ЭКЗАМЕН ПО БАСКЕТБОЛУ. Вопросы 2 часть : Тактика баскетбола. КГУ ФФК Кострома.

Тактика баскетбола.

Тактика баскетбола.   1. Средства, способы и формы ведения борьбы. Основная задача тактики ‒ определение средств, способов и форм ведения игры против конкретного противника в конкретных условиях.

1. Средства, способы и формы ведения борьбы.

Основная задача тактики ‒ определение средств, способов и форм ведения игры против конкретного противника в конкретных условиях. Современная тактика игры располагает большим арсеналом средств, способов и форм ведения игры. Их целесообразное использование возможно только при правильном учете тех факторов, которые характерны для данной конкретной встречи. Эти факторы складываются из правильной оценки возможностей своей команды и команды противника (состава команды, морального состояния игроков, технической, тактической оснащенности, степени тренированности игроков и т. д.), а также из тех конкретных условий, в которых протекает данная игра (света, размеров площадки, особенностей оборудования, мяча, зрителей и т. д.). Без учета указанных факторов команда не сможет в данной встрече достигнуть максимального результата. Правильное определение этих факторов возможно только при условии хороших знаний тактики игры.

Тактика игры непрерывно совершенствуется, и ей чужды явления застоя и консервации. Главной движущей силой развития тактики игры является борьба между нападением и защитой. Во взаимной борьбе развиваются процесс игры, следовательно, и ее тактика. Кроме того, в это противоборство часто вмешиваются правила игры, которые, в свою очередь, изменяются по мере того как начинается заметный перевес либо нападения перед защитой, либо наоборот, и от этого теряются эффективность и зрелищность самого баскетбола.

Появление в игре новых более эффективных средств и способов нападения вызывает необходимость поиска направленных против них соответствующих средств или способов защиты.

Однако тактика игры не может содержать рецепты на все возможные ситуации, которые возникают в игре. Тактика не терпит шаблона, а предполагает гибкое маневрирование в соответствии с меняющейся в ходе игры обстановкой. Неумение изменить свою игру в конкретной обстановке, отойти от заученного шаблона несовместимо с правильным пониманием тактики игры. Тактика игры будет только тогда передовой и жизненной, когда будет непрерывно обогащаться новыми знаниями и вооружаться новыми средствами, способами и

формами ведения игры. Средствами ведения игры являются приемы техники. Без овладения техникой процесс игры невозможен. Однако если техническая подготовка направлена на изучение структуры движений того или иного технического приема, то тактическая подготовка вооружает игрока необходимыми знаниями и умениями целесообразного применения изученных приемов в условиях конкретной игровой обстановки.

Способами ведения игры называются рациональные действия игроков (индивидуальные, групповые и командные), применяемые ими в борьбе с противником. Способы ведения игры олицетворяют качественное содержание процесса игры. Весь накопленный опыт в искусстве ведения игры изучается, осваивается, и на базе этого создаются наиболее рациональные способы ведения игры, которые осуществляются в индивидуальных, групповых и командных действиях.

2. Классификация тактики нападения.

Позиционное нападение с одним центровым

Участвуют два игрока задней линии (обычно разыгрывающие), два нападающих и сильный, высокий центровой, располагающийся под корзиной.

Нападение с двумя центровыми игроками:

Тактика баскетбола.   1. Средства, способы и формы ведения борьбы. Основная задача тактики ‒ определение средств, способов и форм ведения игры против конкретного противника в конкретных условиях.-2

Свободное (позиционное) нападение По ходу игры не всегда удаётся закончить атаку быстрым прорывом.

Тогда хорошо организованной защите команда должна противопоставить позиционное нападение, в котором участвуют все, пять игроков.

Быстрый прорыв.

Это весьма эффективная система нападения, позволяющая использовать преимущество над соперником в физической и технической подготовленности. Быстрый прорыв можно разделить на три фазы:

· 1. Начало - организационный переход команды в передовую зону и расстановка её игроков на предусмотренные позиции;

· 2. Развитие - проведение серии взаимодействий с целью создания выгодной ситуации для атаки кольца;

· 3. Завершение - непосредственное проведение игроком атаки корзины и обеспечение борьбы за отскок.

3.Общая характеристика обучения тактическим взаимодействиям.

Обучение тактике игры начинают по мере овладения занимающимися техникой нападения и защиты. Как и при изучении техники баскетбола, первенство отдается

игровым действиям в нападении. На этапе их совершенствования обучают тактическим контрдействиям в защите. Основу успешных тактических действий баскетболиста в игре

составляют уровень развития специальных качеств и способностей (быстроты простых и сложных реакций, ориентировки в пространстве; быстроты тактического мышления и ответных действий и т. п.); степень овладения основными приемами техники и умение гибко использовать их в изменяющихся условиях; диапазон теоретических знаний по так-

тике игры. Действия отдельных игроков служат структурными элементами тактических взаимодействий группы игроков и команды в целом. Здесь результативность обеспечивается взаимопониманием и согласованностью действий всех партнеров.

Процесс обучения каждому разделу тактики игры условно осуществляют в несколько этапов.

На первом этапе ведется работа по развитию у занимающихся специфических качеств и способностей, которые составляют основу успешных тактических действий. Ведущее место здесь занимают подготовительные упражнения для развития быстроты реакций и ориентировки; упражнения на переключение от одних двигательных действий к другим, подвижные и спортивные игры, специальные эстафеты. На втором этапе в ходе совершенствования технических приемов целенаправленно формируют тактические умения, т. е. разучивают индивидуальные тактические действия. Обучаемым рассказывают о назначении и возможных условиях выполнения изучаемых приемов. По мере усвоения основ движения в упрощенных условиях прием выполняется в вариативных ситуациях: в ответ на звуковые или зрительные сигналы; в ответ на изменении расположения соперников или партнеров; в ситуации выбора ответных действий только на определенные сигналы и т. п. Далее условия усложняются введением различного рода помех вначале пассивного характера, а затем с постепенным увеличением активности противодействия. Поиск рациональных способов преодоления этих помех и многократное повторение правильно выбранного способа действий составляют основу формирования индивидуальных тактических умений. Затем они закрепляются в условиях игрового единоборства. Следующий третий этап обучения тактике игры направлен на

усвоение тактических взаимодействий нескольких игроков. Любое групповое действие игроков разучивается в следующей

последовательности:

1 Рассказ и показ на схеме или демонстрационной доске взаимодействий нескольких игроков.

2 Разучивание направления, характера перемещений и содержания действий каждого игрока непосредственно на площадке в условиях пассивного противодействия соперника и в замедленном темпе.

3 Воспроизведение взаимодействия на контролируемой скорости и с ограниченной активностью соперника, задаваемой педагогом.

4 То же, но с активным противодействием в игровых условиях на ограниченном участке площадки.

5 Выполнение изучаемого взаимодействия в двусторонней учебной игре без каких-либо ограничений активности нападающих и защитников.

Групповые действия игроков составляют основу различных тактических систем ведения игры, в которых участвуют все игроки команды, т. е. являются структурными компонентами командных действий в нападении и защите. Освоению взаимодействий между всеми игроками команды, находящимися на площадке, посвящен четвертый этап обучения так-

тике баскетбола. Командные действия изучаются в той же последовательности, что и групповые. В ходе обучения игроки прежде всего должны усвоить начальную расстановку на площадке. Затем они подробно знакомятся со всей схемой маневрирования и содержанием действий. Далее

уточняются отдельные звенья взаимодействий и, наконец, действия всех игроков снова сводятся воедино. Следует подчеркнуть, что командные тактические действия изучаются при участии большого количества игроков и в условиях двустороннего противоборства, что создает определенные трудности на отдельных этапах обучения. Преодолению возможных трудностей

способствует введение плановых ограничений в действия обороняющихся или нападающих в пространстве и во времени. Наиболее распространенными из них являются: регламентирование участков площадки, где разрешены или запрещены те или иные технико-тактические действия; жесткое лимитирование количества повторений определенных приемов и их сочетаний в одной игровой фазе; временный запрет на некоторые действия; уменьшение или увеличение времени владения мячом и т. п. Пятый этап обучения тактике игры ‒ этап комплексного совершенствования изученных тактических действий. Он характеризуется их многократным воспроизведением в различной последовательности и разных сочетаниях в игровых условиях.

Это могут быть двусторонние учебные игры с различным численным составом команд: при количественном равенстве («2х2», «3x3», «4x4», «5x5») или неравенстве («2x1», «3x2», «4x3», «5x4» и т. п.) игроков. Стимулировать выполнение установок на игру можно поощрением в виде начисления дополнительных премиальных очков за успешное воспроизведение заданных технико-тактических действий либо наказанием в виде наложения «штрафных» санкций путем

лишения уже набранных очков в случае отсутствия попыток их применения.

Наиболее объективным критерием усвоения тактики игры и в то же время действенным средством ее дальнейшего совершенствования является участие занимающихся в соревнованиях различного уровня: чемпионатах факультета, вуза, города, области и т. д.

Тактика баскетбола.   1. Средства, способы и формы ведения борьбы. Основная задача тактики ‒ определение средств, способов и форм ведения игры против конкретного противника в конкретных условиях.-3

3. «Малая восьмёрка», методика обучения

Три и игрока', используют взаимные последовательные пересечения с ведением мяча. После передачи игрок делает короткий рывок к щиту и возвращается с противоположной стороны для очередного приема передачи. Путь передвижения игроков напоминает цифру восемь, поэтому они могут повторять свои действия несколько раз пока не будет создана благоприятная обстановка для атаки корзины.

Обучение групповому тактическому взаимодействию

в нападении с участием трех игроков «малая восьмерка»

1 Объяснение и показ изучаемого взаимодействия на демонстрационной доске и в

конкретной игровой ситуации на площадке.

2 Выполнение взаимодействия без атаки корзины и при отсутствии сопротивления: циклические передвижения осуществляются по заданным ориентирам на площадке.

3 То же, но в условиях пассивного противодействия трех защитников: защитники в параллельной стойке сопровождают перемещения нападающих; смену ролей производят после выполнения заданного количества циклов изучаемого взаимодействия.

4 То же, но с атакой корзины после выполнения заданного количества циклов перемещений по «восьмерке»:

- проход-бросок после пересечения в момент передачи мяча из рук в руки

- дистанционный бросок после наведения на неподвижный заслон партнера, передавшего мяч из рук в руки

5 То же, но варьируя момент и способ завершения атаки в условиях ограниченной активности противодействия защитников:

противодействовать разрешено только проходу-броску;

- противодействовать разрешено только дистанционному броску.

6 Повторное выполнение разновидностей взаимодействия в условиях неограниченной активности защитников: смену ролей между нападающими и защитниками производят после заданного количества атак каждой тройкой игроков.

7 То же, но в условиях игрового противоборства «3х3» с атакой в одну корзину: время владения мячом ограничивают.

8 Выполнение разновидностей действия «малая восьмерка» в двусторонних учебных играх с установкой педагога.

Упражнения для обучения «малой восьмерке».

1. Занимающиеся выстраиваются вдоль боковых линий 3-х секундной зоны справа и слева в колонну по одному. У направляющего одной из колонн мяч. Он начинает ведение по дуге, одновременно из второй колонны навстречу ему начинает движение игрок без мяча и в верхней точке дуги игрок I передает мяч игроку 2 (мяч передается от кольца). .При сближении игроков, игрок 3 без мяча начинает движение навстречу игроку 2 и тот передает ему мяч; игрок 3 передает мяч вышедшему навстречу игроку 4 и т.д.
2. Игроки образуют треугольник, мяч в центре. Игроки, перемещаясь по воображаемой восьмерке, передают друг другу мяч. Игрок с мячом движение может начать в любую сторону.
3. "Малая восьмерка" с пассивной защитой. \
4."Малая восьмерка" с активной защитой..
5. Игровое упражнение. Игра на одно кольцо 3х3.

Позиционное нападение - нападающие стараются переиграть организованную защиту противника. При этом игровую площадку следует использовать так, чтобы избежать скопления игроков в одном месте. Целесообразно, чтобы три игрока действовали вблизи корзины, а два в глубине площадки. Действия игроков в позиционном нападении базируются на трех возможных движениях нападающего после передачи мяча - к корзине, к партнеру с мячом, к партнеру без мяча.

В первом случае игрок после передачи мяча делает рывок к корзине, стараясь обойти защитника, и получить обратную передачу для броска. Во втором и третьем случаях он сам или его партнер освобождается для броска с помощью заслона, при котором нападающий отсекает от своего партнера опекающего его защитника. В игре применяются эти тактики в зависимости от ситуации, возникшей на площадке.

Тактика баскетбола.   1. Средства, способы и формы ведения борьбы. Основная задача тактики ‒ определение средств, способов и форм ведения игры против конкретного противника в конкретных условиях.-4

4. «наведение», методика обучения

Особенность наведения заключается в том, что инициатива здесь принадлежит нападающему, освобождающемуся от опеки защит­ника. Он, используя ложные движения и маневрирование по пло­щадке без мяча или с мячом, «наводит» своего опекуна на непод­вижно стоящего в определенной позиции партнера, вы­нуждая их столкнуться (либо добивается столкновения двух за­щитников). Чтобы достичь намеченной цели, важно проходить вплотную к партнеру или сопернику и как можно быстрее.

Статический заслон при наведении применяют как для подго­товки дистанционных бросков, так и для выхода без мяча или прохода с ведением к щиту соперника

1. Объяснение и показ разновидностей заслонов на демонстра­тивной доске и в конкретной игровой ситуации на площадке.

2.Выполнение взаимодействия с использованием наведения

5. Заслоны методика обучения

Сущность заслона заключается в следующем: игрок становится вблизи защитника, опекающего его партнера, выбирая место таким образом, чтобы преградить защитнику кратчайший путь, по которому он может преследовать уходящего подопечного. Игрок задерживает продвижение защитника или вынуждает его двигаться по более длинному пути, чем путь партнера, что позволяет последнему на короткое время освободиться от опеки и атаковать кольцо. При этом игрок, поставивший заслон, не остается неподвижным: поставив заслон, он затем поворачивается и выбегает к щиту для участия в атаке.

Ошибки

1. Придерживание защитника руками.
2. Несвоевременное начало прохода игрока, для которого ставится заслон.
3. Неправильный выбор места постановки заслона.

ОБУЧЕНИЕ ЗАСЛОНУ

Занимающиеся выстраиваются в круг по парам лицом друг к другу. Игрок без пары – водящий. Он подбегает к любой паре и ставит заслон защитнику. Нападающий выбегает в сторону заслона и затем сам ставит заслон защитнику любой другой пары и т.д.

Занимающиеся выстраиваются в 2 колонны, на расстоянии 6-7 м от кольца. Перед направляющим одной колонны располагается защитник. У направляющего другой колонны в руках мяч. Игрок 2 передает мяч игроку 1 и ставит наружный заслон защитнику. Игрок 1 дождавшись постановки заслона, уходит с ведением в сторону заслона и атакует кольцо. Смена: игрок 2 становится на место защитника, тот перемещается в конец колонны за игроком 5, а игрок 1, подобрав свой мяч, передает его игроку 4 и становится в конец противоположной колонны.

Игровое упражнение. Игра на одно кольцо 2х2. Мяч, забитый в кольцо после заслона, приносит команде 3 (4) очка.

Тактика баскетбола.   1. Средства, способы и формы ведения борьбы. Основная задача тактики ‒ определение средств, способов и форм ведения игры против конкретного противника в конкретных условиях.-5

6. Скресный выход на получение мяча, методика обучения

1.Объяснение и показ изучаемого взаимодействия на демонст­рационной доске и в конкретной игровой ситуации на площадке.

2. Выполнение взаимодействия без сопротивления защитников в поточном упражнении: после завершения атаки мяч передается на и. п.; игроки, совершившие пересечение, меняются местами в конце своих колонн; смену игрока в позиции центро­вого производят после заданного количества повторений взаимо­действия.

3. То же, но чередуя и. п. мяча: мячом поочередно владеет то нападающий, располагающийся на правом фланге атаки, то его партнер.

4. То же, но после серии передач мяча между игроками на зад­ней линии нападения: передать мяч центровому может любой иг­рок; максимальное количество передач лимитируется.

5. То же, но варьируя направление развития и способы завер­шения атаки:
-центровой передает мяч первому проходящему игроку, кото­рый и завершает атаку броском в движении;

-центровой передает мяч второму проходящему игроку, за­вершающему атаку проходом-броском;

-центровой передает мяч первому или второму проходящему игроку, а тот выполняет «откидку» партнеру для броска из-под щита;

- центровой после поворота лицом к корзине сам завершает
атаку позиционным броском.

6. Выполнение разновидностей взаимодействия в условиях пас­
сивного противодействия двух, а затем трех защитников: защит­
ники вначале опекают только игроков, совершающих пересече­
ние, а затем в упражнение включают и опекуна центрового.

7. То же, но с расстановкой игроков и атакой от боковой линии:
в и. п. центровой занимает место в средней позиции на «усах» трех-
секундной трапеции, а его партнеры — у боковой линии

8. Повторное выполнение разновидностей изучаемого взаимодей­
ствия в условиях активного противодействия защитников: смену ролей
производят после указанного количества повторений задания каж­
дой тройкой игроков.

9. То же, но в игровом противоборстве 3x3 с атакой в одну
корзину.

10. Воспроизведение разновидностей взаимодействия «скрест­
ный выход» в двусторонних учебных играх с установкой педагога.

7. Командное нападение

Основная функция нападения состоит в том, чтобы произвести надежный бросок в результате разыгрывания игровой комбинации или ее вариантов, в то же время обеспечивая подбор и принимая соответствующие меры для обеспечения защиты.

Нападающие должны атаковать защиту, чтобы лишить ее подвижности, в то время как оставшиеся игроки применяют различную тактику, чтобы отвлечь внимание противника от основного направления атаки.

Командное нападение в баскетболе подразделяется на два типа: позиционное и стремительное. В приоритете у обеих систем — скоростное развитие атаки. Из-за быстрых перемещений и выполнений различных комбинаций, соперник теряется и не успевает сформировать достойную оборону. Команда защищается беспорядочно, из-за чего появляются ошибки, которыми и пользуется команда нападения.

*Позиционное

-Система нападения центром

Основную роль выполняет один игрок, находящийся как можно ближе к корзине. Нападение выполняется в три этапа: подготовку, начало и завершение. При подготовке нападающие перемещаются в передовую зону. Центральный игрок расположен так, чтобы он мог взять пас в любой момент. Обычно это место у линии штрафного броска. В начале атаки основная задача — передача мяча центровому. При завершении центровой игрок совершает бросок в корзину.

-Система нападения двумя центрами

Во время этой системы нападения под корзиной располагаются два игрока, каждый из которых выполняет роль центрового.

-Система свободного нападения

Здесь отсутствует схемы для расстановки. При нападении этого типа применяют групповые комбинации из разных систем. Команда, проводящая эту систему оперативно по ходу развития игры, использует совместные групповые действия, учитывая создавшееся в тот или иной момент расположение игроков, не снижая темпа игры, применяет ту или иную комбинацию. Это позволяет разнообразить игру и создаёт неожиданности в игре, приводящие к успеху.

*Стремительное нападение

-быстрый прорыв

Стремясь к использованию в игре быстрого прорыва, команда должна создать для этого необходимые предпосылки. Речь идет об активной защите с постоянным воздействием на игрока с мячом, о хорошо организованной, продуманной борьбе за отскок у своего щита, о нацеленности на перехват мяча.

Вторая фаза быстрого прорыва - развитие включает дальнейшие прямолинейные передвижения игроков, ведение мяча и одну-две передачи между нападающими для прохождения средней части поля. По времени эта фаза длится 2-3с.

Завершающая фаза прорыва проходит вблизи щита соперника и длится около 1,5с. Заключительный бросок в корзину обычно выполняют после короткого ведения или быстрого выхода игрока на мяч под щит. В целом хорошо подготовленная команда тратит на проведение быстрого прорыва 4-6с, используя не более трех передач.

-Эшелонированный прорыв

В первой фазе атаки, в момент, когда один из игроков овладевает мячом, отскочившим от щита, два его партнера уходят в отрыв, вблизи щита разворачивается острая борьба за первую передачу и выход на оперативный простор в середину поля. Игрок, выигравший отскок, после приземления соперников, которые всячески препятствуют первой передаче вперед, укрывает мяч от соперника, уходит с коротким ведением от своего щита и, преодолевая сопротивление, выполняет первую передачу партнеру, которому финтом удалось освободиться от плотной опеки и выйти на заранее обусловленную позицию. Партнер в свою очередь немедленно отправляет мяч вперед игрокам первого эшелона. Длительность первой фазы - 2,5-3с.

Во второй фазе в атаку включаются два игрока второго эшелона, участвовавшие в борьбе за отскок мяча (пятый игрок несколько отстает для страховки тыла на случай потери мяча). Вырвавшись на середину поля, они продвигаются вперед, взаимодействуя на скорости с партнером из первого эшелона по типу пересечения, «тройки» или «скрестного хода». Игрока, выходящего из второго эшелона для завершающей атаки корзины, часто называют сопровождающим. Длительность второй фазы - примерно 3,5с.

В третьей фазе атака завершается в соответствии с типовыми взаимодействиями двух или трех игроков, которые осуществлялись нападающими с ходу в предыдущей фазе развития. Если же защитники группируются у своего щита, стараясь воспрепятствовать проходу, то один из игроков второго эшелона может бросить мяч в корзину со средней или с дальней (трехочковой) дистанции.

Тактика баскетбола.   1. Средства, способы и формы ведения борьбы. Основная задача тактики ‒ определение средств, способов и форм ведения игры против конкретного противника в конкретных условиях.-6

8. Классификация тактики защиты

ЗАЩИТА: два типа защиты - зонная (смешанные формы защиты: 3-2, 4-1, 2-3) и персональная. При зонной защите каждый игрок команды может опекать любого соперника, который находится в отведенном ему участке площадки. В случае персональной защиты каждый баскетболист опекает только ”своего" игрока. Большой эффект приносит так называемый прессинг - один из видов активной обороны, при котором соперника опекают не только вблизи своего щита, но и на дальних подступах к нему, часто по всей игровой площадке. Основной целью прессинга является не дать сопернику спокойно проводить розыгрыш мяча и организовать атаку.

Схемы построения зонной защиты:

Четный тип построений зонной защиты включает системы: 2-2-1, 2-1-2, 2-3.

Нечетное построение: 1-2-2, 1-3-1, 3-2.

Недостатки зонной защиты:

· 1. Уступает личной в психологической ответственности игроков, их заряженности на индивидуальную победу в защите.

· 2. Менее пригодна против команд с сильными снайперами.

· 3. Как правило, углы площадки при зонной защите менее защищены.

· 4. Зонная защита может применяться эпизодически и не должна служить

Тактика баскетбола.   1. Средства, способы и формы ведения борьбы. Основная задача тактики ‒ определение средств, способов и форм ведения игры против конкретного противника в конкретных условиях.-7

Вот и все. Удачи на экзамене!)