2 подписчика

Тайны Пандоры: история создания фильма «Аватар»

«Аватар» является наиболее успешным кинофильмом в мире, и каждый, кто смотрел его в кинотеатре (лично я смотрел его трижды: в 2D, в 3D и IMAX 3D), смог оценить массу достоинств, которыми он обладает.

«Аватар» является наиболее успешным кинофильмом в мире, и каждый, кто смотрел его в кинотеатре (лично я смотрел его трижды: в 2D, в 3D и IMAX 3D), смог оценить массу достоинств, которыми он обладает. Немыслимый дизайн, блистательная постановка, уникальные по своему размаху спецэффекты (графика в целом и лучшая реализация воды в частности — по версии CGI-специалистов из Corridor Digital) сделали «Аватар» грандиозным явлением в мире кинематографа. Многие зрители связывают кассовый успех фильма с запредельным уровнем графики и 3D эффектом, а некоторые прямо кивают на то, что сюжет «Аватара» слизан с «Покахонтас». Отчасти, это правда. Но только отчасти. Дьявол, как известно, кроется в деталях. И если не знать о них, то может показаться, что у фильма за графикой и 3D эффектом ничего нет. Однако, это не так. Кэмерон и его команда проделали поистине титаническую работу. Но прежде чем перейти к деталям, давайте кратко проследим историю зарождения самой идеи фильма, который, в последствии, соберет немыслимую на тот момент кассу, получит три премии «Оскар» из девяти номинаций и запомнится зрителям по всему миру.

Джеймс Кэмерон вырос в Канаде, и много времени проводил в лесу, наблюдая за природой и обитателями леса. Он, по его собственному признанию, «ловил там все что движется». Пойманную живность юный Джеймс приносил домой, и держал там (иногда к большому неудовольствию родителей). Лягушки, змеи и разнообразные земноводные постоянно жили в импровизированном зверинце в комнате Джеймса, и он буквально вырос с чувством восхищения природой и ее совершенством.

При этом с самых ранних лет Джеймс взахлеб читал фантастическую литературу — Берроуза, Хаггарда — и неустанно рисовал к ней сотни красочных иллюстраций. Будучи уникально одаренным от природы человеком с великолепно развитым воображением, Джеймс еще в детстве начал придумывать несуществующие миры, населенные диковинными существами. Миры, совершенно не похожие на наш земной мир.

Джеймс рисовал эскизы с изображением инопланетных животных и разумных существ, еще когда не начал ходить в школу. Так что «Аватар» стал просто своеобразным итогом всех этих фантазий на тему других планет.

«Этот фильм существовал в моей голове всю мою жизнь в той или иной форме. Я начал записывать его фрагменты еще когда работал над трехмерным роликом «Терминатор 2 3D» — я стоял во главе большой компании спецэффектов, и хотел раздвинуть рамки возможного. Продвинуться так далеко, чтобы никто не мог сравниться с нами. Я добился этого с «Аватаром» — в том, что касается производства, это самый высокотехнологичный фильм среди всех существующих, он просто пришелец из будущего.»
«Аватар» является наиболее успешным кинофильмом в мире, и каждый, кто смотрел его в кинотеатре (лично я смотрел его трижды: в 2D, в 3D и IMAX 3D), смог оценить массу достоинств, которыми он обладает.-2

История производства «Аватара» началась еще на съемках «Титаника» в середине девяностых. Кэмерон работал над картиной совместно со своим другом, продюсером Джоном Ландау. И он дал Джону прочесть написанный в 1994-м 80-страничный сценарий к научно-фантастическому фильму, повествующему о конфликте инопланетного дикарского племени и человеческой цивилизации на планете Пандора. Джон был поражен качеством проработки сценария и назвал его даже не сценарием, а «романом в диалогах на прекрасной планете». К слову, до выхода мультфильма «Покахонтас» от студии Уолта Диснея оставался еще целый год…

В 1996 году на вопрос «Мы можем снять »Аватар« именно вот так?», Кэмерон получил от киностудий простой и краткий ответ: «Нет». Они не могли сделать это. Никто не мог. «Аватар», каким его задумал Кэмерон, не мог быть снят в девяностые годы. Время его не пришло. Заявления Кэмерона о скором выходе фильма стоимостью 100 миллионов долларов, с графикой от Digital Domain, сделанные им в августе 96-го, оказались скоропалительными… Кэмерону пришлось отступить.

Вместо создания нового мира Кэмерон погрузился в пучины вод. Его всегда интересовал океан — именно благодаря любви к глубоководным погружениям в свое время режиссер снял «Бездну». Теперь, в 2000-х, при помощи русских ученых и судна «Академик Мстислав Келдыш», Кэмерон совершил последовательно шесть подводных экспедиций, результатом которых стали его документальные телефильмы для канала Discovery: «Экспедиция: Бисмарк» (2002) о потопленном фашистском военном корабле, «Призраки бездны: Титаник» (2003) о подлинной истории гибели знаменитого лайнера, и «Чужие из бездны» (2005) — фильм о необычных морских существах, живущих на большой глубине. Последняя экспедиция завершилась летом 2005 года — только тогда Кэмерон и Ландау запустили грандиозный проект под названием «Аватар».

В 2001 году, еще перед серией погружений, Кэмерон и Ландау работали над экранизацией романа писательницы Патрисии Энтони под названием «Братец Термит». Роман рассказывал об инопланетянах, прилетевших на Землю, и в фильме должны были появиться нарисованные на компьютере инопланетные существа, которые в реальном времени общались с людьми. Этот фильм так и не вышел на киноэкраны — работу над ним было решено прекратить. Но именно тогда была опробована та самая технология, которая вдохнет жизнь в нарисованных героев «Аватара» — способ переноса на анимированного персонажа реальных человеческих эмоций, при помощи особой программы «снятых» с лица актера. Видеокамера отслеживала перемещение точек, нанесенных на лицо человека, и наделяла его мимикой лицо нарисованного пришельца. «Братец Термит» ярко продемонстрировал возможности этой технологии — инопланетянин в кадре казался настоящим и был очень реалистичен.

В начале 2005-го года Кэмерон собрал команду специалистов, призванную исследовать возможности кинопроизводства применительно к сценарию, придуманному Джеймсом. Нужно было определить предел возможностей студий, выяснить, есть ли возможность снять такой фильм, который задумал режиссер. Прежде всего исследование касалось применения уже много лет известной технологии motion capture («захват движения» или перенос на нарисованного персонажа всех движений живого актера). На сей раз это касалось не только движений тела, но и мимики, причем ее мельчайших нюансов. Кэмерон был абсолютно бескомпромиссным: если бы специалисты по спецэффектам не оправдали его ожиданий, он запросто мог вновь отложить проект.

Мы нарисуем новый, дивный мир

В феврале 2005-го было принято предварительное решение о начале производства картины. К работе приступили две раздельные группы специалистов. Техническую сторону проекта обеспечивала команда Гленна Дерри со студии Стэна Уинстона и Роберта Легато, ставившего спецэффекты для таких фильмов, как «Титаник», «Армагеддон» и «Авиатор». Вторая группа состояла из блестящих художников, которые должны были под руководством Кэмерона создать и проработать в мельчайших деталях природу целой планеты. Джеймс пригласил лучших художников, каких только смог найти. Их портфолио были превосходны. В мае 2005 года они приехали к Кэмерону домой в Малибу, и там, на кухне, они начали работу по созданию мира Пандоры.

Была проделана колоссальная работа. Джеймс ставил перед художниками задачи, а те создавали огромное количество детально проработанных эскизов — сотни и сотни рисунков, которые режиссер просматривал, отбирая те, что наиболее точно отражали его представления о том, как должно выглядеть то или иное существо.

Важной частью фильма была сцена бегства главного героя от самого страшного хищника Пандоры — Танатора. Кэмерон описывал его, как «шестиногую гигантскую пантеру из ада». Художники старались перещеголять друг друга, создавая все новые и новые образы опасного убийцы из джунглей. В результате получилось нечто, довольно точно соответствующее сценарию десятилетней давности.

«Аватар» является наиболее успешным кинофильмом в мире, и каждый, кто смотрел его в кинотеатре (лично я смотрел его трижды: в 2D, в 3D и IMAX 3D), смог оценить массу достоинств, которыми он обладает.-3
«На На’Ви ушло много времени, но синий цвет их кожи никогда не ставился под сомнение. Я с самого начала считал, что синяя кожа лучше всего подходит инопланетным существам, и выглядит красиво.»

Первые эскизы художников показывают, что они начали не с кошек, а с амфибий и рептилий. Так что у На’Ви на головах красовались разнообразные гребни, а ушей и вовсе не было. Тогда же прошли через этап типично «инопланетного» облика — с раскосыми огромными глазами и куполовидными головами. Но все эти варианты не были привлекательными с человеческой точки зрения, что совершенно не годилось для любовной истории.

Для создания чувства сопереживания нужно было сделать На’Ви симпатичными, но пройдя через множество вариантов художники пришли просто к людям с синей кожей, что, опять же, было не то. Нужно было найти способ уйти от типично человеческого облика, и при этом сохранить красоту этих существ. И это получилось.

Тестовая съёмка и реквизит

Работа с актерами началась с тестовой съемки. Студия Fox выделила Кэмерону 10 миллионов долларов для изготовления ролика, который дал бы возможность понять, как будет выглядеть будущий фильм. 30 августа 2005 года Кэмероном был снят материал для 37-секундного эпизода с актерами второго эшелона, специально приглашенными для создания пробной сцены. Это был момент первой встречи Джейка с Нейтири. Джейка играл Дэниел Бесс, Нейтири — Юнджин Ким. У Нейтири в результате получились несколько азиатские черты лица.

«Нужно было выяснить, будет ли это просто (конечно же, оказалось, что это сложно), сколько времени это займет, и сколько это будет нам стоить. Но в том, что это будет сделано как надо, мы не сомневались ни на секунду».

Ролик был готов в феврале 2006 года. Отладив при его помощи производственный процесс, Кэмерон мог приступать к основным съемкам. Работа шла одновременно в Лос-Анджелесе, Калифорния, и в Новой Зеландии, Веллингтон, где располагалась студия Питера Джексона «WETA Workshop», которая должна была изготовить декорации к фильму.

«Аватар» является наиболее успешным кинофильмом в мире, и каждый, кто смотрел его в кинотеатре (лично я смотрел его трижды: в 2D, в 3D и IMAX 3D), смог оценить массу достоинств, которыми он обладает.-4

Джеймс Кэмерон контролировал производство вплоть до мелочей. Он лично выбирал сбрую для Банши, он руководил примеркой набедренных повязок на манекенщиков (которых перед этим не поленились покрасить в синий цвет), режиссер уделял самое пристальное внимание даже тем деталям, которые вообще не попали в финальную версию картины.

Летом 2006 года процесс создания фильма достиг той стадии, когда начиналась работа с живыми актерами. И огромной удачей для проекта стали его главные звезды — англичанин Сэм Уортингтон, выросший в Австралии, и американка Зои Салдана. Они были выбраны из нескольких сотен претендентов — в том числе куда более «звездных».

Сам актер признавался, что избавиться от австралийского акцента для него было труднее, чем научиться говорить на туземном языке. Но усилия того стоили: роль Джейка Салли стала для Сэма прорывом и огромной удачей — до «Аватара» он был практически неизвестен и нуждался в деньгах, а после успеха фильма в одночасье стал миллионером и суперзвездой.

«Во время всех этих прослушиваний — сначала с директором по кастингу, потом с продюсером, потом с самим Кэмероном — меня не покидало ощущение, что я бесконечно далека от того, чтобы получить эту роль. Я просто умирала от желания попасть в фильм… Мне стоило немалых усилий перестать бояться, что я потерплю неудачу, и сосредоточиться на игре.»
Зои Салдана
актриса, исполнительница роли Нейтири

Для создания языка На’Ви Кэмерон пригласил профессионального лингвиста, профессора Пола Фроммера из Университета Южной Калифорнии. Именно Фроммер предложил создать вымышленный язык, а не просто сымитировать неземное наречие — изначальной идеей было всего лишь придумать несколько десятков естественно звучащих фраз. Сперва Кэмерон дал лингвисту несколько слов из полинезийского языка, чтобы у того появилось представление о характере наречия, на котором говорят На’Ви.

Студийные съемки

Весной 2007 года Кэмерон приступил к основным студийным съемкам «нарисованной» части фильма «Аватар». С момента начала работы над проектом прошло уже почти два года. Для съемок «захвата движения» переоборудовали самолетостроительный ангар, арендованный киностудией у компании «Хьюз Эйркрафт» в Плая Виста, неподалеку от Лос-Анджелеса.

За эти два года система «захвата лица», успешно зарекомендовавшая себя еще с «Братцем Термитом», была дополнительно усовершенствована, так что выражение лиц актеров идеально точно переносилось на лица нарисованных персонажей. Само оборудование, позволяющее считывать мельчайшие движения человеческого тела, было беспрецедентно легким, чтобы не мешать актерам играть свои роли.

Теперь актерам предстояло применить на практике все то, чему они научились во время нелегких тренировок: двигаться как На’Ви, сражаться, скакать на лошадях (на них тоже были нанесены метки, которые считывал компьютер), причем у них не было права на ошибку: в каждой сцене каждого актера снимала вспомогательная камера, данные с которой специалисты «WETA» позднее должны были использовать при создании компьютерной графики. Таким образом даже мельчайшие движения фиксировались точнейшей аппаратурой, чтобы впоследствии быть тщательно обработанными.

Технология motion capture, использованная в фильме, позволяла создавать виртуальную реальность во всем своем разнообразии. Так, сцены воздушных боев тоже были сделаны по этой технологии в том же самом ангаре: были сделаны проволочные модели летательных аппаратов с укрепленными на них датчиками, точно такими же, как на телах актеров — и их движения, будучи считанными, переносились на математические модели вертолетов. Режиссер и его ассистенты, бегающие по студии с этими моделями в руках, были похожи на детей, играющих в самолетики.

Как это часто бывает, в успехе не было стопроцентной уверенности. Летом 2009 в интернете появились первые двухминутные трейлеры, которые получили неожиданно смешанные отзывы — одни люди были в восторге, другие гневно восклицали — «Что это за смурфики с хвостами?», и предрекали провал. Для разогрева интереса к картине Кэмерон организовал 21 августа «день Аватара» — бесплатный просмотр 15-минутного отрывка из фильма (сцена первого полета Джейка на Банши) в кинотеатрах нескольких стран мира.

Премьера в Лондоне, 10 декабря, 2009 год. Реакция неописуемая, фантастическая. Это оказалось неожиданным даже для самых безудержных оптимистов. «Аватар» стал первым в истории фильмом, собравшим больше двух миллиардов, и самым кассовым фильмом в мире (до прихода фильма «Мстители. Финал») — сборы составили $2 млрд 789 млн. На церемонии вручения Оскаров в 2010 году фильм получил девять номинаций на высшую кинонаграду, и вполне закономерно получил Оскара за спецэффекты, самые потрясающие среди всех, что когда-либо видел зритель. Кроме того, Оскар достался оператору фильма Мауро Фиоре, а также команде художников — за лучшее оформление.

Перед премьерой Кэмерон обмолвился, что если фильм «станет коммерчески успешным», то будут сняты вторая и третья части. Что же, он стал «коммерчески успешным». На данный момент, планируется целых четыре части «Аватара», с примерным бюджетом в 1 миллиард долларов. Съемка второй и третьей частей идут параллельно, с применением новейших технологий (захват движений лица/тела под водой, использование проводной системы расширения камер Sony venice, съёмка в 4K, HDR и HFR для 3D сцен). Также Lightstorm Entertainment (компания Джеймса Кэмерона) тесно сотрудничает с Christie Digital (разработчик DLP и ЖК-проекторов) для создания RGB-лазерной проекционной системы (яркость на уровне 60 тысяч люмен), способной транслировать 3D изображение, для просмотра которого не нужны специальные 3D очки.

«Аватар» является наиболее успешным кинофильмом в мире, и каждый, кто смотрел его в кинотеатре (лично я смотрел его трижды: в 2D, в 3D и IMAX 3D), смог оценить массу достоинств, которыми он обладает.-5

Многие наверняка думают, что невозможно повторить успех первой части спустя 11 лет (не говоря уже о том, чтобы её превзойти). Что перфекционизма Кэмерона, нового подводного сюжета и уникальных технологий вкупе с передовой графикой уже не хватит для того, чтобы впечатлить людей так, как это сделал Джеймс с первой частью. Что сейчас рулят «паровозные» комикс-франшизы, а семейные истории про природу и синих человечков уже никому не интересны. Что же, время покажет. Нам остается только ждать. «Аватар 2» должен выйти в прокат 17 декабря 2021-го года.