Она родилась четвёртым ребёнком в бедной семье, в пятнадцать уже пела по ресторанам в составе группы, в девятнадцать её песни звучали на национальном радио. Король Камбоджи Нородом Сианук наградил её титулом «Золотой Голос королевской столицы» и называл национальным достоянием. У неё было двое мужей, она была пленницей пришедшего к власти, в результате военного переворота, генерала Лон Нола. Когда его правление пало под натиском «Красных Кхмеров», она как трофей, досталась одному из офицеров нового государственного аппарата. И в двадцать девять сгорела в пламени самого страшного геноцида в человеческой истории, уничтожившего почти треть населения её страны. Это Рос Серейсотея (Роух Серейсоттхеа, как учит нас Википедия) — звезда далёкой и неизвестной широкой публике, Камбоджи.
Но начнём издалека. Ведь этот алмаз так и мог затеряться в мутных водах времени, если бы не цепочка случайных событий и необычайного везения.
Начать надо, наверное, с тех самых «Красных Кхмеров» и их лидера Салота Сара, более известного миру как Пол Пот. Салот Сар родился в зажиточной крестьянской семье и с детства видел, что работа с землёй может приносить, тем кто на ней трудится, относительный достаток и процветание. Во время его детства и юношества Камбоджа была французской колонией, что позволило ему, после окончания школы получить государственную стипендию для получения высшего образования во Франции. Там, Салот Сар вступил в коммунистическую ячейку, таких же как он, камбоджийских студентов и усиленно приступил к изучению трудов Маркса, а затем и Мао, взяв себе псевдоним Пол Пот. Пол Пот выбрал в качестве центральной идеологии китайский аграрный маоизм, до предела упрощённый и жёсткий, официально же Коммунистическая Партия Кампучии, как при «Красных Кхмерах» называлась Камбоджа, заявляла о «революционном эксперименте» по построении в Камбодже «стопроцентного коммунистического общества». В условиях Камбоджи создавалась специфическая форма «казарменного коммунизма» и «аграрного социализма», основанная на идеях Пол Пота. Если коротко, Пол Пот хотел низвести всю страну целиком до уровня своего крестьянского окружения из детских воспоминаний. При «Красных Кхмерах» были запрещены технологии, наука, развлечения, фактически всё, что не касалось ведения крестьянского хозяйства.
Вернёмся немного назад, в середину 50-ых, в 1953 году Камбоджа получила независимость от Франции и из протектората реорганизовалась в Королевство Камбоджа. И хотя плотные связи с Францией, конечно же, остались, но теперь в страну начинает проникать культурная продукция со всего мира. Ну и, конечно же, лидером киноиндустрии тогда был Голливуд с яркими картинами роскошной жизни, на волне популярности которых в крупных городах Камбоджи начинают появляться кафе и ночные клубы с живой музыкой, молодёжь бредит рок-н-роллом и подвигами американских ровесников из фильмов тех лет. Официальная идеология королевства не жаловала модное молодёжное направление, отдавая предпочтение традиционной камбоджийской музыке, но после того как музыкальные ансамбли Камбоджи отыгрывали в ресторанах традиционные мотивы, у себя дома, в полуподпольных условиях они разучивали манеру игры гаражных и сёрф рокеров Америки. В 60-ых им на смену пришёл рок психоделический, и всё это до поры до времени оставалось лишь тайным увлечением и особым спросом не пользовалось. В такой атмосфере и начала зажигаться звёздочка, молодой Серейсотеи.
В 1970-ом году, в стране произошёл военный переворот и власть захватил поддерживаемый американцами генерал Лон Нол. Он упразднил монархию и провозгласил Кхмерскую Республику. В общественной жизни страны мгновенно стало популярно всё американское. Музыкантам не надо было больше прятать свои увлечения и на сцену вышло что-то совершенно новое, чего не было ни до, ни после. В основе своей, это были всё те же национальные мотивы народного танца «ромвонг» или лаосского «мор лама», но при этом там присутствовали гитарные соло психоделик рока или ритм сёрфа и гаража. Молодёжь и даже поколение постарше, все влюбились в этот новый необычный звук с традиционным камбоджийским вокалом. Это был звёздный час Серейсотеи, начало её головокружительной карьеры.
Далее у Серейсотеи были замечательные песни, которые звучат весьма неплохо даже сегодня. Съёмки в фильмах, выступления, всенародная любовь и обожание. Затем пленение сначала у главаря военной хунты, затем у командира красных Кхмеров и безвестная смерть где-то в глуши камбоджийских джунглей. Не будем пересказывать всю эту печальную историю, об этом написано довольно много и сняты фильмы. В чём же главная интрига связанная с историей этой яркой певицы и мировой славы, которую она получила спустя двадцать лет после своей смерти?
Я не зря начал рассказ с «Красных Кхмеров» и их идеологии. Дело в том, что сразу же после того как они захватили власть в 1975 году, они принялись воплощать в жизнь идеи Пол Пота. Города опустели. Города, по мнению лидера Коммунистической Партии Кампучии, являлись рассадниками порока и не несли кампучийской молодёжи никакой пользы, развращая их и взращивая в них лень и тунеядство. Все городские жители были выселены в поля и джунгли, где занимались возделыванием целины. Все, кто не мог работать — уничтожались. Камбоджа зависела от поставок извне энергоносителей и техники, «Красные Кхмеры» решили эту проблему очень просто — запретив весь личный транспорт и поломав и разбив почти весь автопарк страны. Так, за пару месяцев, страна откатилась на несколько десятков лет назад. Конечно же оказались под запретом все «элементы сладкой жизни» навроде популярной музыки и кино. Копии записей всех музыкантов были уничтожены. Но как тогда до нас добрались эти удивительные музыкальные артефакты? Конечно же музыка не знает границ. Много пластинок попало в соседние, во многом культурно схожие Таиланд, Лаос, Вьетнам. После падения режима «Красных Кхмеров» люди возвратили музыку на родину и распространяли по стране уже на новом формате аудиокассет.
В 1994-ом году, в Камбоджу, в качестве туриста приехал некий Пол Уилер, энтузиаст музыки, имевший знакомства в музыкальном бизнесе США. Увидев на улицах Пномпеня торговца кассетами с камбоджийской музыкой, он купил шесть штук и прослушав их пришёл в восторг. На них был узнаваемый американский рок 50-60-ых годов с наложенной на него камбоджийской этникой и восхитительным местным вокалом. После после возвращения домой, Пол показал эти записи своим друзьям из Parallel World, которые создали на их основе альбом из двадцати двух композиций под названием «Cambodian Rocks», который через некоторое время стал культовым и породил огромный интерес к Камбодже в целом и камбоджийскому року в частности.
Интересно, что записи на кассете не были подписаны и никто в Америке даже не знал кто звучит из их колонок и когда это было записано. Лишь время спустя удалось выяснить имена исполнителей и оказалось что почти половина треков принадлежит Серейсотее, звезде камбоджийской эстрады 70-ых. Когда же слушатели по всему миру попытались выяснить судьбу артистов, оказалось, что почти все они пропали в адском огне революции и это было вторым шоком для слушателей и привлекло ещё больше внимания к данной теме. Был снят документальный фильм о судьбе камбоджийских музыкантов «Не думай, что я забыл».
Я настоятельно советую всем ознакомиться с этим уникальным образчиком мировой музыки, а так же с трагической историей этой прекрасной страны, которую лучше всего отобразили в фильме 1984 года «Поля Смерти», снятом всего лишь через пять лет, после падения режима Пол Пота.
Просто помните что когда-то был такой алмаз во времени как камбоджийский рок 60-70-ых, а песня Серейсотеи «Мне шестнадцать» (Chnam Oun Dop Pram Muy) — до сих пор обязательно звучит на каждой камбоджийской свадьбе.