональности, темпа и индивидуальных критериев.
Музыку при этом можно создать самостоятельно, попросить у правообладателя или найти на сайтах, не нарушая при этом ни чьих прав и имея огромный выбор и удобные средства поиска.