30 подписчиков

Школа знаний не дает. Так ли это? (педагог со стажем размышляет)

153 прочитали

Привет, друзья!

Уже давно в обществе существует тенденция перевода ребенка из одной школы в другую, потому что прежняя школа слабая, а та, в которую переходит ребенок, сильная. Получается неприглядный портрет школы, о которой говорят только отрицательное. Постепенно сформируется вывод, что любящий своих детей родитель в такую школу учиться их не отдаст.

Чему учат в школе?
Чему учат в школе?

Что понимается под термином "слабая" школа?

За далеко не маленький стаж педагогической деятельности подобные явления приходилось наблюдать не раз, не два и даже не три. Причем в школах не только одного города или села, но и в разных регионах.

Самая распространенная причина, по моим наблюдениям, - необъективный, однобокий взгляд на школу. Всем родителям (а учителя тоже родители) свойственно больше верить своему ребенку. У него в большинстве "3", но причина в том, что учителя непонятно объясняют, скучные; сами не знают, о чем говорят; предвзятое отношение: учитель гнобит, только его, ученика, и видит, и так далее.

Предвзятое отношение
Предвзятое отношение

Ради справедливости надо сказать, что эти проблемы есть. Но ярлык вешают на всю школу. И заметьте: жалуются те, кто плохо учился, за исключением совсем уже нерадивых школьников. И вот в руках аттестат со средним баллом "3", в душе обида и ясное оправдание столь скромного результата: школа знаний не дает.

Если говорить об оценивании школы определенными надзорными органами по результатам той же ВПР, то думаю, что большинство коллег согласятся: одни лишь голые цифры не способны дать полную объективную картину образовательной деятельности.

Татьяна Николаевна работает в классе, в котором из 19 человек только 3 ребенка проживают в полной благополучной семье. Все остальные - в неполных или проблемных семьях. Родители разводятся, с кем-то сходятся, глушат проблемы в вине, устраивают личную жизнь и тому подобное. В иной семье дети сами топят печь, носят воду и готовят ужин, потому что мама на два - три дня уехала в город.

Результаты в этом классе аховые. А ведь ученики, как видите, не виноваты. Их детские головы заняты другими проблемами. Но кого это волнует? Какие надзорные органы будут вообще задавать себе эти вопросы? Цифры - вот показатели. Кто виноват - судить не нам.

Как выглядит типичная история перевода в "сильную" школу?

Приведу несколько примеров из реальных историй.

Что бы попасть в первую тройку, нужно трудиться
Что бы попасть в первую тройку, нужно трудиться

Ситуация 1: Хочу перевести дочь в гимназию. Наша школа очень слабая и знаний не дает.

Итог: Дочь перешла после 6 класса, с 9 по 11 класс занималась с репетиторами. Средний балл ЕГЭ - 53.

Ситуация 2: Мой сын будет учиться в городской школе. Неужели я не смогу дать своему ребенку достойное образование?

Итог: сын учился в математической школе, в 9 классе ОГЭ сдал на "3", в 10 класс родители перевели его в родную школу, которую окончили сами: в ту саму, недостойную. Средний балл ЕГЭ - 50.

Ситуация 3: До каких пор в нашей школе будут работать пенсионеры? Они знаний не дают. Хватит терпеть - мы переводим дочь в лицей после 7 класса.

Итог: средний балл ЕГЭ - 56.

В связи с переездом в город мы перевели сына в элитную городскую гимназию. С 9 по 11 класс он занимался у репетиторов, которых мы выбирали по рекомендациям. Средний балл ЕГЭ - 60.

Это далеко не всё, что можно привести в пример. Но что скажут сильные ученики тех самых слабых школ?

О чем говорят "сильные" выпускники "слабых школ?

Родители Ирины не стали ломать голову, в какую школу пойдет их дочь. Они отдали ее в ту, которая находится в их микрорайоне, в школу №2. "Слушайте, - говорили друзья и знакомые, - это же слабая школа. Пусть бы лучше ездила на автобусе, зато училась бы в хорошей".

Но они остались при своем решении. После работы мама помогала дочери в выполнении домашних работ, приучала ее к усидчивости и аккуратности, воспитывала ответственность за состояние школьных дел. На родительские собрания родители по возможности старались ходить вместе, после собрания обсуждали с дочерью замечания учителей, если таковые были. Одним словом, живо интересовались школьной жизнью ребенка. Вместе с ней в этом же классе училась ее подруга. Обе девочки окончили основную школу на аттестат с отличием.

Учиться, учиться и еще раз учиться
Учиться, учиться и еще раз учиться

Однако в сентябре единственный старший класс школы (она считалась основной, так как после 9 класса выпускники обычно уходили) расформировали по причине недостаточного количества учащихся. Родители обеих девушек перевели их в ближайшую школу №3, которая в рейтинге стояла чуть выше, чем №2.

Вскоре учителя этой школы открыто восхищались вновь прибывшими ученицами и в то же время удивлялись, что из школы №2 пришли такие сильные девочки (не забывайте, что у них самих рейтинг был так себе). Итог: девушки окончили школу на золотую медаль, а через 4 года обе окончили университет с тем же результатом.

В чем формула успеха "сильного" ученика?

По моему мнению, в его готовности учиться, в осознанном отношении к результатам учебы. Думаю, каждый из вас может вспомнить массу примеров, когда самые обыкновенные школы выпускали талантливых людей, когда самые обыкновенные люди добивались успехов своим упорным трудом.

Школа обязательно даёт знания тем, кто хочет их получить.

Ставьте лайк, если понравилась статья. Подписывайтесь на наш канал.