ЭКЗАМЕН ПО ПЛАВАНИЮ. Вопросы 1 часть : 1-20\40. КГУ ФФК Кострома

ВНИМАНИЕ! Здесь всего 20 вопросов из 40! Оставшиеся 20 вопросов вы найдете в другой статье! УДАЧИ!  1. Место и значение плавают в отечественной системе физического воспитания.

ВНИМАНИЕ! Здесь всего 20 вопросов из 40! Оставшиеся 20 вопросов вы найдете в другой статье! УДАЧИ!

ВНИМАНИЕ! Здесь всего 20 вопросов из 40! Оставшиеся 20 вопросов вы найдете в другой статье! УДАЧИ!  1. Место и значение плавают в отечественной системе физического воспитания.-2

1. Место и значение плавают в отечественной системе физического воспитания.

Плавание имеет большое воспитательное значение. Овладение навыком плавания сопровождается развитием ФК: сила быстрота, выносливость, ловкость, гибкость. Занятия плавание создают благоприятные условия для эстетического воспитания (этому способствует синхронное плавание, которое производится под музыку)

Плавание является хорошим средством моральной и волевой подготовки. В процессе регулярно правильно организованных занятий по совершенствованию техники плавания и повышению тренированности пловцов, а также в ходе соревнований воспитывается сознательная дисциплина, организованность, трудолюбие, честность, упорство в достижении цели, смелость, решительность, чувство товарищества.

Оздоровительное значение плавания. Вода очищает кожу, способствует улучшению кожного дыхания и укреплению самой кожи. Вода вызывает усиление деятельности различных внутренних органов: учащение дыхания, увеличения ЧСС, усиливается обмен веществ. Это объясняется тем, что вода по сравнению с воздухом имеет увеличенную теплопроводимость и теплоёмкость, а также значительную плотность в результате чего теплоотдача и давление воды на поверхность тела резко возрастает. При плавании любым способом спортсмен приспосабливает ритм дыхания к ритму движений. Во время вдоха и выдоха происходит усиленная работа дыхательных мышц. Такая «гимнастика» дыхательной мускулатуры приводит к её укреплению и развитию. Это в свою очередь вызывает увеличение грудной клетки и ЖЁЛ. У пловцов она достигает 7 л и более.

Занятия плаванием способствует улучшению осанки и лечению некоторых заболеваний опорно-двигательного аппарата.

· Плавание используется для предупреждения вредных последствий, различных травм, увечий и стало важным средством ЛФК.

· Плавание оказывает «+» воздействие на состояние ЦНС, устраняется излишняя возбудимость и раздражительность, появляется уверенность в своих силах. Это является следствием благотворного действия водной среды и ФУ на организм.

· Плавание закаливает организм. Частая смена температур внешней среды вырабатывает в организме защитные реакции. В результате повышается сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.

· Плавание способствует росту тела подростков. Человек находится в условиях частичной невесомости, вследствие чего позвоночник временно разгружается от обычных гравитационных нагрузок.

· Плавание имеет огромное прикладное значение, как жизненно необходимый человеку навык (несчастные случаи на воде – из-за неумения плавать). Плавать необходимо уметь и тем, кто по профессии или роду занятий соприкасается с водой (строители мостов, плотин, рыболовы и тд.)

Плавание доступно для людей всех возрастов.

2. Возникновение плавания. Плавание в различные исторические периоды развития общества.

- Плавание до н.э.

Пока люди не научились строить лодки и корабли, единственная возможность перебраться через водное препятствие заключалась в том, чтобы преодолеть его вплавь. Это подтверждают и многочисленные археологические находки. Так, археологи обнаружили наскальные рисунки времен каменного века, изображающие человека, плывущего способом, похожим на брасс или «по-собачьи». Плавание в Египте активно развивалось. Была найдена глиняная печать, датируемая примерно V-VI тысячелетиями до н. э., на которой можно увидеть пловца стилем, отдаленно напоминающим современный кроль (вольный стиль).

При раскопках Вавилона и Ассирии обнаружены настенные рисунки и барельефы, показывающие плывущих людей. Древнеиндийский дворец Мохенджо-Даро, построенный около 2600 года до н. э., включал в свой архитектурный комплекс небольшой бассейн.

В знаменитых римских банях строили большие бассейны для отдыха и плавания. При раскопках Помпеи обнаружена мозаика с рисунками пловцов; подобные изображения встречаются у хеттов и минойцев. Как видим, с древних времен человек придавал воде и умению плавать огромное значение, порой приписывая им мифические свойства.

Известно, что в Древней Греции о необразованных людях говорили: «Он не умеет ни читать, ни плавать». Первые письменные упоминания о плавании появляются с 2000 г. до н. э. Описания плывущих можно встретить в «Илиаде», «Одиссе», англосаксонской саге «Беовульф». Германский фольклор повествует о воинах, умевших плавать и благодаря этому успешно сражавшихся с римлянами.

- Плавание 14-18 вв.

Часто плавание ассоциируется с военными делами, пловцы изображаются в доспехах, нередко — с облегчающими плавание приспособлениями. Известно, что в Средние века одним из важнейших качеств достойного рыцаря считалось именно умение плавать.

В эпоху Возрождения плавание несколько утратило свою привлекательность в Европе. Дело в том, что пловцы, как правило, отождествлялись с людьми без какой-либо одежды, что противоречило общественным вкусам. Однако в то же время Леонардо да Винчи сделал первые наброски спасательного круга, а германский профессор-языковед Николас Винман написал в1538 г. первую в мире книгу о плавании «Пловец, или Диалог об искусстве плавания». Целью автора было рассказать о том, как не утонуть.

Он также весьма хорошо описал плавание брассом в том виде, в каком он существовал в XVI в. Поведал Винман и об интересных средствах, помогавших лучше держаться на воде: коровьем мочевом пузыре, снопе сена и пробковом ремне. В1587г. вышла в свет другая книга о плавании. Ее автор Эверард Дигби заявил, что люди могут плавать быстрее рыб, а также привел 40 иллюстраций, как плавать брассом, на груди, спине и как прыгать в воду. По мнению Дигби, именно брасс — самый полезный и нужный стиль плавания.

В1603 г. в Японии образована национальная плавательная федерация. Правивший в то время император Го-Ёдзэй постановил, что дети в школах должны уметь плавать. А в 1708 г. в Китае образована первая в мире спасательная организация «Чинкианг», которая следила за безопасностью на воде. Новая книга «Искусство плавания» вышла во Франции в1696 г. Она описывала технику плавания брассом (причем довольно близко к современному стилю) и оставалась единственной в своем роде в течение многих лет. Через несколько лет эту книгу прочел Бенджамин Франклин, впоследствии выдающийся американский общественный деятель, который в 1716 г. в возрасте 10 лет изобрел плавательные ласты.

Весьма интересную работу о плавании опубликовал в1798 г. немецкий педагог, теоретик и практик физического воспитания Иоганн Гутсмутс. Он рекомендовал для успешного обучения плаванию использовать удочку для ловли рыбы. Методика обучения плаваниюТем временем по всему миру росло количество организаций спасателей на воде: в Амстердаме, Лондоне и Копенгагене, в Америке и Швеции. Спасатели ответственно выполняли свою тяжелую работу и были уважаемы в обществе. В 1804г., спустя многие годы после того как Леонардо да Винчи сделал свои наброски спасательного круга, В. Маллисон наконец создал его. Изобретение было более известно как «друг матроса». Спасательный кругОднако оно весьма озадачило военно-морские силы США: несмотря на очевидную полезность, круги занимали довольно много места на кораблях. В1844 г. в Лондоне произошло интересное событие: соревнования по плаванию, в которых принимали участие и североамериканские индейцы. В то время как англичане плавали брассом, аборигены использовали стиль, более похожий на современный кроль, который был известен многим поколениям коренных жителей Америки и тихоокеанских островов, но был в новинку британцам. Индейцы с легкостью победили хозяев. Однако, несмотря на это, новый способ плавания был наречен истинными британскими джентльменами «варварским» и «не исконно европейским», так как создавал много брызг, вследствие чего голова оказывалась мокрой. А джентльменам предписывалось всегда держать ее над водой. И британцы продолжали плавать брассом вплоть до 1873 г., когда популярным стал стиль «на боку». Примерно в то же время в Англии появляется первый закрытый бассейн — в помещении. Англичанин Джон Треджен не стал связываться со стереотипами истинного джентльменства и во время своего путешествия в Южную Америку долго изучал, как плавают туземцы. В итоге он вернулся в Британию и начал прививать соотечественникам стиль плавания, который легче всего охарактеризовать так: руки кролем — ноги брассом.

Постепенно стали использоваться прямые удары ногами в воде. Улучшения в скорости не заставили себя ждать: 100м стилем Треджена пловцы преодолевали на целых 10с быстрее, чем классическим брассом. Этот новый способ плавания стал первой европейской версией кроля и завоевал поклонников по всему миру (не помешало даже эстетически неверное обилие брызг). Поистине историческое событие произошло в 1875 г., когда капитан морского флота Мэтью Уэбб стал первым человеком, переплывшим пролив Ла-Манш. Чтобы преодолеть 34км между Францией и Великобританией, отважному англичанину потребовалось 21 ч 45 мин.

- Плавание на Олимпийских играх.

В 1879 г. по указанию баварского короля Людвига II построен первый плавательный бассейн с искусственными волнами, с подогреваемой и подсвечиваемой электрическими лампами водой. Со временем бассейнов появлялось все больше, а их посещение быстро становилось популярным. Необходимо было развиваться дальше, и новой великолепной идеей, появившейся в светлых головах людей, стало возрождение и проведение Олимпийских игр. Вдохновителем и организатором олимпийского движения выступил француз Пьер де Кубертен.

С детства Пьер был одержим идеями совершенствования красоты духа одновременно с развитием красоты тела: ему были очень близки идеалы Олимпийских игр Древней Греции.

Первая Олимпиада современности прошла в 1896 г. в Афинах — на исторической родине олимпийских состязаний. В соревнованиях по плаванию разрешили участвовать только мужчинам, соревновавшимся в таких дисциплинах, как 100, 500, 1200м вольным стилем.

Команда пловцов 1909 г.

Был также проведен специальный заплыв на 100м среди матросов, которые стартовали с борта гребной лодки. Первым в истории олимпийским чемпионом по плаванию стал венгр

Альфред Хайош, завоевавший сразу две золотые медали. Примечательно, что заплывы проходили не в бассейне, а в море. По мере того как олимпийское движение набирало свои обороты, приобретало популярность и плавание. Весьма интересным был заплыв на 200м с препятствиями (в реке против течения) в программе Олимпиады 1900г. в Париже: пловцы должны были по ходу дистанции дважды перелезть через лодку и один раз проплыть под ней. Впервые были введены такие дисциплины, как плавание на спине и водное поло. Продолжала развиваться и техника. Плавание кролем становилось все быстрее и эффективнее. На Олимпийских играх 1904 г. к плаванию вольным стилем и на спине официально добавился и третий стиль - брасс.

В 1908г. основана Международная федерация плавания, которая и сегодня ответственна за проведение международных соревнований по плаванию. В 1912г. в олимпийских соревнованиях по плаванию впервые приняли участие женщины — это произошло в Стокгольме. Там же, на играх в Швеции, американский пловец Дюк Каханамоку (родом с Гавайских островов) удивил всех шестиударным кролем: когда на один цикл движений (два гребка руками) приходится шесть ударов ногами.

На Олимпиаде1924 г. в Париже бассейн впервые разделили на дорожки с помощью пробковых поплавков, а на дне прочертили линии для лучшего ориентирования во время заплыва. В 1928г. к спортивному плаванию начали применять научный подход. В Японии пловцов фотографировали под водой во время выполнения движений разными способами плавания, а затем на основании полученных кадров проводили корректировку техники плавания. Это незамедлительно дало свои результаты: на Олимпийских играх 1932 г. японцы буквально доминировали.

Плавательная мода начала 20-ого векаВ 1936 г. пловцы вольным стилем впервые выполнили поворот сальто, что позволило уменьшить время при прохождении дистанции и, соответственно, значительно улучшило результат. Не отставала от развития техники и улучшения результатов и плавательная мода. В начале XXв. пловцы выступали в костюмах, закрывавших тело от колен и до шеи. В 1935 г. мужчинам впервые официально разрешили выступать на соревнованиях в плавках от колен до пояса. В 1943 г. из-за нехватки текстильных материалов в США появились первые женские раздельные купальники, а спустя некоторое время — в 1946г. — купальник бикини был презентован парижской публике французским модельером и, что поразительно, автоинженером Луи Реардом. На Олимпиаде 1956 г. в Мельбурне в очередной раз опробованы новшества в плавании брассом. Некоторые участники соревнований преодолевали значительную часть заплыва под водой, выныривая только для того, чтобы сделать вдох. Дело в том, что при плавании брассом каждый вдох и подъем тела над водой вызывали увеличение ее сопротивления и снижали скорость спортсмена. Плавание под водой держало скорость постоянно высокой. Но в итоге шесть пловцов были дисквалифицированы. Ведь правила гласили: после того как пловец показался на поверхности воды после старта или поворота, он обязан плыть по поверхности воды. Однако и здесь нашлись мастера: в то время как дисквалифицированные спортсмены заныривали под воду по ходу дистанции, японец Масару Фурукава проплывал под водой как можно больше именно после старта и поворотов. Формально все правила были соблюдены. В итоге во время своего победного олимпийского заплыва на 200м брассом спортсмен преодолевал каждый 50-метровый отрезок почти полностью под водой: выныривая после старта и поворотов лишь к 45-метровой отметке. Но такая техника приводила к серьезному кислородному голоданию, и некоторые пловцы даже теряли сознание во время заплыва. Поэтому Международная федерация плавания внесла ограничения на допустимые действия после старта и поворота в стиле брасс. Правила для остальных стилей остались прежними, о чем речь пойдет позже.

В конце 1960-х гг. появились первые плавательные очки, которые, однако, не были так удобны, как современные.

1964 г. и Олимпийские игры в Токио принесли первое в истории золото российским пловцам:15-летняя Галина Прозуменщикова победила на дистанции 200м брассом, установив новый олимпийский рекорд. Примечательно, что, когда Галине было 12 лет, подружки смеялись над ней, потому что она не умела плавать.

В 1972 г. легендарный американский пловец Марк Спитц был на пике своей карьеры. На Олимпиаде в Мюнхене он завоевал семь золотых медалей. Оказалось, что эта вершина останется непокоренной на три с половиной десятка лет. В 1973 г. в Белграде прошел первый чемпионат мира по водным видам спорта. С тех пор аналогичные соревнования устраиваются один раз в два года, вызывая огромнейший ажиотаж у миллионов болельщиков.

1970-е гг. связаны с качественным скачком результатов в плавании. Повсеместно стали применяться новые методики тренировок, пловцы стали больше и разнообразнее тренироваться. К сожалению, не обошлось и без применения допинговых средств и первых скадалов.

- Олимпиада Москва-801980г. ознаменовался глобальным спортивным событием для Советского Союза: в Москве прошли летние Олимпийские игры Американские спортсмены не приехали из-за бойкота игр со стороны США. Несмотря ни на что советские пловцы показали выдающиеся результаты. Знаменитый пловец Владимир Сальников впервые в истории этого вида спорта проплыл дистанцию в 1500 м вольным стилем менее чем за 15 мин (14:58.27). Этот заплыв золотыми буквами вписан в летопись плавания.

На Олимпийских играх1988 г. в Сеуле вновь встал вопрос о введении ограничений на максимально допустимое расстояние, которое можно проплывать под водой после старта и поворота. Некоторые пловцы стилем на спине проныривали по 30 м после старта и поворота. После игр Международная федерация плавания приняла решение сократить максимально допустимое нахождение спортсмена под водой после старта или поворота на спине до 10м (в 1991 г. это расстояние было увеличено до 15м). Официально это мотивировалось заботой о безопасности и здоровье спортсменов, но на самом деле основная причина заключалась в необходимости предпринимать меры по сохранению зрелищности и самой сущности плавания.

Тогда проныривать большие расстояния начали пловцы стилем баттерфляй — дельфинообразные удары с помощью ног стали грозным оружием у подготовленных спортсменов с хорошо натренированными ногами. На общем фоне заметно выделялся российский пловец Денис Панкратов, двукратный олимпийский чемпион в плавании на 100 и 200м баттерфляем. Комментаторы крупнейших соревнований порой гадали, когда же Денис покажется на поверхности воды после своего мощнейшего выхода со старта или из поворота. Окончательно решение об ограничении максимально допустимой длины заныривания после старта и поворота до 15м для всех видов, кроме брасса, принято в1998 г. В брассе разрешается сделать один гребок руками до бедер после старта, сопровождаемый одним дельфинообразным ударом ногами; после этого необходимо показаться на поверхности воды.

Кристин Отто из ГДР завоевала на Олимпиаде1988 г. в Сеуле шесть золотых медалей, это рекорд для женщин по числу золотых медалей на одних Олимпийских играх.

- Современное плавание.

1990-2000-е гг. увидели расцвет карьеры великих пловцов современности. Россиянин Александр Попов в течение десяти лет оставался практически непобедимым на спринтерских дистанциях вольным стилем на 50 и100 м. В мире спорта эти дистанции считаются одними из наиболее престижных. Попов обладал великолепной техникой плавания: не совершая большого количества движений и не разрывая воду на тысячи брызг, он словно скользил по глади бассейна к новой победе. Мировой рекорд Александра на дистанции в 50м вольным стилем с результатом 21,64 с, установленный им в 2000 г. на чемпионате России в Москве, оставался непобитым в течение восьми лет. И это несмотря на то, что Попов выступал в обычных плавках, в то время как его соперники использовали новые высокотехнологичные плавательные костюмы.

Эти костюмы появились в конце 1990-х гг. и очень быстро завоевали популярность среди пловцов благодаря своим уникальным качествам: они улучшали положение тела в воде, повышали плавучесть и обеспечивали компрессию мышц, в совокупности значительно увеличивая скорость плавания. Костюмная гонка грозила зайти слишком далеко, и после чемпионата мира-2009 в Риме, во время которого было побито 43 мировых рекорда (не без помощи суперсовременных комбинезонов), принято решение отменить высокотехнологичные купальники и вернуться к настоящему, классическому плаванию.

Отныне соревновательная экипировка пловцов высокого класса ограничивается плавками до колен для мужчин и купальником до колен для женщин. Конечно, это заметно сказалось на скорости плавания в худшую сторону, и уже на чемпионате мира 2011г в Шанхае было побито лишь два мировых рекорда — в том числе самый продолжительный на тот момент рекорд на дистанции в 1500м вольным стилем, принадлежавший выдающемуся австралийскому стайеру Гранту Хаккету.

На начало 2000-х гг. пришелся пик карьеры Иена Торпа — австралийской торпеды, как прозвали его журналисты. В возрасте 17 лет Торп уже был многократным олимпийским чемпионом и чемпионом мира на дистанциях 200 и 400 м вольным стилем. Этого спортсмена отличал фантастический финиш на любой дистанции. Ян увеличивал скорость к концу дистанции благодаря неимоверно мощной работе ног, в то время как его соперники увеличивали темп движений руками.

Олимпиада-2008 в Пекине стала пиком карьеры величайшего пловца современности Майкла Фелпса (спортивное прозвище – «Балтиморская пуля»). На сегодняшний день он единственный в истории спорта 18-кратный олимпийский чемпион, 22-кратный призёр олимпийских игр и 26-кратный чемпион мира в 50-метровом бассейне. Абсолютный медальный рекордсмен в истории олимпийских игр. На ХХХ летней олимпиаде В Лондоне побил медальный рекорд Ларисы Латыниной, который продержался 48 лет.

ВНИМАНИЕ! Здесь всего 20 вопросов из 40! Оставшиеся 20 вопросов вы найдете в другой статье! УДАЧИ!  1. Место и значение плавают в отечественной системе физического воспитания.-3

3. Эволюция способов плавания.

В 1912г. на играх в Швеции американский пловец Дюк Каханамоку (родом с Гавайских островов) удивил всех шестиударным кролем: когда на один цикл движений (два гребка руками) приходится шесть ударов ногами.

Это расценивается как первое плавание классическим кролем — значимое событие в истории плавания. Можно заметить, что с развитием техники улучшались и результаты: очередное подтверждение того, что техника в плавании — превыше всего. В 1922г. американец Джонни Вейсмюллерстал первым человеком, проплывшим 100м быстрее одной минуты. Джонни положил начало золотой эре плавания, установив свыше 50 мировых рекордов, завоевав 5 олимпийских медалей, выиграв 36 национальных чемпионатов и не проиграв ни одного заплыва на протяжении своей блистательной десятилетней карьеры. Его рекорд на дистанции 100м вольным стилем продержался 17 лет.

В 1920-1930-е годы происходит очередной толчок в развитии техники плавания брассом. Многие пловцы начинают использовать вместо классического, лягушачьего гребка руками полностью под водой более длинный гребок до бедер с последующим проносом рук над водой. Такая смесь современных баттерфляя и брасса давала значительные преимущества в скорости плавания, а со временем спортсмены вместо привычных движений ногами брассом стали использовать одновременный удар ногами сверху вниз, подобный движениям дельфина. Таким образом, брасс переставал существовать в том виде, в котором он издавна использовался спортсменами, а во время соревнований можно было увидеть много различных его разновидностей. В результате в 1952г. решением Международной федерации плавания из одного стиля было образовано два: брасс и баттерфляй. При этом четко обусловливались правила техники пловцов: какими должны быть движения рук и ног. В то же время австралийские пловцы усовершенствовали технику плавания на спине. Раньше гребок под водой осуществлялся прямой рукой, теперь же во время давления ладонью на воду она сгибалась. Рекорды в плавании на спине сразу перешли на более высокий уровень. Такую технику выполнения подводной части гребка — рукой, согнутой в локте, — успешно применяют и посей день.

4. Плавание как учебный предмет.

Плавание как учебный предмет представляет собой область знаний изучающие законы взаимодействия тела с водой. Изучение этих законов вызвано необходимостью формирования таких двигательных навыков, которые обеспечивают наилучшее продвижение тела в водной среде без специальных приспособлений и поддерживающих средств.

Особенности плавания. Как и другие виды физических упражнений, плавание имеет свои характерные особенности:

1) Пловец выполняет движения в условиях водной среды, в котором тело находиться во взвешенном состоянии, т.е не имеет твёрдой опоры. Такое положение увеличивает двигательные возможности человека и способствует их развитию. Это происходит за счет увеличения подвижности многих частей тела в условиях водной среды, что в свою очередь содействует развитию отдельных органов и систем организма.

2) Относительная невесомость тела в условиях водной среды. Вес тела уравновешивается подъёмной силой воды. Невесомость тела в воде разгружает опорную систему и способствует правильному физическому развитию человека.

3) Горизонтальное положение тела при выполнении физических упражнений. Работа внутренних органов (сердце, печень, почки и др.) при таком положении тела во время циклических движений значительно облегчается.

4) цикличность движений (кроме плавания, лыжи, бег)

5. Соревновательные дистанции в современном плавании.

Способы плавания и дистанции.

В плавании проводятся соревнования и регистрируются рекорды по следующим способам и дистанциям:

вольный стиль 50, 100, 200, 400, 800, 1500 м;

брасс 50, 100, 200 м;

баттерфляй 50, 100, 200 м;

на спине 50, 100, 200 м;

комплексное плавание 100, 200, 400 м;

эстафета вольным стилем 4х50, 4х100, 4х200 м;

комбинированная эстафета 4х50, 4х100 м.

6. Основные средства обучения плаванию

Обще развивающие упражнения - соотношение упражнений каждой группы на каждом этапе обучения и отдельно взятом уроке, зависит от возврата и подготовленности занимающихся, а также от условия проведения занятий (при обучении неумеющих плавать больше времени уделять упр. по освоению с водой). На занятиях по плаванию с детьми ведущее место отводится играм. Обще развивающие упражнения способствуют повышению уровня общего физического развития, развитие основных физических качеств, качеств силы, быстроты, выносливости, ловкости. Выполнение обще развивающих упражнений на уроках плавания направлены на укрепление опорно-двигательного аппарата. На первых занятиях обучению навыка необходимо овладеть физическими упражнениями: ходьба, бег, спортивные и подвижные игры.

Подготовительные упражнения - их подразделяют на 3-и группы:

· Для освоения с водой. Адаптационные упражнения - помогают преодолеть чувство страха перед водой. Помогают научиться принимать горизонтальное положение и выполнять простейшие движения. Для ознакомления со свойствами воды. Погружение в воду с головой и открывание глаз в воде. Всплывание и лежание на воде. Выдохи в воду - скольжение.

· Для изучения облегчённых способов плавания. Создают необходимый фундамент для изучения техники спортивных способов плавания. Сюда можно включать простейшие движения для изучения элементов техники движения рук и ног, дыхания, а также плавание облегчёнными способами в полной координации.

· Для изучения спортивных способов плавания включают упражнения на суше на развитие силы и гибкости. Упражнение на растягивание, упражнения на гимнастической стенке, упражнения с гантелями, набивными мячами и т.д. Также можно включить имитационные упражнения для ознакомления с движениями и в воде для ознакомления с движениями ног, рук, дыхания и способов в целом.

Специальные упражнения - для совершенствования техники устранения ошибок в технике, освоение индивидуального стиля техники.

Подвижные игры - делят на командные и некомандные игры, сюжетные и бессюжетные игры. В соответствии с задачами применяют игры:

· - для ознакомления с водой, перемещение в опорном положении, кратковременные погружения в воду.

· - для изучения и совершенствования отдельных элементов техники плавания.

· - для изучения и ознакомления с элементами прикладного плавания (ныряние на глубину без опорного положения, прыжки в воду)

· - для развития физических качеств (для не умеющих плавать)

· - для ознакомления с элементами игры водное поло.

ВНИМАНИЕ! Здесь всего 20 вопросов из 40! Оставшиеся 20 вопросов вы найдете в другой статье! УДАЧИ!  1. Место и значение плавают в отечественной системе физического воспитания.-4

7. Особенности поворотов при плавании брассом и дельфином.

При плавании ДЕЛЬФИНОМ И БРАССОМ применяется поворот типа «маятник». Поворот "маятником".

Ключевое отличие поворота этого типа от других — вращение в наклонной плоскости. В ходе движения делают вдох. Этапы:

· подплывая к бортику, пловец касается его, к примеру, правой рукой;

· совершает вдох, опираясь правой рукой о стенку бассейна;

· опускает голову в воду, повернувшись налево. Сгруппировавшись, сгибает ноги в коленях. Голова находится между руками. Во вращении левая рука выполняет гребок под водой по кругу направо;

· отталкивается мощно от стенки;

· на глубине около 0,5 м происходит скольжение;

· затем пловцу нужно быть на поверхности и начинать гребки. Для этого применяют энергичные скоростные движения и руками, и ногами.

Фаза вращения выполняется без существенных отличий. Вращение выполняется в сторону той руки, которая первой отрывается от стенки. Во время толчка пловец быстрее, чем в кроле на груди, переходит на грудь и выполняет скольжение в этом положении. Начало плавательных движений выполняется так же, как после старта при плавании этими же способами. Закрытый поворот. Этот поворот выполняется так же, как описанные варианты открытых поворотов для этих способов. Однако вращение выполняется с опущенной в воду головой на задержанном дыхании в горизонтальной плоскости вокруг передне- задней оси.

8. Специфика выполнения поворотов при плавании кролем на груди и кролем на спине.

Техника разворота кролем на груди

Последовательность действий выглядит следующим образом:

1. Приближение к стенке. Делаем гребки руками, при приближении к стенки сначала одна рука после гребка остается вытянутой вдоль тела, затем – вторая, в момент завершения гребка второй рукой начинается следующий шаг.

2. Кувырок. Голова и верхняя часть тела делают заныривающее движение, после чего все тело вслед за ними делает сальто – кувырок – таким образом, чтобы ноги занеслись на стенку бассейна, а вы фактически оказались под водой на спине (параллельно дну либо слегка под углом), развернутыми в другую сторону.

В этот момент делайте выдох носом, чтобы в него не попала вода.

3. Толчок. Руки выбрасываются стрелочкой вперед, выполняем сильный толчок ногами. Поскольку фактически мы находимся на спине, в момент толчка начинается поворот тела, чтобы затем вновь оказаться на груди.

4. Скольжение. Скользим с вытянутыми руками, при этом продолжаем и завершаем поворот на грудь.

Таким образом, фактически здесь тело вращается в двух плоскостях: сначала делается сальто и мы вместо груди оказываемся на спине или почти на спине, а затем во время толчка и скольжения мы вращаемся, чтобы вернуться на грудь.

Техника на спине

При плавании кролем на спине делается аналогичный кувырок, но со следующими особенностями:

· Когда подплываем к концу дистанции, сначала переворачиваемся со спины на грудь. После этого разрешается сделать одно гребковое движение рукой.

· В положении “на груди” делаем тот же самый кувырок, только после толчка ногами остаемся на спине – скользим под водой и затем выходим на поверхность.

9. Фазовая структура техники. Взаимосвязь и взаимообусловленность элементов техники в цикле движений каждого способа плавания.

Для более продуктивного анализа техники, ее описания и практического освоения целесообразно выделять элементы — фазы движений руками и ногами.

При анализе полного цикла движений или его фаз выделяют также граничные позы пловца (мгновенные положения звеньев его тела) в момент смены фаз. Граничные позы служат хорошими ориентирами при изучении техники, ее совершенствовании, при контроле и самоконтроле за техникой.

Общее согласование движений должно обеспечивать непрерывное продвижение пловца вперед с наиболее высокой скоростью и оптимальной затратой сил. Движения руками и неразрывно связанное с ними дыхание являются основой координации; им подчинены все остальные движения.

При согласовании движений руками и ногами соблюдаются следующие требования. Когда пловец выполняет гребок руками, туловище и бедра должны удерживаться в хорошо обтекаемом положении и не препятствовать продвижению. Когда выполняется рабочее движение ногами (отталкивание в брассе, удар в других способах), руки пловца и туловище, в свою очередь, должны быть хорошо обтекаемыми и не мешать продвижению вперед.

Фазы движений руками

Способ плавания

Фаза рабочих движений

Фазы завершающих и подготовительных движений

Кроль на груди, на спине, баттерфляй.

1. Захват.

2. Основная часть гребка: подтягивание, отталкивание.

1. Выход из воды.

2. Движение над водой (пронос).

3. Вход в воду.

Брасс.

1. Захват.

2. Основная часть гребка

Сведение рук вместе и выведение их вперёд.

Фазы движения ногами

Способ плавания

Фаза рабочих движений

Фазы завершающих и подготовительных движений

Кроль на груди

Удар стопой вниз

Движение стопой вверх

Кроль на спине

Удар стопой вверх

Движение стопой вниз

Брасс

Движение стопами в стороны-назад-внутрь (отталкивание).

Пауза в движениях стопами, их подтягивание в исходное рабочее положение.

Баттерфляй

Удар стопами вниз

Движение стопами вверх

10. Техника спортивных способов плавания.

Техника - это рациональная система движений в водной среде, позволяющая пловцу реализовать свои двигательные возможности. Техника формируется с учётом ряда факторов:

1. В спортивном плавании основная цель - это проплывание определённой дистанции избранным способом с наилучшим результатом. При разработке техники нужно выбрать такую, которая не только обеспечивает развитие высокой скорости, но и предусматривает условия для поддержания этой скорости на протяжении всей дистанции.

2. Условия плавания, основным условием определения техники являются правила соревнований.

3. Основные физические законы водной среды

4. Анатомические и физические особенности пловца. Размеры и формы конечностей, подвижность суставов, объёма лёгких.

Подвижность в суставах увеличивает продвижение пловца в пределах одного цикла. Уменьшаются энергозатраты при отдельных движениях, и определяется правильность подготовительных движений. Техника дыхания отрицательно влияет на гидродинамические условия плавания. Поэтому объём лёгких влияет на частоту и глубину дыхания пловца, а соответственно на его скорость. Техника связана с физической подготовленностью, степенью тренированности, и возрастными особенностями.

Цикл движений каждого способа плавания

Система движений повторяется неоднократно, её называют циклом. Цикл делится на фазы. Фазы это части движений объединённые выполнению определённой задачи.

Требования к относительному согласованию движений:

1. Сочетание основных рабочих движений со вспомогательными. Вспомогательные движения плечевым поясом, головой, рукой или другими звеньями тела, которые повышают эффективность гребка и должны выполняться в едином ритме с рабочими движениями.

2. Сочетание рабочих движений ногами и руками.

3. Соединение всех звеньев тела в единое целое.

11. Техника ныряния на глубину и в длину.

Погружение с поверхности воды. Может выполняться вниз ногами или вниз головой. Для погружения с поверхности воды вниз ногами необходимо сделать энергичный гребок обеими руками и ногами, приподняться как можно выше из воды и произвести вдох. Чем выше пловец поднимется из воды, тем быстрее он погрузится. Чтобы под водой погружение не замедлялось, гребковые движения руками надо выполнять снизу вверх. Когда пловец достигнет необходимой глубины или дна, он может сгруппироваться и, повернувшись, плыть в нужную сторону. Для погружения с поверхности воды вниз головой пловец группируется, делает вдох и резким движением опускает голову под воду. Затем выпрямляется, поднимая ноги над водой (т.е. принимает вертикальное положение вниз головой), и погружается в воду. При полном погружении он может ускорить ныряние, начав движения ногами и направляя себя движениями руками в нужную сторону.

Погружение с ходу при нырянии в длину. Выполняется путем резкого гребка одной рукой с энергичными движениями ногами кролем; при этом другая рука остается вытянутой вперед. После гребка, во время проноса руки по воздуху, голова поворачивается в сторону этой руки и производится вдох. В момент соединения рук пловец сгибает ноги в тазобедренных суставах, погружая руки и переднюю часть тела на нужную глубину. Продолжая движения ногами, он выпрямляется под водой в горизонтальном положении.

Погружение с отталкиванием от опоры (стенки бассейна, борта лодки или катера). Пловец группируется, опускает

голову вниз, а ноги ставит на опору выше уровня головы. Отталкиваясь от опоры, пловец выпрямляется и в положении

скольжения уходит на глубину. Для всплывания при нырянии в длину пловец прогибается, продолжая движения ногами. Для всплывания с большой глубины выполняются толчок ногами от дна и гребковые движения руками вниз до бедер (в сочетании с любым способом движений ногами).

Техника плавания под водой во время ныряния в длину и глубину одинакова. При нырянии в условиях хороше видимости используют наиболее эффективные способы: брасс и комбинированные способы плавания, при которых руки работают брассом, а ноги — кролем или дельфином. При нырянии в темное время суток или при плохой видимости под водой руки должны быть обязательно вытянуты вперед. Ноги работают кролем, что особенно эффективно при нырянии в ластах, или брассом.

Ныряние способом брасс. При нырянии брассом применяют длинный гребок руками, выполняемый до бедер. Существуют два варианта согласования движений руками и ногами при нырянии.

Вариант 1. Из исходного положения выполняется гребок руками, после которого наступает фаза скольжения. Затем, когда скольжение замедляется, руки и ноги одновременно выполняют подготовительные движения. При возвращении рук в исходное положение выполняется гребок ногами, после которого пловец вновь выполняет скольжение в исходном положении. После замедления скольжения весь цикл движений повторяется.

Вариант 2. После выполнения одновременного гребка руками и ногами пловец скользит по инерции, прижав

руки к бедрам. После замедления скольжения руки и ноги выполняют подготовительные движения, и весь цикл движений повторяется. Комбинированные способы ныряния. Наиболее применяемыми способами ныряния являются: «руки брассом — ноги кролем», «руки брассом — ноги дельфином», «руки брассом — ноги способом на боку». Во всех вариантах используется длинный гребок руками брассом до бедер. При варианте «руки брассом — ноги кролем» движения ногами выполняются после завершения гребка руками. При замедлении продвижения руки выполняется подготовительное движение, и весь цикл движений повторяется. Аналогичное согласование движений наблюдается и при варианте «руки брассом — ноги дельфином». Вариант «руки брассом — ноги способом на боку» характеризуется одновременным гребком руками и ногами с последующим скольжением.

ВНИМАНИЕ! Здесь всего 20 вопросов из 40! Оставшиеся 20 вопросов вы найдете в другой статье! УДАЧИ!  1. Место и значение плавают в отечественной системе физического воспитания.-5

12. Анализ техники плавания кролем на груди.

В современном кроле тело находится у поверхности воды, причем плечи располагаются несколько выше, чем таз. При таком положении туловища появляется так называемый угол атаки, способствующий возникновению подъемных сил, уменьшающий миделевое сечение пловца, его гидродинамическое сопротивление. Угол атаки определяется как угол между продольной осью тела и горизонталью. В кроле на груди он может быть равным 3—5°. На спринтерских дистанциях угол больше, чем на длинных дистанциях. Положение головы в кроле естественное, она располагается в плоскости туловища. Туловище при выполнении гребковых движений не только движется вперед. Грудная часть его совершает повороты вокруг продольной оси на 23 – 25° в одну и в другую сторону. Повороты грудной части туловища создают благоприятные биомеханические условия для выполнения гребка руками.

Работа ног при этом способе плавания, несмотря на кажущуюся простоту, является сложной кинематической цепью последовательно связанных между собой движений бедра, голени и стопы. Доказательством этого могут служить примеры, когда люди, освоившие технику движений ногами, способны передвигаться легко, свободно и практически не уставая. И наоборот, неправильные движения вызывают быстрое утомление мышц бедра, голени при малом или отсутствующем движении тела вперед.

Движения ног в кроле на груди совершаются попеременно в вертикальной плоскости, когда одна нога делает удар, другая начинает подготовительное движение. Ударное движение (его еще называют гребковым) производится вниз, а подготовительное - вверх.

Анализ кинематики движения ног надо начинать из исходного положения, когда закончился удар. В этом положении ноги всегда выпрямлены в коленном суставе и находятся под определенным углом к туловищу пловца.

Подготовительное движение состоит из двух фаз. В первой фазе движение совершается прямой ногой по достижению ею горизонтального положения. В этот момент мышцы бедра расслаблены и работают главным образом ягодичные мышцы.

Для второй фазы характерно изменение направления движения бедра. Бедро в начале останавливается, а затем колено начинает опускаться вниз. Стопа в этот момент продолжает движение вверх до положения, когда пятка сравняется с поверхностью воды или немного поднимется выше ее. В этой фазе мышцы ног отдыхают, Они максимально расслаблены, идет подготовка к ударному движению.

В ударном движении также различаются две фазы. В первой фазе ударного движения бедро с нарастающей скоростью движется вниз и колено занимает крайнее нижнее положение. Голень также движется вниз, но по скорости отстает от движения бедра. Нога сгибается в коленном суставе на 10—15°, а стопа принимает вытянутое положение носком вовнутрь. В этой фазе часто встречается вариант движения бедра вниз без сгибания в коленном суставе.

Такое движение характерно для людей с сильными мышцами бедра и с небольшой длиной бедра и голени. Во второй фазе ударного движения бедро меняет направление, поднимаясь вверх, а голеностоп продолжает движение вниз.

Нога разгибается в коленном суставе. Стопа также разгибается и заканчивает движение в направлении изнутри — вниз — наружу. Эта фаза ударного движения самая эффективная, так как она создает наибольшую движущую силу.

Главной задачей ног при плавании кролем на груди является обеспечение равновесия тела, и создание подъемной силы, которая позволяет уменьшить объем погруженной части тела.

Задачу же продвижения тела вперед решают руки.

До настоящего времени среди исследователей техники плавания нет единого мнения о наиболее рациональном варианте гребка рукой. При создании его модели поиски специалистов направлены на изучение техники плавания наиболее выдающихся пловцов и последующего внедрения в практику плавания этих движений. На определенных этапах развития теории спортивного плавания такой метод себя оправдывал. Однако на современном уровне развития спорта, когда физиологические резервы организма приближаются к пределам, особое значение приобретают глубокие исследования и поиск неиспользованных возможностей в технической подготовке с учетом индивидуальных особенностей спортсмена.

В спортивном плавании, и в частности в способе кроль на груди, пока еще не решен вопрос о рациональных траекториях движений кистей рук, о задачах первой части гребка и о других действиях, по-разному проявляющихся в технике высококвалифицированных пловцов. В связи с этим здесь будут изложены те понятия, которые встречаются в учебно-методических изданиях и находят, применение в практической работе преподавателей, тренеров-методистов и инструкторов по плаванию.

Гребки руками в кроле на груди выполняются поочередно. Когда одна рука заканчивает рабочее движение, другая начинает развивать усилие. Перед началом гребка кисть входит в воду ладонью вниз впереди одноименного плечевого сустава. При этом локоть находится выше, а кисть с предплечьем составляют одну линию. В этот момент рука расслаблена, но при входе в воду не падает вниз. Войдя в воду, кисть с предплечьем движутся в направлении вперед и немного вниз. При этом движении кисть начинает медленно выполнять ладонное сгибание в запястном суставе.

Некоторые пловцы выполняют движение кисти вперед и вниз без выраженного сгибания в лучезапястном суставе. Такое движение называют наплывом или опорной частью гребка. Функция такого движения — вывести ладонь кисти в положение, благоприятное для развития усилия в направлении спереди назад и произвести опору о воду, чтобы поддержать тело в более высоком положении. Другие пловцы гораздо быстрее сгибают кисть в лучезапястном суставе. Это позволяет им раньше развивать усилия в направлении движения, но при этом уменьшается опора о воду. После того, как кисть будет готова к работе, начинается гребок. Первая часть гребка заметно отличается от второй, конечной части движения. Большинство пловцов в первой части гребка выполняют так называемое опережающее движение кистью и предплечьем в направлении назад, то есть такое движение, при котором угловая скорость кисти больше, чем у предплечья, а скорость движения предплечья больше скорости движения плеча. При этом кисть и предплечье занимают близкое к вертикали положение, создавая благоприятные условия для появления силы тяги.

В вертикальном положении рука оказывается согнутой в локтевом суставе до угла 100 —110°, а кисть, плечо, предплечье располагаются одной фронтальной плоскости.

Во второй половине гребка, после пересечения вертикали, скорость движения по отношению к телу пловца продолжает увеличиваться. Кисть разгибается в лучезапястном суставе, все время сохраняя вертикальное положение. После пересечения вертикали плечо обгоняет предплечье. И рука движется по направлению назад вверх. В этот момент появляется топящая гидродинамическая сила, погружающая тело вниз. Чтобы уменьшить эту силу и ее вредное влияние, предплечье и кисть постоянно стремятся сохранить вертикальное положение. При этом локоть приближается к туловищу и согнутая в локтевом суставе рука уже располагается не во фронтальной плоскости, а в продольной.

После прохождения вертикали сила тяги руки начинает; уменьшаться и с появлением плеча на поверхности воды исчезает. Поднимая локоть, пловец выводит руку из воды и маховым движением проносит ее по воздуху вперед.

Движение руки по воздуху пловцы совершают по-разному. Мужчины чаще выполняют это движение с высоко поднятым локтем, женщины-почти прямой рукой через сторону. Многие специалисты считают, что пронос с высоко поднятым локтем является предпочтительнее, так как при нем меньше инерционные силы от махового движения руки. Но пронос руки с высоким локтем вызывает увеличение угла поворота плеч, что влечет за собой поворот таза и ног пловца. А это отрицательно сказывается на скорости передвижения. После окончания проноса руки над водой кисть и предплечье занимают положение для входа в воду, и цикл повторяется.

Для кроля на груди свойственно равномерное продвижение тела вперед, что позволяет пловцу развивать высокую среднюю скорость движения. Главным фактором, обеспечивающим равномерное продвижение тела в воде, являются поочередные движения, рук. За счет большей скорости движения по воздуху рука, заканчивающая подготовительное движение, успевает развивать усилие в начальной части гребка в тот момент, когда противоположная еще не закончила гребок.

Дыхание в кроле на груди, как и в других способах плавания, трехфазное.

Пловец выполняет вдох, задерживает дыхание на вдохе, а затем делает выдох. Считается, что задержка дыхания на вдохе обеспечивает лучшее насыщение крови кислородом, так как в этот момент повышается внутрилегочное давление, способствующее увеличению диффузии кислорода через легочную мембрану в плазму крови. Частота дыхания кролиста определена темпом движения. Для вдоха пловец поворачивает голову в тот момент, когда рука, в сторону которой пловец повернул голову, закончила гребок.

Согласование движений рук и ног в кроле на груди бывает шести, четырех - и двух-ударное. В настоящее время пловцы чаще делают шесть или четыре удара ногами на два гребка руками. При начальном обучении используется только шестиударный вариант согласования, так как при этом обучающийся меньше совершает ненужных колебательных движений телом.

В шестиударном кроле гребковые движения рук и удары ногами согласуются следующим образом. В момент касания кистью правой руки воды и начала ее движения вниз, удар выполняет правая нога. Когда кисть правой руки начинает развивать усилие вниз, удар делает левая нога. В средней части гребка рукой рабочее движение совершает правая нога, и в конце гребка правой руки удар выполняет левая нога. В начале подготовительного движения руки над водой выполняет удар правая нога, и после пересечения рукой линии плеча левая нога движением вниз заканчивает цикл.

13. Анализ техники плавания брассом.

В современном брассе подготовительное движение ног выполняется сгибанием их в коленном и тазобедренном суставах. В коленях ноги сгибаются полностью, то есть до угла 45—50, в тазобедренных суставах — до 110°; В конце подготовительного движения колени находятся на расстоянии, равном ширине таза, а стопы на ширине плеч. Голеностопы полностью разогнуты, носки разведены в стороны.

Гребковое, или ударное движение ногами начинается с быстрого разгибания ног в коленных и тазобедренных суставах. Развернутые наружу стопы двигаются назад в стороны, а затем вовнутрь. Разгибание ног в коленных и тазобедренных суставах совпадает с окончанием движения ног вовнутрь Гребущими поверхностями в брассе являются внутренние поверхности стопы и голени. Ощущение давления воды на этих участках при выполнении гребка является показателем правильности движения.

В технике современного брасса чрезвычайно важная, роль принадлежит рукам. Перед началом гребка руки вытянуты вперед и находятся у поверхности воды, ладони направлены вниз. Гребковое движение начинается со сгибания кистей в лучезапястных суставах. При этом ладони поворачиваются наружу вниз. Затем руки, незначительно согнутые в локтях, двигаются в стороны и немного вниз. Ладонь занимает перпендикулярно» положение к направлению своего движения. Поскольку продвижение кистей за линию плеч не разрешено правилами соревнований, гребок руками в стороны заканчивается тогда, когда кисти достигнут их уровня. После этого кисти меняют направление своего движения, приближаясь к туловищу, при этом руки значительно сгибаются в локтях. Оказавшись под грудью, кисти, не останавливая своего движения, перемещаются вперед, и выпрямление в локтях заканчивается. После этого цикл, вновь, повторяется.

Вдох начинается в конце гребкового движения рук, в момент сближения кистей и заканчивается с началом их выведения вперед. Пауза на вдохе совпадает с выведением рук вперед, а выдох — с гребковым движением.

В брассе согласование движений рук и ног строго определенное.

Окончание удара ногами совпадает с началом гребкового движения рук. В период гребка руками плечи поднимаются вверх и оказываются выше поверхности воды на 10—20 см. Тело прогибается в пояснице, а ноги немного сгибаются в коленях. Такое положение туловища и ног позволяет занять наиболее обтекаемое положение, что дает возможность увеличить максимальную внутрицикловую скорость пловца. Сгибание ног в коленях в период гребка руками выполняется очень медленно, но уже является началом их подготовительного движения. Активная часть подготовительного движения ног совладает с началом выведения рук в исходное положение. В конце выпрямления рук в локтевых суставах начинается ударное движение ног. К концу первой трети удара ногами руки выпрямлены, плечи погружены в воду. В период гребка ногами, руки, голова и туловище спортсмена располагаются в одной горизонтальной плоскости.

14. Анализ техники плавания кролем на спине.

Работа ногами в кроле на спине имеет большее значение, чем в кроле на груди. Поэтому пловцы-спинисты, как правило, выполняют шесть ударных движений ногами на два гребка руками. В отличие от кроля на груди движения ног в кроле, на спине имеют больший размах и большее сгибание в коленных суставах. Ноги плывущего на спине работают ритмично и лишь незначительно отклоняются в своем движении от вертикальной плоскости.

Кинематика движений ног в положении на спине очень похожа на движения ног в кроле на груди. Ударная, или рабочая, фаза выполняется вверх, подготовительная — вниз. После окончания удара нога выпрямлена в коленном суставе, и стопа занимает положение у поверхности воды. Величина угла, на который согнута нога в тазобедренном суставе, зависит от погруженности таза пловца.

Подготовительное движение начинается с разгибания прямой ноги в тазобедренном суставе до такого момента, пока нога не займет горизонтальное положение. Затем разгибание в тазобедренном суставе заканчивается и сразу же начинается его сгибание. Стопа же продолжает опускаться вниз, и нога сгибается в коленном суставе. На этом заканчивается подготовка к удару.

В начальной части ударного движения бедро с нарастающей скоростью продолжает сгибаться, в тазобедренном суставе, колено при этом поднимается вверх, увлекая за cобой голень. Носок стопы, поднимаясь вверх и встречая сопротивление воды, вытягивается и поворачивается вовнутрь. Эту часть ударного движения пловцы выполняют по-разному. У людей с длинными и легкими ногами наблюдается сгибание коленного сустава, а у людей развитой мышечной силой ног изменение угла сгибания не происходит.

В заключительной части ударного движения бедро резко меняет направление, разгибаясь в тазобедренном, суставе, а стопа с нарастающей скоростью продолжает перемещаться вверх. Заканчивается движение разгибанием стопы в голеностопном суставе, при этом носок движется изнутри вверх.

Так же, как и в кроле на груди, основное тяговое усилие при плавании на спине создают руки. После окончания гребка рука проносится над водой выпрямленная в локтевом суставе и входит в воду по линии, проходящей параллельно оси тела через центр одноименного плечевого сустава. Перед входом в воду ладонь поворачивается наружу. Гребковое движение начинается со сгибания кисти в лучезапястном суставе, ладонью в направлении вниз наружу. Погрузившись на глубину 30—40 см, она движется назад и, пересекая линию плеч, приближается к поверхности воды. В этот момент рука согнута в локтевом суставе до угла 75—90° и все ее звенья располагаются в одной плоскости.

Во второй половине гребка скорость движения руки возрастает. Кисть и предплечье отстают от плеча, стараясь сохранить перпендикулярное положение по отношению к направлению движения. В конце второй половины гребка кисть, продолжая движение назад, погружается, поворачиваясь ладонью вниз вовнутрь.

Этим последним движением решается, главным образом, задача создания опоры о воду, необходимой для поддержания тела в более высоком положении. После окончания гребка выпрямленная рука поднимается из воды и принимает исходное положение к началу следующего гребка. Попеременные гребковые движения рук поддерживают непрерывное тяговое усилие и тем самым позволяют равномерно передвигать тело вперед. Создание непрерывной силы тяги в попеременных гребковых движениях становится возможным благодаря быстрому проносу руки, закончившей гребок, и началу ее следующего гребка в момент, когда противоположная рука его еще продолжает.

Дыхание в кроле на груди трехфазное: вдох через рот, задержка вдоха и энергичный выдох. Начало вдоха всегда совпадает с моментом подъема одной руки из воды и первой частью гребка другой руки. На один цикл движения рук выполняется один вдох. В отличие от других способов плавания дыхание в кроле на спине может и не быть связанным с темпом движения рук. Например, при появлении утомления пловцы – спинисты, иногда начинают чаще дышать, выполняя вдох при поднимании из воды каждой руки.

Как указывалось ранее, согласование движений рук и ног в кроле на спине чаще всего шестиударное, то есть на два гребка руками совершается шесть ударов ногами. Согласованность работы рук и ног в кроле на спине аналогична шестиударному согласованию при плавании кролем на груди. При входе в воду и начале сгибания, например, правой кисти в лучезапястном суставе ударное движение делает правая нога. При погружении кисти и предплечья удар выполняет левая нога. В середине гребка правой руки удар совершает правая нога, а в конце гребка правой руки рабочее движение выполняет противоположная, левая нога. Во время выхода правой руки из воды и ее проноса по 'воздуху ноги успевают сделать еще два ударных движения.

Шестиударное согласование обеспечивает устойчивое положение оси тела пловца, позволяет совершать ритмичные повороты плеч вокруг продольной оси тела, не вовлекая в это вращение тазобедренные суставы.

ВНИМАНИЕ! Здесь всего 20 вопросов из 40! Оставшиеся 20 вопросов вы найдете в другой статье! УДАЧИ!  1. Место и значение плавают в отечественной системе физического воспитания.-6

15. Анализ техники плавания дельфином.

Плавание способом баттерфляй характеризуется одновременными и симметричными движениями руками и ногами, а также волнообразным движением туловища. Отдельные элементы техники баттерфляй (движение руки и ноги) мало чем отличаются от техники кроля на груди.

По скорости плавания баттерфляй занимает второе место (после кроля на груди). Его значение в прикладном плавании невелико.

Баттерфляй применяется в соревнованиях по плаванию на дистанциях 100 и 200 м, в комплексном плавании на дистанциях 200 и 400 м (первый отрезок 50 или 100 м) и на третьем этапе комбинированной эстафеты 4X100 м.

При плавании баттерфляй имеется несколько вариантов согласования движений (одноударная, двух ударная и трех ударная координация). Наиболее распространенным является двух ударный вариант. Каждый цикл движений в этом варианте состоит из одного движения руками, двух ударов ногами, одного вдоха и одного выдоха.

Положение тела. При плавании дельфином тело пловца расположено на поверхности воды в вытянутом положении. Голова опущена лицом в воду. В связи с волнообразными движениями туловища и значительным колебанием в вертикальной плоскости плечевого пояса угол "атаки" изменяется на протяжении одного цикла в пределах ±20°.

Движение ногами. В способе дельфин ноги выполняют непрерывные одновременные движения сверху вниз и снизу вверх. В этих движениях активно участвует туловище пловца.

Подготовительное движение (снизу вверх). В крайнем нижнем положении обе ноги выпрямлены в коленных суставах, а стопы слегка повернуты внутрь. По отношению к туловищу ноги занимают наклонное положение (согнуты в тазобедренных суставах примерно до угла в 150- 160°), при этом верхняя часть туловища опущена в воду. Движение вверх начинается с разгибания прямых ног в тазобедренных суставах с одновременным сгибанием туловища в пояснице (назад) и опусканием таза. Примерно до горизонтального положения ноги движутся вверх прямыми, а затем сгибаются в коленных суставах, составляя угол между задней поверхностью бедра и голенью примерно 115-135°. Во время этого движения стопы поворачиваются внутрь, а колени разводятся в стороны на ширину 15-20 см. На этом подготовительное движение заканчивается.

Рабочее движение (сверху вниз) начинается с последовательного разгибания ног в коленных и голеностопных суставах (в конце движения), одновременного сгибания ног в тазобедренных суставах (вниз) и туловища в поясничной части (вверх). Затем голени и стопы быстро движутся вниз, а поясница и таз приближаются к поверхности воды. Рабочее движение считается законченным в тот момент, когда ноги полностью выпрямляются в коленных суставах.

Движения руками. При плавании баттерфляй цикл движений руками составляют следующие фазы: вход рук в воду и наплыв, опорная часть гребка, основная часть гребка, выход рук из воды, движение (пронос) рук над водой.

Вход рук в воду и наплыв. Когда движение над водой закончено, прямые, но ненапряженные руки опускаются в воду примерно на ширине плеч в такой последовательности} кисть, предплечье и плечо. Затем прямые руки начинают движение в воде в направлении вперед и вниз. Наплыв заканчивается, когда руки с поверхностью воды составляют угол в 10-20°.

Опорная часть гребка. Эта часть гребка характеризуется началом сгибания рук в локтевых и лучезапястных суставах. Руки продолжают движение вниз, при этом кисти приближаются к перпендикулярному положению по отношению к направлению движения пловца. Опорная часть гребка заканчивается, когда угол между поверхностью воды и руками 30°.

Основная часть гребка. Двигаясь вниз и назад, руки продолжают сгибаться в локтевых суставах, обеспечивая кистям поступательное движение спереди назад, при котором сила тяги становится максимальной. В этой фазе гребка угол сгибания рук в локтевых суставах составляет примерно 120-130°, а кисти выполняют движение, находясь в вертикальном положении.

Во время гребка локти движутся назад и в стороны, а кисти находятся на ширине плеч или приближаются к вертикальной плоскости, проходящей через продольную ось тела. После того как предплечья приняли вертикальное положение, руки, продолжая движение назад, выпрямляются в локтевых суставах и заканчивают основную часть гребка у бедер почти прямыми. Чтобы облегчить вынос рук из воды, надо в заключительной стадии основной части гребка выполнять движение кистями назад и несколько в стороны от туловища.

Выход рук из Воды. Из воды руки поднимаются в такой последовательности: плечи, предплечья и кисти. При этом руки слегка сгибаются в локтевых суставах.

Движение рук над водой. Почти прямые руки одновременно выполняют движение над водой через стороны, без излишнего напряжения, но с большой скоростью. Во время проноса кисти повернуты тыльной стороной к воде и только перед входом в. воду поворачиваются ладонями вниз.

Дыхание. Плечевой пояс занимает наиболее высокое положение в конце основной фазы гребка руками. В этот момент голова поднимается из воды и начинается вдох, который заканчивается в первой половине проноса рук над водой. Затем голова спускается лицом в воду, а руки заканчивают пронос. После небольшой паузы начинается выдох, который продолжается в течение остальной части цикла.

Общая координация движений. Наиболее рациональное согласование движений при плавании дельфином наблюдается при двух ударной координации. Она в большей степени обеспечивает равномерность движений пловца вперед на протяжении каждого цикла.

Согласование движений осуществляется следующим образом. В тот момент, когда вытянутые вперед прямые руки начинают наплыв (голова погружена лицом в воду), ноги производят первый удар сверху вниз, который заканчивается примерно тогда, когда руки заканчивают наплыв. Далее руки выполняют опорную и первую треть основной части гребка, а ноги поднимаются в крайнее верхнее положение. Второй удар ногами сверху вниз совпадает с выполнением руками оставшихся двух третей основной части гребка. Удар ногами заканчивается в тот момент, когда руки проходят линию таза. Во время выноса рук из воды, проноса их над водой и входа в воду ноги вторично поднимаются в крайнее верхнее положение. После этого цикл движений повторяется.

16. Анализ техники поворотов и пути ее совершенствования.

Фаза 1 — подплывание и касание стенки бассейна. Подплывать к повороту необходимо без снижения скорости. Для спортсменов высокой квалификации характерно выполнение пяти последовательных циклов движения без изменения их темпа.

Фаза 2 — вращение происходит в плотной группировке, что способствует преобразованию скорости поступательного движения во вращательное. Скорость вращения зависит от радиуса и момента вращения. Чем меньше радиус вращения, тем быстрее будет завершен поворот. Радиус вращения определяется удалением частей тела от центра массы тела. Чем плотнее группировка, тем меньшее сопротивление этому вращению оказывает вода. Важно своевременно разгруппироваться и занять исходное положение перед толчком.

Фаза 3 — толчок. Перед толчком туловище погружено под воду на глубину 0,4 —0,6 м, продольная ось туловища расположена почти горизонтально, руки вместе, голова между вытянутыми руками. Ноги согнуты, стопы на поворотной стенке. Слишком низкое (высокое) положение ног приведет при выполнении скольжения к увеличению сопротивления воды. Наибольшая сила толчка достигается при сгибании ног в коленных суставах до прямого угла.

Фаза 4 — скольжение. После выполнения толчка выпрямленные руки находятся впереди, голова находится между руками, ноги выпрямляются, пловец занимает обтекаемое положение. Длина скольжения зависит от силы, направления и быстроты толчка.

Фаза 5 — плавательные движения под водой различны для разных способов плавания, выполняются в зависимости от того, как они регламентированы правилами соревнований.

Первые плавательные движения под водой во всех способах плавания, кроме брасса, разрешается выполнять только до отметки 15 м от поворотной стенки бассейна. При плавании вольным стилем они делаются ногами или кролем, или баттерфляем, и при выходе на поверхность воды выполняются движения руками — вначале одной, а затем другой. При плавании на спине первые движения под водой выполняются ногами и туловищем способом баттерфляй. Голова пловца должна показаться на поверхности воды не далее этой отметки и после этого начинаются гребковые движения руками. Первые плавательные движения баттерфляем те же, что и на спине, только при этом пловцы могут находиться на груди или на боку, не поворачиваясь спиной вниз. При плавании брассом спортсмен может сделать под водой первый цикл движений с гребком рук до бедер, но после начала второго цикла, когда кисти рук во время гребка займут наиболее широкое положение, голова должна показаться на поверхности воды.

Фаза 6 — выход на поверхность воды и плавательные движения. Простые повороты осваиваются при начальном обучении спортивным способам плавания и представляют собой касание одной рукой при плавании кролем на груди и на спине и касание одновременно двумя руками стенки бассейна при плавании баттерфляем и брассом. Но при всех способах плавания простой поворот выполняется вращением вокруг только одной вертикальной оси, т.е. тело пловца во время выполнения всего поворота при всех способах плавания кроме способа на спине находится грудью вниз, а на спине — спиной вниз.

Если простой поворот является открытым, то в момент вращения голова пловца находится над водой и при этом появляется возможность выполнять вдох. Если простой поворот закрытый, то пловец выполняет вращение с опущенной головой без возможности сделать вдох, что позволяет делать вращение быстрее.

Упражнения для развития быстроты движений при выполнении поворотов:

1. Наплывание с максимальной скоростью на поворотный щит с акцентом на быстроте вращения.

2. Выполнение поворотов с разбега по бортику бассейна с акцентом на быстроте вращения.

3. Облегчающее лидирование, позволяющее повысить скорость подплывания к поворотному щиту с максимально быстры с вращением.

4. Лежа на спине на гимнастическом мате, вытянув руки за голову, по сигналу выполнять быстрое подтягивание коленей вверх на себя с последующим кувырком назад через голову или плечо.

5. Стоя лицом к гимнастической стенке, по сигналу имитация поворота "маятником".

6. Стоя в воде, наклонив туловище в сторону поворотного щита, по сигналу выполнять кувырок.

7. Стоя на дне, по сигналу выполнять прыжок вверх с кувырком.

8. Стоя у поворотного щита боком к нему и наклонив туловище в его сторону, по сигналу выполнять поворот с отталкиванием (упражнение применяется при плавании кролем на спине).

9. Лежа на спине, касаясь рукой поворотного щита, по сигналу выполнять быстрое вращение с отталкиванием.

ВНИМАНИЕ! Здесь всего 20 вопросов из 40! Оставшиеся 20 вопросов вы найдете в другой статье! УДАЧИ!  1. Место и значение плавают в отечественной системе физического воспитания.-7

17. Анализ техники стартовых прыжков.

Традиционный вариант старта.

В исходном положении пловца на старте ноги находятся приблизительно на ширине таза, пальцы ног захватывают передний край тумбочки, туловище наклонено вперед. Ноги согнуты в коленях, положение рук вариативно.

Выполнение старта по фазам:

1. Замах с приседом, это подготовительная фаза движения. Задача пловца в кротчайшее время вывести тело в наиболее выгодное для начала для отталкивания положение.

2. Отталкивание с махом руками - главная рабочая фаза. Мощное отталкивание происходит за счёт разгибания ног. При отрыве стоп от тумбочки голова направлена лицом вперед и чуть вниз. Тело напряжено. Во время замаха с подседом и отталкивание происходит энергичный выдох, в момент отрыва ног от тумбочки начало вдоха.

3. Полёт выполняется по оптимальной траектории, чтобы к моменту входа в воду придать телу хорошо обтекаемое положение. Во время полёта заканчивается вдох.

4.Вход в воду. Оптимальный угол входа в воду зависит от способа плавания. Угол входа в воду у пловцов вольного стиля наименьший.

5. Выход на поверхность воду осуществляется за счёт плавательных движений. Этот вариант старта больше подходит для эстафетного плавания.

Старт с захватом

В этом варианте старта пловец наклоняется вперед вниз и захватывает пальцами рук передний край тумбочки. Преимущество этого старта в более быстром прыжке со стартовой тумбочки рослее стартового выстрела.

Ошибки: не захвачен пальцами край тумбочки, расслаблено тело, голени захлёстывают к тазу.

*Старт из воды

По свистку спортсмен подходит к тумбочке. По команде спортсмен прыгает в воду, занимает место у стартового поручня исходное положение, лицом к нему. Берётся прямыми руками за поручень на ширине плеч, хватом сверху, ноги согнуты в коленях, колени между руками. Пальцы ног не торчат из воды. По команде «на старт» пловец сгибает руки, подтягивает себя к поручню и по свистку или сигналу выполняет старт.

18. Фазовая структура техники стартовых прыжков с тумбочки и из воды.

Традиционный вариант старта.

Выполнение старта по фазам:

1. Замах с приседом, это подготовительная фаза движения. Задача пловца в кротчайшее время вывести тело в наиболее выгодное для начала для отталкивания положение.

2. Отталкивание с махом руками - главная рабочая фаза. Мощное отталкивание происходит за счёт разгибания ног. При отрыве стоп от тумбочки голова направлена лицом вперед и чуть вниз. Тело напряжено. Во время замаха с подседом и отталкивание происходит энергичный выдох, в момент отрыва ног от тумбочки начало вдоха.

3. Полёт выполняется по оптимальной траектории, чтобы к моменту входа в воду придать телу хорошо обтекаемое положение. Во время полёта заканчивается вдох.

4.Вход в воду. Оптимальный угол входа в воду зависит от способа плавания. Угол входа в воду у пловцов вольного стиля наименьший.

5. Выход на поверхность воду осуществляется за счёт плавательных движений. Этот вариант старта больше подходит для эстафетного плавания.

Старт с захватом

В этом варианте старта пловец наклоняется вперед вниз и захватывает пальцами рук передний край тумбочки. Преимущество этого старта в более быстром прыжке со стартовой тумбочки рослее стартового выстрела.

Ошибки: не захвачен пальцами край тумбочки, расслаблено тело, голени захлёстывают к тазу.

*Старт из воды

По свистку спортсмен подходит к тумбочке. По команде спортсмен прыгает в воду, занимает место у стартового поручня исходное положение, лицом к нему. Берётся прямыми руками за поручень на ширине плеч, хватом сверху, ноги согнуты в коленях, колени между руками. Пальцы ног не торчат из воды. По команде «на старт» пловец сгибает руки, подтягивает себя к поручню и по свистку или сигналу выполняет старт.

19. Фазовая структура техники поворотов.

- Поворот "маятником". Этапы:

· подплывая к бортику, пловец касается его, к примеру, правой рукой;

· совершает вдох, опираясь правой рукой о стенку бассейна;

· опускает голову в воду, повернувшись налево. Сгруппировавшись, сгибает ноги в коленях. Голова находится между руками. Во вращении левая рука выполняет гребок под водой по кругу направо;

· отталкивается мощно от стенки;

· на глубине около 0,5 м происходит скольжение;

· затем пловцу нужно быть на поверхности и начинать гребки. Для этого применяют энергичные скоростные движения и руками, и ногами.

- Открытый плоский поворот при плавании кролем на груди

Пловец касается стенки бассейна несколько согнутой в локте рукой на уровне противоположного плеча. Затем он сгибает ноги (группируется) и начинает вращение в горизонтальной плоскости. Руки помогают вращению: одна отталкивается от стенки, другая подгребает. Во время вращения голова находится над поверхностью воды; пловец выполняет вдох. Вращение завершается постановкой стоп на стенку бассейна; рука, которая опиралась о стенку, отрывается от нее и направляется под водой вперед; голова и плечевой

пояс погружаются в воду. Затем руки вытягиваются вперед, кисти соединяются, голова между руками — пловец отталкивается ногами от стенки бассейна и скользит под водой в горизонтальном положении (6). Последующий выход на поверхность осуществляется за счет движений ногами кролем и гребка рукой.

- Открытый плоский поворот при плавании кролем на спине

В положении на спине пловец касается стенки бассейна рукой на уровне противоположного плеча. Затем он сгибает ноги (группируется) и начинает вращение в горизонтальной плоскости. Руки помогают вращению: одна отталкивается от стенки, другая подгребает. Во время вращения голова пловца находится над поверхностью воды; он выполняет вдох. Вращение завершается постановкой стоп на стенку бассейна. Затем пловец погружает плечевой пояс и голову в воду, одновременно вытягивая руки под водой вперед, и начинает отталкивание. После этого пловец скользит под водой на спине в хорошо вытянутом горизонтальном положении. Последующий выход на поверхность осуществляется за счет движений ногами кролем на спине и гребка рукой.

20. Классификация плавания.

ВНИМАНИЕ! Здесь всего 20 вопросов из 40! Оставшиеся 20 вопросов вы найдете в другой статье! УДАЧИ!  1. Место и значение плавают в отечественной системе физического воспитания.-8

Спортивное

Игровое

Прикладное

Синхронное

Кроль на груди

Кроль на спине

Брасс

Баттерфляй

Комплексное плавание

Эстафеты

Игры на воде

Развлечения в воде

Спасение тонущих

Ныряние

Переправы

Проплывание по естественным водоёмам

Сольное

Групповое

Спортивное плавание содержит различного рода соревнования по видам спорта и дистанциям, определенным специальными правилами. Соревнования проводятся в бассейнах стандартных размеров. Длина дорожки 25 и 50м, на дистанции от 50м-1500м, а также на открытой воде в виде заплывов на различное расстояние. В соревнованиях применяются спортивные способы плавания, которые помогают развивать скорость, более высокую, чем при использовании самобытных способов плавания.

В комплексном плавании (200, 400м) пловец использует 4 способа плавания: баттерфляй, спина, брасс, кроль (в/с), которые последовательно сменяются на каждом отрезке, составляющем ¼ часть дистанции

В эстафетном плавании (4x100м, 4x200м к/п) участвуют 4 пловца, каждый из которых проплывает одинаковый отрезок применяя на своем этапе определенный способ плавания (Спина, брасс, баттерфляй, кроль-вольный стиль). В эстафетном плавании (4x50м, 4x100м, 4x200м) участники все плывут в/с, так же участвуют 4 пловца.

Игровое плавание содержит развлечения в воде, разнообразные подвижные игры. Такое плавание используется главным образом при обучении и тренировке юных пловцов. Роль подвижных игр на занятиях посвящается освоению детьми водной среды и при начальном обучении плаванию. Игры у детей вызывают большие эмоции.

Прикладное плавание спасение тонущих, ныряние на глубину, в длину, преодоление водных преград. При спасении тонущего надо уметь быстро подплыть к нему, освободиться от захватов, правильно транспортировать и оказать первую помощь после извлечения пострадавшего из воды. Ныряние, то есть плавание под водой используется при спасении тонущих, в различных производственных процессах, связанных с водной средой, а также в военном деле. Преодоление водных преград изучают по специальным программ в институтах и академиях физической культуры в армии и флоте.

Синхронное плавание (художественное, фигурное) представляет собой различные комплексы движений, составленные из элементов хореографии с использованием акробатических и гимнастических комбинаций для построения различных фигур в воде.

В классификацию также можно включить:

· Оздоровительное плавание (лечебное)

· Массовое (пляжи) плавание

· Виды спорта, в которое входит плавание (водное поло, летний полиатлон).

ДРУГИЕ ОТВЕТЫ С СЛЕДУЮЩЕЙ СТАТЬЕ!)

ПОСТАВЬ ЛАЙК ЗА МОИ СТАРАНИЯ!