64,9K подписчиков

Учимся писать Мягкий знак и Твёрдый знак в словах, не пропускать и не путаться

4,6K прочитали

Данная тема вызывает много трудностей у учащихся любых классов. "Сезд", - пишет ученик. Его просят прочитать написанное. "Съезд", - читает ученик и искренне не понимает, где допустил ошибку. Такая же история и с мягким знаком. "Солови", - пишет ученик. Его просят прочитать в надежде, что сам поймёт свою ошибку, но он читает: "Соловьи". И ничего не понимает. А ещё может запутаться, где нужно вставить мягкий знак, а где твёрдый.

Изображение автора
Изображение автора

Такая проблема частая для детей с дисграфией. Если же такой вид нарушения письменной речи вам никто не ставил, то помогут знание правил и многочисленные упражнения. В этой статье кратко и чётко расскажу правила и дам некоторые упражнения для закрепления. Здесь не будет сказок, стихотворений и красочных рисунков. Эта тема достаточно сложна, а знать и понимать ее нужно не по сказкам (хоть я и люблю этот метод), а по строгим правилам.

Когда пишется разделительный мягкий знак, а когда твёрдый знак

Мягкий знак пишется после согласных перед гласными е, ё, и, ю, я. Он может стоять в середине слова или на конце. Например: тюлень, гостья, вьюга, копья, ночь.

Чтобы его "чувствовать" в слове и не пропускать, нужно четко усвоить тему про мягкие и твёрдые согласные звуки.

Когда согласные звучат в словах мягко? Сравните звучание: м - мь, семя - семья, н - нь, кон - коньки и др. Более подробно о мягком знаке с упражнениями для тренировки смотрите здесь:

Твёрдый знак пишется после приставок, оканчивающихся на согласный, перед гласными е, ё, ю, я. Например: объявление, подъезд, предъявил.

Чтобы его не путать с мягким знаком:

  • согласный перед ним звучит твёрдо (а согласный перед мягким знаком звучит мягко)
  • стоит после приставок (а мягкий знак может стоять в корне или в другой части слова, но НЕ после приставки)

Чтобы "чувствовать" твёрдый знак в слове и не пропускать его, нужно:

  • повторить тему про части слова, разобрать по составу слова, уметь видеть и выделять в них приставки, отличать и отделять их от корня. Это нужно для того, чтобы усвоить, что твёрдый знак пишется после приставок.
  • понимать, почему твердый знак назвали разделительным. Он как будто разделяет приставку и корень слова. Произносится такое слово с небольшой паузой. Прочитайте и сравните произношение: сел - съел, обедал - объедал.

Запоминалки

Картинка из интернета
Картинка из интернета

1. Берём в руки синий и зелёный карандаш. Будем "зажигать лампочки" под звуками и различать звучание согласного перед мягким и твёрдым знаками.

Как видно на картинке вверху, согласный перед твёрдым знаком помечен синим кружочком. Это значит, что он звучит твёрдо. А согласный перед мягким знаком помечен зелёным кружочком. Это значит, что он звучит мягко.

Тренируемся "зажигать лампочки" в словах (слова списать, проговаривая их вслух, и поставить зелёную или синюю точку под согласными, которые стоят перед Ь и Ъ):

Пью, съёмка, съехал, солью, бульон, съёжился, компьютер, взъерошенный, обезьяна, конь, подъехал.

2. Правило, которое всегда всех выручает и учит не путать мягкий и твёрдый знаки:

Твёрдый знак пишется только после приставок, во всех остальных случаях пишется мягкий знак

3. Учимся разбирать слова по составу. Ищем в словах приставку. Если её нет, то, скорее всего, будем писать мягкий знак. Если приставка есть, то после неё будем писать твёрдый знак. Учим приставки русского языка.

Самые распространенные приставки, после которых пишется Ъ: под, с, в, об, вз, из, над, пред, раз.

Тренируемся писать слова с мягким и твёрдым знаком, не пропускать и не путать их

1.

Данная тема вызывает много трудностей у учащихся любых классов. "Сезд", - пишет ученик. Его просят прочитать написанное. "Съезд", - читает ученик и искренне не понимает, где допустил ошибку.-3

2. Списать, вставить где нужно, твёрдый знак. Выделить в словах приставки.

Данная тема вызывает много трудностей у учащихся любых классов. "Сезд", - пишет ученик. Его просят прочитать написанное. "Съезд", - читает ученик и искренне не понимает, где допустил ошибку.-4

3. Вставить мягкий или твёрдый знак.

Данная тема вызывает много трудностей у учащихся любых классов. "Сезд", - пишет ученик. Его просят прочитать написанное. "Съезд", - читает ученик и искренне не понимает, где допустил ошибку.-5

4. Диктант. Учимся писать слова с ь и ъ, определяя их на слух. (Для любого класса, начиная с третьего).

В этом году январь очень холодный и снежный. Каждый день летят белые хлопья. Прохожие съёжились от холода. Двери подъездов открывались с трудом.
Вчера выла вьюга. Ненастье продолжалось и ночью. Сквозь клочья облаков проглядывала луна.
Воробьи зимой всегда найдут что-нибудь съедобное. Гроздья рябины и сухие семена трав будут им пищей. Как забавно прыгают по снегу эти взъерошенные пичужки! Вороны тоже не улетают на юг. Они прилетают к человеческому жилью и питаются объедками.

Попробуйте потренироваться, и у вас всё получится!

Ставьте "нравится", если статья была для вас полезна.