Как цари русские с чародеями боролись

В 1648 году царь издал указ о борьбе с чародеями и волхованием.

В Речи Посполитой в то время полыхала гражданская война, и с территории нынешней Украины потянулись беженцы. Некоторые из них приносили с собой неизвестные до того на Руси еретические и магические книги.

На следующий год документ сходного с царским указом содержания был отправлен к воеводе в Карпов и Оскол (также современная Белгородская область), но с важной припиской:

«в польских и украинных землях многие незнающие люди, забыв страх Божий и не помятуя смертного часа, (…) держат еретические и гадательные книги, и письма, и заговоры, и коренья, и отравы и ходят к колдунам и ворожеям».

Причина эпидемии колдовства была определена, а потому было выписано и лекарство:

«Таких злых людей и врагов Божиих велено в срубах сжечь безо всякие пощады и домы их велено разорить до основания».

Но колдунов предавали огню не только на Украине.

В 1676 году в Сокольниках сожгли мужа с женой за «воровство людей и отравление их корнем».

Чиновник посольского приказа Григорий Котошихин бежал в Швецию, где по заданию шведского правительства составил большое исследование о современной ему России.

Он писал, что в 1650-е годы в Москве мужчин за волшебство и чернокнижничество сжигали, а женщин по грудь закапывали в землю, где они и оставались вплоть до смерти, наступавшей через несколько дней.

С колдовством начинают бороться со школьной парты.

В 1682 году в Москве открывается Славяно-греко-латинская академия, в будущем преобразованная в Московский университет. В соответствующем указе царя Федора Алексеевича говорилось:

«А от церкви возбраняемых наук, наипаче же магии естественной и иных, таким не учити, и учителей таковых не имети. Аще же таковые учители где обрящутся, и они с со учениками, яко чародеи, без всякого милосердия да сожгутся».

С восхождением на престол Петра I в конце 1680-х годов колдовские процессы в Московском государстве постепенно утихают. Но это не означало, что «аутодафе на соломе» прекратились.

Аутодафе́ — в Средние века в Испании и Португалии — торжественная религиозная церемония, включавшая в себя процессии, богослужение, выступление проповедников, публичное покаяние осуждённых еретиков, чтение и исполнение их приговоров, в том числе сожжение на костре.

Еще в 1689 году в Москве был сожжен немецкий поэт-мистик Квирин Кульман, обвиненный в ереси и неуважении к царской власти.

Рерих. Колдуны. 1905 Бумага на картоне, пастель, гуашь. 52.6 х 70 см.
Рерих. Колдуны. 1905 Бумага на картоне, пастель, гуашь. 52.6 х 70 см.

В 1716 году в Воинском уставе Петр писал:

«Ежели кто из воинских людей найдется идолопоклонник, чернокнижец, ружья заговоритель, суеверный и богохульный чародей: оный по состоянию дела о жестоком заключении, в железах, гоняемым шпицрутен наказан или весьма сожжен имеет быть».

Для понимания, шпицрýтен — длинный, гибкий и толстый прут из лозняка либо штатный металлический шомпол к дульнозарядному огнестрельному оружию, применяемый для телесных наказаний в XVII—XIX.

Правда, неизвестно, применялось ли когда-нибудь на практике предусмотренное для солдат-колдунов сожжение.

Я такого не нашла. Если встречали такие свидетельства - напишите в комментариях.

Благодарю за прочтение. Есть еще пару статей на эту тему здесь и здесь.

Лайк, репост и подписка = ваша поддержка. Ну и новые статьи не пропустите.

#традиции #обряды #славяне #колдовство #история #интересные факты #история России #петр 1 #обычаи #фольклор