Сергей Михалков: "Сталину было гораздо легче, чем Путину". При первом исполнении нового гимна страны в Государственной Думе нашлись депутаты, которые не пожелали встать, тем самым нарушив Закон.
Напомню, что в первых трёх частях читатель узнал о том, как создавался гимн Советского Союза, с какой тщательностью товарищ Сталин, лично выверял в 1943 году, в самый разгар Великой Отечественной каждую его строчку, каждую запятую (вот тут и вот здесь), какие варианты музыки предложили советские композиторы-классики Шостакович, Хачатурян и Прокофьев (здесь) и как после прихода к власти Никиты Хрущёва советский гимн "онемел", лишился текста. В результате чего несколько поколений советских людей выросли под одну только великую музыку Александрова.
Говорят, что после смерти Сталина руководство страны задумалось над новым вариантом гимна, с новой музыкой и новым текстом. Планировали, как всегда, "до основанья, а затем..." Но, как вспоминал один из соавторов гимна поэт Сергей Михалков:
- ...в те годы у партийной верхушки было слишком много забот: то арест Берии, то разоблачение антипартийной группы Молотова – Маленкова, то разделение партийных органов на городские и сельские… В общем, веселое в некотором смысле было время, и у Хрущева руки до нового гимна так и не дошли.
Конечно же плохо, что гимн нашей великой страны тогда "потерял" слова. Зато сохранил музыку! Иначе представляете, что мог навязать в качестве государственного символа эксцентричный и непредсказуемый Хрущёв!
А потом пришёл 1964-й год, во время которого "Никита-кукурузник" потерял свой высочайший пост. И лишь к концу шестидесятых, уже в "брежневские" времена, высшее партийное руководство, не без подачи спортсменов и творческой интеллигенции, задумалось о восстановлении главного музыкального символа Союза ССР.
Подновить гимн, и тем самым вписать свой имя в историю, хотелось многим. Однако осторожный до всяких перемен и резких действий Брежнев решил лишь подкорректировать по понятным причинам устаревший текст. Вот и обратился Леонид Ильич с просьбой провести "косметический ремонт"... правильно!.. к тому же Сергею Михалкову, отлично понимавшему и реалии того времени, и курс, которым двигалась крепнущая после тяжелейшей войны держава.
И автор первого текста, уже без своего боевого товарища и соратника Эль-Регистана, скончавшегося в 1945 году, с задачей справился довольно легко.
- ... скажу откровенно, переработка советского гимна не вызвала у меня каких-то особых творческих мук. Хотя, памятуя наш с Эль-Регистаном опыт, я, конечно, приготовил несколько вариантов текста, предложил для возможного выбора те или иные слова, строчки, эпитеты. Но поскольку в целом в основе своей текст гимна должен был остаться прежним, то, повторяю, для опытного поэта, каким я был к тому времени, эта задача не представлялась чрезвычайно трудной.
Сдав несколько вариантов обновлённого текста Михалков по каким-то важным писательским делам укатил в командировку в Болгарию, где до него и дошли слухи о том, что поправки одобрены, текст гимна утверждён
Так что со вторым вариантом текста гимна всё прошло, как говорил один из героев "Бриллиантовой руки" Гайдая "без шума и пыли". Чего никак нельзя было сказать о третьей перекройке стихотворной части этого государственного символа.
И вновь слово участнику тех событий Сергею Михалкову:
- Гимн новой России создавался в такой обстановке и в такой атмосфере, которая по накалу, пожалуй, превосходила даже то, что творилось при Сталине... вот что поразительно: единоличная воля тирана, утверждавшего текст гимна в жесткие тоталитарные времена, оказалась менее деспотична, нежели разнузданная вакханалия так называемого общественного мнения в эпоху, провозгласившую себя демократической.
- ... после смены общественного строя и распада СССР в 1991 году, продолжал вспоминать Михалков, - радикальные приверженцы крутых перемен стремились искоренить из народного сознания память о прошлом. По сути, это были необольшевики, которые сожгли свои партийные билеты, но действовали точно так же, как их предшественники после 1917 года. Те, давние, пытались выкорчевать все, что было так или иначе связано с памятью об эпохе русских царей. Нынешние, в свою очередь, тужились отправить на свалку истории все советское. Гимн СССР перестал существовать как бы автоматически, его слова полностью утратили свое значение. Главная торжественная песня новой России снова оказалась бессловесной.
И вновь со страниц книги своих воспоминаний Сергей Михалков делится своей гражданской болью:
Как и в стародавние хрущевские времена, Ельцину тоже было не до гимна. Суд над КПСС, расстрел парламента, принятие новой Конституции, президентские выборы, дефолт… До гимна ли здесь? К тому же в ельцинский период началось то глубокое пренебрежение к теоретическим вопросам развития государства, которое, к сожалению, полностью не преодолено по сей день.
В те нелегкие годы, когда меня поддерживали лишь вера в торжество справедливости, немногочисленные близкие друзья-писатели, а главное, жена Юля, я думать не думал, что мне придется снова, уже в третий раз участвовать в конкурсе на написание текста государственного Гимна и – победить в нем.
- ... государственный гимн – это прежде всего политика. Большая политика. Самая большая политика. Сталин это понимал прекрасно, а потому в самые напряженные дни Великой Отечественной войны не жалел времени на подготовку первого советского гимна, лично занимался этим важнейшим вопросом.
Но скажу сразу: Сталину было гораздо легче, чем Путину, когда новый президент новой России поставил вопрос о создании Государственного гимна страны. Многие, наверное, помнят – события-то недавние! – какая вакханалия протестов поднялась в средствах массовой информации, едва президент упомянул о том, что неплохо бы сохранить для гимна прекрасную музыку Александрова, то есть музыку Гимна Советского Союза.
- ... у Хрущева так и не дошли руки до обновления гимна, - размышлял Михалков, - а Брежнев осознал необходимость этого лишь на шестом году своего правления. Ельцин и вовсе позабыл про гимн, хотя новая страна остро нуждалась в новой торжественной песне. Впрочем, я думаю, что Ельцин просто не знал, не представлял себе, какого рода гимн нужен теперь России, и помнил полный провал своего поручения о разработке национальной идеи. А потому предпочел не прикасаться к столь важной государственной проблеме. Да ведь и Сталин «созрел» для подготовки гимна лишь спустя много лет после прихода к власти.
Путин, наоборот, с этого начал. Причем начал в очень трудных условиях, едва став президентом страны, катившейся в пропасть распада. Не буду здесь перечислять серьезнейшие угрозы, которые выдвинула в тот момент история перед новой Россией, ставя под вопрос само ее существование, – все мы хорошо помним это время. А Путин все же взялся за проблему нового гимна!
Это был мудрый и мужественный шаг... президент Путин поставил вопрос не просто о новом гимне страны, а задумал заново сформировать всю государственную символику России в целом: речь шла о гимне, гербе и флаге. Флаг, впрочем, уже был, и теперь предстояло исходя из него выстроить логику остальных символов. По сути, речь шла о восстановлении исторической преемственности Российского государства, особенно порушенной в годы перестроечной и постперестроечной ломки всего и вся. Вот этого-то никак и не могли осознать ярые противники нового российского гимна на прежнюю советскую музыку Александрова. Они... насмерть бились против идеи президента сохранить советскую музыку.
И вновь, уже убелённый сединами Герой Социалистического труда СССР, автор первых двух текстов принялся за восстановление музыкального символа уже новой страны.
... президент поставил своей первоочередной задачей восстановить государственную символику в целом, причем восстановить ее так, чтобы она одновременно отражала разные периоды исторической жизни России, в совокупности выстраивая единую, неразрывную связь времен. И если флаг нового государства напоминал о преемственности с дореволюционной эпохой, а герб в виде двуглавого орла символизировал связь с эпохой еще более ранней, то на гимн в его музыкальной части падала советская составляющая истории. А уж слова этого гимна, само собой, должны были соответствовать устремлениям и надеждам современной России.
Это был истинно государственный подход, мудрый и ответственный, который позднее проявил себя еще и в том, что Знамя Вооруженных сил новой России осталось красным, подчеркивая преемственность с ратными подвигами Великой Отечественной войны...
...А могучая, родная для десятков миллионов людей мелодия советского гимна, которую знал весь мир, символизирует преемственность с предыдущей эпохой. Что же касается текста нового гимна… Признаюсь откровенно, что написать новый текст на знакомую, я бы сказал, родную для меня музыку, не было таким уж сложным делом. Я русский человек и всей душой люблю Россию, считаю ее историю единой, непрерывной, несмотря на драматические повороты в ее исторической жизни.
...сказать по правде, я никак не рассчитывал на то, что будет принят именно мой вариант российского гимна. Слишком уж напряженной была обстановка вокруг этого вопроса, дня не проходило, чтобы СМИ не критиковали бы президента за «откат» в советское прошлое. Бывшие "прорабы перестройки" разбушевались не на шутку. Поэтому я предполагал, что президент, возможно, отложит вопрос о гимне на некоторое время, пока не утихнут страсти.
Но президент Путин "характер выдержал" и утвердил новый государственный гимн со словами Сергея Михалкова.
Продолжение следует! Речь пойдёт о том, как государственный гимн России "продюсировал" ... Александр Градский!
Историю созданию гимна вспоминал Лев Комов.