Добрый день, уважаемые читатели!
Сегодняшний материал затрагивает весьма важную тему для нашего общества, так как поднимается вопрос бедности в связи с изменением методики расчёта прожиточного минимума.
В начале 2021 года вступили изменения в ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ», согласно которым вместо потребительской корзины при определении прожиточного минимума будет использоваться соотношение 44,2% от медианного среднедушевого дохода. В законе отмечен переходный период для российских регионов, который растягивается на 2021-2025 гг. Однако, если предположить, что это нововвдение вступило бы в силу сейчас, то законодательское «новотворчество» тает в себя ряд опасений. Начнём с самых очевидных.
Во-первых, расчёт медианного среднедушевого дохода происходит на основе выборочного обследования. Это приводит к тому, что оценка прожиточного минимума становится непрозрачной. До изменений потребительская корзина была основной прожиточного минимума, и она представляла собой установленный законодателем перечень продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, который легко мог просчитать любой, что в принципе и делали некоторые организации.
Во-вторых, прожиточный минимум по своему смыслу – это минимально необходимая для обеспечения жизнедеятельности сумма доходов человека. По замыслу зкаонодателя, определить прожиточный минимум, как соотношение 44,2% от медианного среднедушевого дохода, является правильным, то есть достаточной для жизнедеятельности человека. Однако, в действительности это решение не является обоснованным.
Это соотношение получено законодателем путём деления старого прожиточного минимума на медианный среднедушевой доход. При этом, рост цен никто не отменял, а это может привести к отклонению от нормативно заданного уровня.
К слову, в европейских странах выбрано соотношение в 60% от медианного среднедушевого дохода. Принятия такого значения в наших реалиях невозможно, так как это существенно повысит уровень бедности в России.
В-третьих, прожиточный минимум отныне будет тесно связан с экономическим развитием. В период кризиса, когда среднедушевые доходы граждан падают, то и прожиточный минимум, зависящий от медианного среднедушевого значения, также будет падать. В итоге, огромные последствия почувствует та часть населения, в отношении которой государство выполняет свои социальные гарантия.
Помимо вышеперечисленного, новый подход может усилить неравенство на региональном уровне. Фактически, в 64 регионах переход к новому подходу приведет к снижению прожиточного минимума в среднем на 14%, а дифференциация на региональном уровне усилиться примерно в 2 раза. Ниже представлена таблица со списком регионов, где введение новой методики увеличит или уменьшит прожиточный минимум на 20 и более процентов.
Выводы из таблицы можно сделать следующие:
- Если брать в целом по России, то нововведение увеличит прожиточный минимум на 5%, но ситуация на региональном уровне кардинально другая.
- В регионах с высоким «старым» уровнем бедности произойдет снижение «нового» уровня бедности. Формально это послужит достижению национальной цели по снижению бедности, но фактически уровень жизни опуститься еще ниже, так как в половине российских регионах прожиточный минимум упадет станет меньше отметки в 10 тыс. рублей.
- В конечном счете, новая методика способна снизить уровень жизни именно у малообеспеченных россиян, которые зависят от размера социальных гарантий. Ведь выплаты зависят от величины прожиточного минимума.
Оставляйте свои мнения в комментариях. Что Вы думаете о борьбе с бедностью в России? Достаточно ли принимается мер для этого?
Также предлагаем подборку наших недавних публикаций:
- Какова цена макроэкономической стабильности в России? Сколько мы заплатили за провал в экономической политике
- Сколько лет потребуется для возвращения уровня жизни 2013 года? Результаты заставляют задуматься
- Экономический рост в России и европейских странах за 2010-2019 гг. Так ли много мы потеряли?