Найти тему
Михаил Зырянов

Проблемы в отношении к умершему родителю из-за прежнего обучения в качестве отстающего ребёнка

Принято считать, что обучение в современной школе является светским, а школа и религия отделены. Один из авторов этой статьи, являющийся верующим по роду деятельности, занятости, не может ограничиться формально-юридическим подходом к религии, а обращается к тому, чем христианство является на самом деле. Современная общественная практика не знает понятия — быть верующим по роду деятельности, занятости. Эта практика требует, чтобы принадлежность к христианству оформлялась саном, если это, так сказать, профессиональная принадлежность. Сходная ситуация и в школе, - если в школе нет обучения христианству в юридическом смысле, сложилась практика считать, что христианских аспектов в школе вообще нет, а обучение является светским.

Берёмся утверждать, что решающими в духовный жизни христианина являются вопросы накопительства и ненакопительства, того, что собирает, накапливает человек. В церковном контексте это принято называть стяжанием и нестяжанием. О стяжании и нестяжании говорилось в противостоянии Иосифлян и нестяжателей, о стяжании Святого Духа говорил святой Серафим Саровский. От того, что мы собираем, накапливаем, стяжаем - будет зависеть, куда мы попадём по итогам нашей жизни. 

Проясним немного глубже вопрос накопительства. Ясно, что христианину свойственно стяжать Святой Дух, и только Святой Дух. Из известных слов Христа к Марфе мы знаем, что «одно только нужно» и это одно потом «не отнимется». Это одно и есть Святой Дух, приобретаемый в покаянии. Это то, чем является стяжание в христианстве. Противостояние Иосифлян и нестяжателей началось полтысячи лет назад, оно касалось, прежде всего, монастырского землевладения. Сейчас общественная жизнь ушла далеко вперёд, а в последние годы скорость общественных изменений вообще резко усилилась из-за научно-технического прогресса и непрерывных научно-технических революций. Если принять принципиальную сторону нестяжателей, то применительно к современным условиям стоит задуматься о раскрытии, придании огласке отдельного вида стяжания, накопительства — духовных ценностей. Здесь сразу необходимо разграничить эти духовные ценности и Святой Дух. Хотя звучит это, вроде бы, одинаково, но разница принципиальная. Мирские духовные ценности — являются продуктом того же материального мира. Для их приобретения не требуется покаяние. Однако этот вопрос весьма тонкий и неискушённый человек легко в нём запутается. Мы акцентируем внимание на слове «образование». Что приобретается в процессе обычного, светского образования? Приобретаются знания, как продукт материального мира. Если мы коснёмся богословского образования, то вопрос несколько усложнится. Но сейчас речь идёт в основном просто об обычной школе. 

Моя пропись, с первого класса школы.
Моя пропись, с первого класса школы.

Данные рассуждения написаны не просто так, чтобы хотя бы в общих чертах разобрать конкретику, обозначенную в заглавии данной статьи, нужны теоретические предпосылки. Значит, школьное образование является светским, но ребёнок именно вынужден накапливать знания, как продукт материального мира. Это резко вторгается в духовно-нравственное становление ребёнка. Если же речь идёт об отстающих детях, детях, имеющих проблемы со здоровьем, то вопрос стоит совсем остро. Какая же школа светская, если она столь сильно вторгается в духовно-нравственную сферу? Речь скорее идёт просто о договорённости считать систему образования светской. 

Обратимся к названию данной статьи «Проблемы в отношении к умершему родителю из-за прежнего обучения в качестве отстающего ребёнка». Эти проблемы возникают на почве двух основных обстоятельств: после смерти ценности человека мгновенно превращаются в противоположные, переворачиваются, а также того, что в школе ребёнка принуждают заниматься накопительством, накопительством знаний. Посмотрим как это влияет на отношения родителей и детей. Родители, конечно, тоже вовлекаются в принуждение детей к накопительству. Отстающими дети, как правило, являются из-за проблем со здоровьем. То, что я был отстающим — было латентным, потому что я прилагал большие усилия, чтобы соответствовать. Ребёнок, конечно, хочет, чтобы у него было всё в порядке с взаимоотношениями с родителями. Чтобы он сразу выполнил всё, что нужно и в дальнейшем у него не оставалось прошлых обязательств и чувства вины. Зачем родители принуждают детей к накопительству знаний? Они мотивируют это благом для ребёнка, вероятно чтобы он твёрдо стоял на ногах в будущем, чтобы в будущем он был умным и у него была хорошая работа. Что думает ребёнок? Ребёнок считает, что родители хотят от него одного - исправного накопительства знаний в школе. Что же происходит в будущем, когда ребёнок вырастает? Родители, возможно, живы, а, возможно, умерли, родитель уже говорит другое, что учёба была нужна самому ребёнку, а не родителю. Но вообще-то в норме человеку нужно только то, что он хочет. Если он этого не хочет, значит это ему и не нужно. Для меня практический смысл жизни верующего заключается как раз в этом, когда мой нрав, это чувство «хочу» становится всё более адекватным, покаяние нужно для развития этого нрава, когда прежде не думая, не рассчитывая, не планируя - начинаешь хотеть правильных вещей до мельчайших тонкостей. Полагаясь полностью, насколько способен, на Господа, а Он через мой нрав и покаяние организует всю мою жизнь. Конечно, это очень замечательный образ жизни. И вот здесь я начинаю чувствовать глубокую вину перед родителями, за то, что раньше так не жил и не помог им раньше, не исправил всё. А потом вспоминаю, подождите ка, так другой образ жизни мне был навязан сильнейшим моральным насилием — виновата система образования и церковь. Вот я и хочу передать «эстафету». Вопрос жизни и смерти тоже для христианства основной. 

Уже появляется ощущение, что что-то здесь не то, в современных взаимоотношениях родителей и детей. Родители из чувства долга принуждают детей к накопительству знаний, а дети из чувства долга накапливают эти знания. Если ребёнок хорошо накапливает, родители хвалят ребёнка, если плохо накапливает — родители его ругают. Если ребёнок отстающий по каким-то причинам — то обозначенные аспекты уже убедительно и наверняка закрепляются как центральные в жизни. В условиях, например, профилактических мер коронавирусной инфекции и дистанционного обучения — большинство становятся отстающими, потому что такие условия обучения выдержать и стерпеть трудно. Но неужели исправное накопительство знаний — это всё, что должен дать ребёнок родителю? Современный мир, видимо, движется именно к этому. Но в начале статьи мы выяснили, что школьные знания являются продуктом материального мира, материальны. Поэтому их накопительство не может мирно согласовываться с понятиями христианства, ведь христианство говорит о покаянии и ненакопительстве материального, ведь накапливать одно только можно. Евангелие чётко говорит о невозможности служить двум господам. 

Фото сделано автором.
Фото сделано автором.

С точки зрения некой будущей профессии накопительство знаний как центральная часть жизни, может, и оправдано, но с точки зрения здоровья отстающий ребёнок явным образом себе вредит. Родители, которые вынуждают ребёнка становиться роботом по накопительству знаний — похоже, сильно согрешают. Я был таким скрыто отстающим ребёнком. А что, разве в школе не учиться что ли? Я своим детским сознанием думал, что своим накопительством знаний приношу большую пользу родителям, а когда вырос и стал верующим понял, что это всё пустышка, причём пустышка греховная. Допустим, один из родителей умер, допустим, судя по его прежней жизни — он в аду. Но ребёнок и так чересчур много прежде сделал, чтобы выполнить свой долг. Оказывается, не так выполнял, и чтобы исправить ошибку надо начинать выполнять сначала. Но я думаю, - не правильным ли будет сначала поставить об этом в известность систему образования и церковь? Получить ответные доводы. Прежде чем начать усиленно молиться за умершего родителя, пытаясь вытаскивать его из ада, исправляя детские ошибки. Допустим, если бы я не слушался и портил нервы родителям, как делают многие дети, я бы прежде многое сделал для очищения и спасения души родителя. Известно, что люди делающие карьеру, холодны в общении, черствы душой, меньше любят людей, они меньше нравятся окружающим. Меня в детстве заставили делать карьеру. Но я не видел и альтернатив, поэтому это было в некоторой степени по моей воле. Только родитель забыл, что сам направлял меня на эту учёбу, что я учился ради него. Вот какие аспекты возникают в школьном обучении. Я попытался охарактеризовать типовые закономерности в отношениях, которые часто возникают в современном обществе.

Фото сделано автором.
Фото сделано автором.

Таким образом, есть явное противоречие между сущностью образования и сущностью христианства, которое значительно усиливается, если у ребёнка в школе слабое здоровье. Такой ребёнок вынужден всё своё детство и молодость прилагать большие усилия, чтобы соответствовать учебной программе. Это формирует склад личности, модель отношения не только к учёбе, но и ко всему остальному. Если смысл христианства в ненакопительстве материальных и производных от них благ, то смысл учёбы в накопительстве знаний ради отдалённого будущего. Понуждение к накопительству мирского препятствует христианской жизни, которая заключается в накопительстве Святого Духа. Как уже упоминалось, Евангелие чётко говорит о невозможности служить двум господам. Если у ребёнка слабое здоровье и он вынужден прикладывать большие усилия по освоению школьной программы – то проблема стоит совсем остро. Осложняется всё тем, что ребёнок, живя в таких условиях, не знает, что с ним происходит в духовно-мировоззренческом плане. Школа и родители запредельно далеко вторгаются в его личное пространство, которые тоже не очень-то осведомлены, что на самом деле происходит. Школа и учителя ждут благодарности и поздравлений. Родители ждут благодарности и поздравлений. Допустим, родитель умирает и уже ждёт молитв за себя. Ребёнок вырастает и в некоторых случаях прозревает, если он всё-таки вырывается из круговорота системы. Однако, молитвой можно считать, например, и эту статью, которая направлена на то, чтобы докопаться до действительных причин проблем. Прежде, чем молиться из-за своих возможных ошибок, когда давал родителю то, что он заставлял давать, а не то, что ему было нужно на самом деле, считаем важным обратиться к организаторам ситуации - представителям образования и официальной церкви и узнать их доводы. 

В данной статье использовано много личных примеров, что обусловлено новизной и неразработанностью данной проблематики в обществе. Необходимо было для начала на что-то опираться. Это продиктовано обстоятельствами.

Проблематика этой статьи имеет очень большое значение для профилактической деятельности, профилактики правонарушений и общественно-вредного поведения и болезней. Связь с чем очень легко установить.

Михаил Зырянов

Надежда Осипова