В 1648 году царь издал указ о борьбе с чародеями и волхованием.
В Речи Посполитой в то время полыхала гражданская война, и с территории нынешней Украины потянулись беженцы. Некоторые из них приносили с собой неизвестные до того на Руси еретические и магические книги.
На следующий год документ сходного с царским указом содержания был отправлен к воеводе в Карпов и Оскол (также современная Белгородская область), но с важной припиской:
«в польских и украинных землях многие незнающие люди, забыв страх Божий и не помятуя смертного часа, (…) держат еретические и гадательные книги, и письма, и заговоры, и коренья, и отравы и ходят к колдунам и ворожеям».
Причина эпидемии колдовства была определена, а потому было выписано и лекарство:
«Таких злых людей и врагов Божиих велено в срубах сжечь безо всякие пощады и домы их велено разорить до основания».
Но колдунов предавали огню не только на Украине.
В 1676 году в Сокольниках сожгли мужа с женой за «воровство людей и отравление их корнем».
Чиновник посольского приказа Григорий Котошихин бежал в Швецию, где по заданию шведского правительства составил большое исследование о современной ему России.
Он писал, что в 1650-е годы в Москве мужчин за волшебство и чернокнижничество сжигали, а женщин по грудь закапывали в землю, где они и оставались вплоть до смерти, наступавшей через несколько дней.
С колдовством начинают бороться со школьной парты.
В 1682 году в Москве открывается Славяно-греко-латинская академия, в будущем преобразованная в Московский университет. В соответствующем указе царя Федора Алексеевича говорилось:
«А от церкви возбраняемых наук, наипаче же магии естественной и иных, таким не учити, и учителей таковых не имети. Аще же таковые учители где обрящутся, и они с со учениками, яко чародеи, без всякого милосердия да сожгутся».
С восхождением на престол Петра I в конце 1680-х годов колдовские процессы в Московском государстве постепенно утихают. Но это не означало, что «аутодафе на соломе» прекратились.
Аутодафе́ — в Средние века в Испании и Португалии — торжественная религиозная церемония, включавшая в себя процессии, богослужение, выступление проповедников, публичное покаяние осуждённых еретиков, чтение и исполнение их приговоров, в том числе сожжение на костре.
Еще в 1689 году в Москве был сожжен немецкий поэт-мистик Квирин Кульман, обвиненный в ереси и неуважении к царской власти.
В 1716 году в Воинском уставе Петр писал:
«Ежели кто из воинских людей найдется идолопоклонник, чернокнижец, ружья заговоритель, суеверный и богохульный чародей: оный по состоянию дела о жестоком заключении, в железах, гоняемым шпицрутен наказан или весьма сожжен имеет быть».
Для понимания, шпицрýтен — длинный, гибкий и толстый прут из лозняка либо штатный металлический шомпол к дульнозарядному огнестрельному оружию, применяемый для телесных наказаний в XVII—XIX.
Правда, неизвестно, применялось ли когда-нибудь на практике предусмотренное для солдат-колдунов сожжение.
Я такого не нашла. Если встречали такие свидетельства - напишите в комментариях.
Благодарю за прочтение. Есть еще пару статей на эту тему здесь и здесь.
Лайк, репост и подписка = ваша поддержка. Ну и новые статьи не пропустите.
#традиции #обряды #славяне #колдовство #история #интересные факты #история России #петр 1 #обычаи #фольклор