ЭКЗАМЕН ПО БАСКЕТБОЛУ. Вопросы 1 часть : 1-26. КГУ ФФК Кострома.

  1.Классификация техники в баскетболе. Техника игры - совокупность игровых приемов и способов их выполнения, позволяющих наиболее успешно решать конкретные задачи спортивного противоборства.

1.Классификация техники в баскетболе.

Техника игры - совокупность игровых приемов и способов их выполнения, позволяющих наиболее успешно решать конкретные задачи спортивного противоборства.

Прием техники обозначает систему движений, сходных по структуре и направленных на решение однотиповой игровой задачи. Например, с помощью броска решается задача забросить мяч в корзину соперника.

Техника игрового приема — это наиболее эффективное, оправданное с позиции биомеханики использование данного игрового действия, дающее наилучший практический результат.

2. Общая характеристика методики обучения в баскетболе.

-словесные

1.Рассказ – короткое повествование о технико-тактических приемах, взаимодействиях, способах их применения

2.Объяснение – раскрывает содержание, форму и структуру

3. Команды и распоряжения используются для оперативного…

4.Задания – форма постановки индивидуальной или коллективной задачи для выполнения упражнения

5. Указания – направление на внесение коррективов в действия учеников во время выполнения упражнения

6.Беседа – диалог между преподавателем и учеником.

7. Разбор – осуществляется после завершения упражнения, анализ

-наглядные

1.Показ элемента или упражнения учителем

2.Демонстрация кино и видеоматериалов

-практические

1.Базируются на двигательной деятельности занимающихся

2. Упражнения предполагают многократное повторение движения для овладения приема

Использование подводящих упражнений

-имитация отдельных фаз движения с мячом или без него

-фиксация положения звеньев тела в ключевые моменты

-создание условий принудительного ограничения амплитуды и ограничения движений

-временное выключение с целостного движения отдельных звеньев тела

-к выполнению приема мы переходим только после освоения баз

1. от действий без мяча мы переходим к действиям с мячом

2. от статических упражнений переходим к динамическим

3. от единичного повторения к многократному

4. от многократного повторения в облегченные условия к ситуативному в игровых условиях

Метод сопряженного воздействия – когда одновременно в процессе освоения приема развиваются физические качества.

Игровой метод предусматривает выполнение двигательных действий в условиях регламентированных установленными правилами игры

Соревновательный – основу составляет соревновательная деятельность

-уменьшение или увеличение площади взаимодействия занимающихся

- уменьшение или увеличение количества игроков

-введение в ходе выполнения упражнения дополнительной специфической информации

-наложение ограничений на выполнение игровых действий

-усложнение восприятия игровых ситуаций

-усложнение или упрощение условий выполнения игровых приемов

-игра с дендинапом

Методы организации занимающихся

-фронтальный

-поточный

-проходной

-групповой

-круговой

-индивидуальных заданий

3. Общая характеристика баскетбола как вида спорта.

  1.Классификация техники в баскетболе. Техника игры - совокупность игровых приемов и способов их выполнения, позволяющих наиболее успешно решать конкретные задачи спортивного противоборства.-2

Игра получила свое название от английских слов «баскет» – корзина и «бол» – мяч. Две команды по 5 человек при условии соблюдения правил стремятся с помощью передач и маневрирования по площадке забросить мяч в корзину соперника, защищая его от бросков в свою корзину.

За попадание мяча в корзину засчитываются очки. За удачный бросок в корзину во время игры команда получает 2 очка, а за удачный бросок выполненный из-за линии трехочковой зоны – 3 очка. За удачный штрафной бросок – 1 очко. Команда, набравшая наибольшее количество очков, считается победителем. При ничейном результате командам предоставляется дополнительное время для выявления победителя.

Во всех классах баскетбольные матчи длятся 4 тайма по 10 минут чистого.

Баскетбол является Олимпийским видом спорта для мужчин и с 1976 г. для женщин.

Баскетболист имеет право передвигаться с мячом на площадке, непременно ударяя им об пол. Если же он не выпускает мяч из рук, то тогда он имеет право сделать не больше двух шагов. После остановки спортсмен уже не может снова начинать движение с мячом: мяч следует отдать партнерам или сделать бросок по кольцу.

В современном баскетболе существует и правило 30 секунд. Только в течение этого времени команда имеет право владеть мячом, и если бросок не сделан, то арбитры отдают мяч соперникам. Это правило увеличило темп игры в баскетбол.

Еще к правилам времени относится правило 3-х секунд. Нападающий не может находиться в области штрафного броска соперника более 3-х секунд.

Действия каждого игрока команды имеют конкретную направленность, соответственно которой баскетболистов различают по амплуа:

а) центровой игрок - должен быть высокого роста, атлетического телосложения, обладать отличной выносливостью и прыгучестью;

б) крайний нападающий - это прежде всего высокий рост, быстрота и прыгучесть, хорошо развитое чувство времени и пространства, снайперские способности, умение оценить игровую обстановку и атаковать смело и решительно.

в) защитник должен быть максимально быстрым, подвижным и выносливым, рассудительным и внимательным.

4. Характеристика и анализ техники передач, выполняемых на месте.

Передача мяча − прием, с помощью которого игрок направляет мяч партнеру для начала, продолжения или завершения атаки.

Способ их выполнения зависит от той или иной игровой ситуации, расстояния, на которое нужно послать мяч, расположения или направления движения партнера, характера и способов противодействия соперников.

Передача мяча двумя руками от груди – основной способ, позволяющий быстро и точно направить мяч партнеру на близкое или среднее расстояние в сравнительно простой игровой обстановке, без плотной опеки соперника.

Кисти с широко расставленными пальцами свободно охватывают мяч, удерживаемый на уровне пояса, локти опущены. Кругообразным движением (вперед – вниз – к себе) мяч подтягивают к груди и посылают вперед резким выпрямлением рук почти до отказа, дополняя его хлестообразным движением кистей, придающим мячу обратное вращение.

Передачи мяча двумя руками сверху чаще всего используются игроками в позиционном нападении на средние и дальние расстояния при плотной опеке соперника.

Техника приема сходна с техникой передачи мяча двумя руками сверху, а при передаче на дальнее расстояние напоминает по своей структуре легкоатлетическое метание гранаты или копья.

Передача одной рукой от плеча позволяет точно послать мяч партнеру как на близкое, так и на значительное расстояние.

Стойка игрока, владеющего мячом, нога, одноименная с передающей рукой, выставлена вперед. При передаче на большое расстояние вперед выставляется разноименная нога. За счет сгибания рук мяч подносится к плечу. При передаче на большое расстояние одновременно с замахом рукой в сторону мяча поворачивается туловище. Быстрое разгибание верхних и нижних конечностей сопровождается последовательным переносом массы тела на впередистоящую ногу. Окончательное направление и ускорение мячу сообщается хлестким движением кисти.

Передача одной рукой снизу выполняется на близкое и среднее расстояние в тех ситуациях, когда соперник усиленно старается перехватить верхнюю передачу.

Скрытая передача мяча за спиной. Основные движения − это мах слегка согнутой рукой с мячом назад за спину с последующим захлестывающим движением кистью, определяющим направление и силу передачи.

5. Характеристика и анализ техники передач, выполняемых в движении.

В игровых условиях передачи мяча в движении позволяют развивать атаку, не снижая ее скорости и темпа, и могут выполняться при параллельном движении игроков и движении навстречу друг другу.

Передача мяча в движении в одном направлении между двумя или несколькими игроками по характеру работы верхних и нижних конечностей в основной фазе ничем не отличается от аналогичных способов передач на месте.

В подготовительной фазе баскетболист ловит мяч одной или двумя руками на удлиненном шаге одноименной ноги, поворачивая при этом туловище по направлению движения. На втором шаге мяч выносится для непосредственного выполнения передачи избранным способом.

В основой фазе, начинающейся с момента постановки ноги на втором шаге и начала выполнения очередного шага, игрок выполняет передачу находящемуся впереди сбоку партнеру.

Встречная передача мяча в движении в игре используется в процессе взаимодействия нападающих при организации, развитии и завершении атаки. В процессе выполнения этой передачи необходимо, кроме выбора способа передачи, учитывать расстояние до игрока, которому выполняется передача, скорость, с которой он перемещается, и скорость перемещения самого передающего мяч.

6.Броски мяча в движении, методика обучения приему.

  1.Классификация техники в баскетболе. Техника игры - совокупность игровых приемов и способов их выполнения, позволяющих наиболее успешно решать конкретные задачи спортивного противоборства.-3

Процесс обучения передачам мяча в движении напрямую направлен на обучение занимающихся двухшажному ритму владения мячом, встречающемуся не только в передачах, но и в бросках в движении. Первые упражнения по обучению передачам в движении должны выполняться с применением перемещения приставными шагами правым или левым боком вперед. Давая задание на передачи в парах в параллельном движении приставными шагами на средней дистанции, преподаватель акцентирует задание: ловля и передача должны выполняться на одном приставном шаге. Далее применяются упражнения, усложняющие задание, но с обязательным выполнением следующих требований: четко соблюдать двухшажный ритм владения мячом при выполнении ловли и передачи мяча в движении; в процессе выполнения упражнений систематически менять позиции занимающихся по отношению друг к другу с целью выработки двухшажного ритма под начальный шаг любой ногой; пресекать попытки выполнения прыжка в момент ловли мяча при гладком беге.

Рекомендуются следующие упражнения:

1. Выполнение передач в парах на расстоянии 3 − 4 м в параллельном движении приставными шагами. Первая передача выполняется с места начавшему движение партнеру.

2. То же, но ловля и передача выполняются в приставном шаге, а перемещение без мяча − гладким бегом.

3. То же, но все упражнение выполняется в гладком беге, при этом, если часть занимающихся выполняет упражнение с пробежкой, необходимо вернуться к упр. 2, с концентрацией внимания отстающих на двухшажном ритме выполнения ловли и передачи.

4. Передача в парах в движении: один игрок перемещается спиной вперед, другой − лицом к нему на расстоянии 4 − 5 м.

5. Передачи в парах, тройках, четверках с перемещением в одном направлении с изменением дистанции передач, скорости передвижения и порядка выполнения передач от одного игрока другому.

6. Выполнение передач во встречном движении в колоннах на дистанции 4 − 5 м с постепенным сокращением расстояния и выполнением передач с отскоком от площадки и из рук в руки.

7. Бросок мяча с места, методика обучения приему.

1. Имитация изучаемого способа броска без мяча по разделениям в сочетании с воспроизведением элементов техники в обратной последовательности.

2. Воспроизведение завершающего момента выпуска мяча: перекатывание мяча на тыльную поверхность кистей обеих рук или кисти рабочей руки.

3. Многократное выполнение выпуска мяча вверх над собой из различных и. п.: стоя в стойке нападающего, сидя на стуле или на полу, стоя на коленях, лежа на спине, акцентируя полное выпрямление бросающей руки и завершающее движение кисти.

4. Выполнение передачи-броска изучаемым способом по средней и высокой траекториям на ориентир: поднятые вверх руки партнера, цель на стене, горизонтально натянутый шнур и т. п.

5. Выполнение изучаемого способа броска в корзину с близкой дистанции под углом 30 − 45° к щиту: бросок с отскоком от щита.

6. То же, но располагаясь прямо перед щитом: «чистый» бросок без использования отскока от щита.

7. То же, что в упр. 6 и 7, но чередуя броски под разными углами по отношению к щиту.

8. Штрафные броски изучаемым способом.

9. Чередование дистанционных бросков изучаемым способом с различного расстояния до корзины.

10. То же, но при пассивном сопротивлении условного защитника.

11. Выполнение бросков изучаемым способом с различных дистанций в личном соревновании:

− на количество попаданий в серии бросков с одной или нескольких точек;

− количество двойных (2 подряд) или тройных (3 подряд) попаданий в серии бросков;

− максимальное количество бросков без промаха;

− быстроту достижения заданного количества попаданий;

− быстроту достижения заданного количества двойных или тройных попаданий;

− результативность бросков с «заказанных» попаданиями соперника точек: после каждого точного броска необходимо повторить результативное действие соперника с той же точки и тем же способом, невыполнение «заказа» (промах) приносит штрафное очко (игра «Минус пять»);

− количество всех точных бросков либо двойных или тройных попаданий за определенный отрезок времени;

− лучшую разность между результативными и неточными бросками в серии или в заданный отрезок времени: за каждое попадание начисляются 2 очка, за каждый промах вычитается 1 очко;

− выполнение модельных показателей результативности: каждому снайперу-сопернику задается индивидуальный уровень точности бросков, достижение которого приносит победу в состязании.

12. То же, но в командных соревнованиях на результативность бросков.

13. Выполнение бросков с места в сочетании с последующими двигательными действиями между бросками: выполнением акробатических элементов (приседаний, кувырков, переворотов в сторону и т.п.) и дальнейшим перемещением на другую точку для очередного броска; челночными рывками между указанными точками; передвижением на подбор мяча и овладением отскоком и т.п.

14. То же, но в личных и командных соревнованиях на точность бросков.

15. Сочетание разновидностей бросков с места с другими игровыми приемами нападения, предшествующими им: остановками, поворотами, финтами, ловлей и передачей мяча, ведением (по мере освоения техники игры).

8. Анализ техники ловли и передачи мяча в движении.

  1.Классификация техники в баскетболе. Техника игры - совокупность игровых приемов и способов их выполнения, позволяющих наиболее успешно решать конкретные задачи спортивного противоборства.-4

Стойка баскетболиста в момент ловли: ноги согнуты в коленях, спина прямая, голова поднята. Руки вытянуты вперёд, кисти с разведёнными пальцами образуют как бы воронку размером несколько большим, чем нужно для обхвата мяча. Мяч попадает на кончики пальцев и лишь затем на ладони. При этом руки сгибаются амортизирующим движением, гасящим скорость полёта мяча. Наиболее надёжна и проста ловля мяча двумя руками.

При ловле мяча одной рукой игрок останавливает его дальней от защитника рукой с широко разведёнными, но расслабленными пальцами. Второй рукой он подхватывает мяч, чтобы контролировать его уже двумя руками. Для быстрой передачи мяч ловят одной рукой, без поддержки другой, используя амортизирующее движение как замах для последующей передачи. После ловли надо укрыть мяч от соперника, защищая его разведёнными локтями.

Рассмотрим различные виды передач мяча в баскетболе

Передача двумя руками от груди позволяет быстро и точно направить мяч на близкое расстояние. Игрок держит мяч двумя руками перед грудью, пальцы расставлены, большие пальцы направлены назад и слегка вверх, как бы указывая друг на друга, локти близко к туловищу, туловище наклонено вперёд. Мяч выпускают из рук быстрым взрывным движением кистей, пальцев и локтей, придавая ему нужное вращение.

Передача двумя руками сверху применяется из любой точки при позиционном нападении. Кисти удерживают мяч сбоку, немного сзади, пальцами вверх, а большие пальцы сзади направлены друг к другу. Мяч поднимают точно вверх, а не назад, за голову, локти слегка согнуты, выпускают мяч быстрым, хлёстким движением кистей и пальцев с одновременным небольшим шагом вперёд.

Передача одной рукой от плеча - это наиболее распространённый способ передачи мяча на любое расстояние с минимальным временем для замаха и хорошим контролем над мячом. Руку с мячом отводят к плечу и сразу же выпрямляют с одновременным захлёстывающим движением кисти и поворотом туловища.

Передача одной рукой сверху позволяет послать мяч на дальнее расстояние даже через поднятые руки соперника. Баскетболист поворачивается боком к направлению передачи, руки с мячом отводит назад в сторону, а затем быстрым 2 маховым движением вверх по дуге доводит до вертикального положения. Мяч выпускают в тот момент, когда он оказался над головой. ловля передача мяч баскетбол

Передача с отскоком от пола. Это наиболее эффективный способ передачи мяча центровому, когда его плотно опекают. Используют её в заключительной фазе быстрого прорыва при обыгрывании защитника либо когда надо дать короткую обратную передачу игроку, выходящему к щиту. Передача похожа на пас двумя руками от груди. Мяч ударяется о пол в точке, находящейся на 2/3 дистанции от передающего до принимающего, и должен отскочить к нему на удобной для ловли высоте, лучше всего на уровне пояса. При передачах на короткие расстояния вращение мячу придавать не надо. Передачу за спиной мы чаще видим в матчах команд мастеров. Передача сложна, особенно когда её выполняют в движении. Нелегка она и для приёма, почему и чревата потерями мяча. Однако в ситуациях «два нападающих против одного защитника» она весьма эффективна. Поэтому, освоив более простые и надёжные передачи, надо попробовать овладеть ею. Передачи можно совершенствовать и без партнёра. С помощью ударов о стенку также можно осваивать любые способы передач: и стоя на месте, и передвигаясь вперёд, назад, в стороны.

9. Анализ техники ведения мяча в баскетболе.

Ведение начинается с момента выпуска снаряда и отрыва опорной ноги. Приём состоит из повторного выталкивания мяча и перемещения без него. Непосредственно ведение осуществляется последовательными толчками снаряда вперёд-вниз одной рукой или поочерёдно правой и левой. Игрок контактирует с мячом, посредством свободно расставленных в стороны пальцами, но не ладонью.

10.Остановка с мячом методика обучения

При медленном движении остановка может быть сделана при помощи большого шага одной (любой) ноги вперед для упора.

Труднее остановиться при быстром или очень быстром беге. Чтобы остановиться при быстром беге, игрок производит один, более длинный шаг и делает основной упор на ногу, первой касающуюся земли после этого шага. Вторая нога, приземляющаяся позже, закрепляет остановку и вместе с отклонением назад туловища ликвидирует опасность дальнейшего продвижения по инерции (пробежка или падение).

При очень быстром беге остановка должна проводиться прыжком с одновременным приземлением на обе полусогнутые ноги и поворотом корпуса на 90°. Игрок, кроме

поворота, должен отклонить туловище в сторону, противоположную движению. Это необходимо для преодоления инерции тела, полученной при быстром беге. Ноги после прыжка должны быть расставлены на ширину плеч и приземлиться одновременно на полные ступни со стремлением перейти на скольжение. Останавливаясь после любого темпа продвижения, баскетболист должен стремиться все время сохранять равновесие тела на обеих ногах.

11. Повороты на месте методика обучения

Повороты. В баскетболе игрок может сделать с мячом только один или два шага, после чего он должен передать мяч партнеру, бросить его в корзину или вести мяч. Сопротивление противника часто лишает игрока этой возможности. В этом случае для того, чтобы освободиться от противника, защитить мяч или бросить его в корзину, нападающий применяет поворот. Поворот производится следующим образом: баскетболист опирается на одну ногу, на которой находится вес тела, и, не сдвигая ее с места, другой ногой толчком делает поворот в любую сторону.

Основная цель поворота — освободиться от противника и уйти от него на максимально большое расстояние. Этого можно достигнуть, если поворот делается на полусогнутых ногах и толчковая нога воспроизводит движения циркуля (не поднимаясь высоко от пола, описывает дугу). Если же поворот производится на прямых ногах, то шаг «циркуля» будет настолько мал, что не обеспечит выполнения задачи — ухода от противника.

12.Выбивание, вырывание мяча, методика обучения

  1.Классификация техники в баскетболе. Техника игры - совокупность игровых приемов и способов их выполнения, позволяющих наиболее успешно решать конкретные задачи спортивного противоборства.-5

Выбивание мяча — один из наиболее часто используемых при­емов при игре в защите, позволяющий с большой эффективно­стью овладеть мячом. Особую значимость данный прием приобрел в современном баскетболе в связи с новой трактовкой отдельных пунктов правил игры, допускающих при выполнении выбивания мяча контакт с рукой нападающего.

Выбивание мяча в игре выполняют из рук соперника или при ведении мяча.

Выбивание мяча из рук соперника осуществляется, как прави­ло, после активного противодействия владению мячом за счет не­глубоких выпадов к нападающему и возвращению обратно в и.п., сопровождающихся движением вытянутой вперед рукой. В удоб­ный момент следует короткий удар по мячу сверху или снизу ки­стью с плотно прижатыми пальцами. Наиболее эффективным при­нято считать выбивание снизу в момент ловли мяча нападающим, в частности при приземлении после овладения мячом в прыжке и недостаточном его укрывании

Разновидности выбивания мяча после ведения изучаются по мере освоения в достаточной степени техники ведения мяча. Обучение выбиванию мяча из рук соперника.

1. Объяснение и показ.

2. Выбивание мяча снизу и сверху из рук неподвижно стоящего нападающего.

3. То же, но в момент ловли мяча нападающим от партнера на месте.

4. То же, что в упр. 2, но после активных выпадов и перемеще­ния в сторону мяча в ответ на его укрывание нападающим в за­данном направлении.

5. То же, но после поворотов нападающего на месте в указан­ном направлении и с заданной амплитудой.

6. Выполнение приема в момент ловли мяча нападающим в дви­жении.

7. Выполнение приема в момент опускания мяча нападающим вниз после его ловли в прыжке:

* после собственного подбрасывания мяча вверх над головой;

* после навесной передачи партнера;

* после передачи-отскока мяча от щита.

8. Выполнение приема в ситуации группового отбора: 2 х 1 и 3x1.

13.Накрывание, методика обучения

Накрывание мяча при броске может осуществляться сзади, спе­реди и сбоку от нападающего (рис. 34).

Для эффективного выполнения приема защитнику требуется выбор правильной позиции, состояние стартовой готовности его ног и рук: своевременное выпрыгивание и владение достаточно высоким прыжком в сочетании с рациональным движением рук.

Реагировать на начало броска следует по резкому выпрямле­нию ног соперника в коленных суставах. Своевременно выпол­ненный высокий прыжок позволяет защитнику опередить напа­дающего. Вытянув максимально вверх руку, он накладывает со­гнутую вперед кисть на мяч в момент его выпуска нападающим и тем самым накрывает бросок. Необходимо избегать замаха руки и ее опускания вперед.

Обучение накрыванию и отбиванию мяча при броске.

9. Объяснение и показ.

10. Многократное отталкивание подвешенного, качающегося, как маятник, мяча в прыжке средней высоты.

11. То же, но в прыжке с максимальным усилием.

12. Накрывание и отбивание мяча из различных и. п. по отноше­нию к нападающему, совершающему дистанционные броски мяча с места в медленном темпе.

13. То же, но против бросков мяча с естественной скоростью выполнения.

14. То же, что в упр. 4 и 5, но противодействуя броскам мяча с предшествующими обманными движениями.

15. Выполнение разновидностей изучаемого приема при проти­водействии способам броска мяча в прыжке с места.

16. То же, но против способов броска мяча в прыжке с предше­ствующим обманным движением.

17. То же, что в упр. 7 и 8, но после прохода нападающего с ведением мяча, остановкой и броском мяча в прыжке.

10. Выполнение изучаемых защитных приемов при противодей­ ствии броску мяча одной рукой сверху (от плеча, от головы) вдвижении:

14 вопрос. Индивидуальные действия в защите. Методика обучения.

Индивидуальные действия в защите

Основная задача игрока, действующего в защите, — «держать» противника.

Это значит: 1. Не давать противнику выходить на свободное место, где он может получить мяч, чтобы предотвратить возможность развития атаки.

2. Если игроку удалось выйти на свободное место, не дать ему получить мяч, стараясь перехватить его.

3. Если игроку все же удалось получить мяч, не дать ему бросить мяч в корзину или передать мяч, провести его или применить какое-либо другое действие. Для этого защитник стремится вырвать или выбить мяч из рук противника.

4. Если противнику удалось бросить мяч в корзину, помешать овладеть мячом, не дать ему приблизиться к щиту или вступить с ним в борьбу за мяч, отскочивший от щита.

  1.Классификация техники в баскетболе. Техника игры - совокупность игровых приемов и способов их выполнения, позволяющих наиболее успешно решать конкретные задачи спортивного противоборства.-6

Если мяч перешел в руки другого нападающего, то действия защитника начинаются сначала.

Перечень действий защитника определяет, как ему следует действовать и против игрока без мяча, и против игрока с мячом.

Рассмотрим эти действия подробнее.

Действия игрока в защите против игрока с мячом. Главная задача защиты против игрока с мячом заключается в том, чтобы не дать ему забросить мяч в корзину. Чем ближе игрок с мячом к корзине, тем он опаснее.

Это ставит перед каждым защищающимся игроком вторую задачу — не дать подопечному игроку пройти к корзине, оттеснить его из опасных зон к боковым линиям.

Обеспечив защиту от бросков в корзину, игрок должен вступить в единоборство с противником, мешая ему передать или вести мяч. Защищающийся направляет все свои усилия на то, чтобы при малейшей возможности перейти в нападение. Поэтому он должен стараться перехватить, вырвать или выбить мяч из рук противника.

Действуя против игрока, ведущего мяч, защитник стремится остановить его. Если это ему удалось и противник прекратил вести, защитник должен смело вступать в борьбу за мяч.

Действия в защите против игрока без мяча. За последнее время активность игроков без мяча в нападении значительно возросла, в связи с чем защита против них приобретает все большее значение.

Многие защитники ослабляют внимание к своему подопечному игроку, когда он остается без мяча. Это большая ошибка защитника.

Действуя против игрока без мяча, необходимо сосредоточить свое внимание на том, чтобы не упустить своего подопечного и не дать ему возможности выйти на свободное место, особенно к щиту.

Для этого игрок должен уметь остановить противника, оттеснить его из опасных зон к боковым линиям площадки.

Активные защитные действия должны быть направлены на то, чтобы локализовать игру нападающего, не дать ему возможности получить мяч, для этого защитник должен стремиться перехватить мяч.

Кроме того, защита должна бороться против заслонов.

Защитник должен своевременно заметить, когда его подопечный попытается сделать заслон и немедленно предупредить об этом партнера, а также, если нужно, принять правильное решение — поменяться с партнером, дав ему соответствующее указание об этом.

Наконец, задача защитника заключается и в том, чтобы подстраховать партнера, ведущего борьбу против игрока с мячом, и в случае необходимости прийти к нему на помощь.

Независимо от того, действует ли защитник против игрока с мячом или без мяча, он обязан стремиться захватить инициативу в единоборстве с противником.

Для этого он должен держать противника под непрерывным активным воздействием, не давая ему ни секунды передышки, все время угрожая перехватить, выбить или вырвать мяч из его рук.

Эти действия помогут защитнику навязать свою волю нападающему и вынудят его действовать так, как выгодно защитнику.

Действия игрока в защите против двух и более игроков противника. В ходе игры, особенно против команд, пользующихся в нападении быстрым прорывом, игроку в защите приходится бороться против двух и более игроков противника.

Поэтому он должен так организовать свои действия, чтобы лучше справляться с создавшейся сложной обстановкой.

Во-первых, он должен стремиться, не вступая в непосредственную борьбу за мяч, выиграть время и замедлить продвижение нападающих до подхода своих партнеров.

Для этого защитник должен закрыть кратчайший путь к щиту и отступать назад лицом к противнику в темпе, позволяющем сдержать движущихся вперед нападающих, но в то же время внимательно следить, чтобы кто-либо из нападающих не оказался за его спиной

Отступая, защитник пользуется отвлекающими действиями, заставляя противника остановиться или сделать лишние передачи, но ни в коем случае не вступает с противником в действительную борьбу.

Если кто-либо из противников все же оказался за спиной защитника, то последний должен быстро отступить назад к прорвавшемуся в тыл игроку и, не теряя из виду остальных, помешать ему получить мяч.

Защитник не может на себя взять большей задачи и совершит грубую тактическую ошибку, если в поле начнет борьбу за мяч или же будет препятствовать броску с среднего, а тем более с дальнего расстояния.

Техника зашиты. Классификация.

Основными приемами в технике защиты считаются: 1) защитная стойка; 2) передвижения; 3) приемы борьбы за овладение мячом.

Защитная стойка в практике баскетбола может быть 2-х видов:

односторонняя защитная стойка; 2) параллельная защитная стойка.

В односторонней защитной стойке одна нога выставлена вперед. В зависимости от выставленной вперед ноги стойка называется правой и левой. В параллельной защитной стойке ступни ног защитника стоят параллельно.

Односторонняя и параллельная стойки равноценны и могут с успехом применяться в игре.

Защитные стойки отличаются друг от друга глубиной посадки игрока и называются высокая, средняя и низкая.

Средняя стойка является основной и чаще всего применяется в игре. Низкая и высокая стойки являются дополнительными.

Для защитника, независимо, в какой стойке он находится, большое значение имеет положение его рук.

Мы рассмотрим три основных положения рук при защитных стойках, которые чаще всего встречаются в игре против основных действий нападающего - передач, ведение мяча, бросков в корзину и проходов.

При передаче и выходе на мяч руки защитника разводятся в стороны, создавая как бы барьер, препятствующий действиям нападающего.

Против броска в корзину одна рука поднята вверх, вторая опущена вниз, страхуя возможность прохода противника.

Против прохода противника с ведением мяча обе руки опускаются в стороны - вниз.

Кроме списанных положений рук, защитник в соответствии с действиями противника может применять и другие, наиболее отвечающие обстановке, действия.

В любых ситуациях игры защитник должен быть активным, угрожая отбором мяча.

15 вопрос. Перехваты мяча. Методика обучения

Перехват мяча в игре осуществляется при его передаче или при его ведении. Успешность перехвата мяча при передаче во многом зависит от интуиции и быстроты реакции защитника, а также от его умения правильно занимать позицию при опеке соперника.

Нападающий облегчает задачу защитнику, если ожидает посланный ему мяч на месте. В данном случае достаточно из закрытой стойки сделать шаг дальней от мяча ногой, оставляя за спиной соперника, и поймать мяч.

Защитник, владеющий достаточной реактивностью, может спровоцировать необходимую ему для перехвата передачу. Для этого он умышленно отдаляется от нападающего на 1 — 2 м, как бы притупляя его бдительность, и, находясь на согнутых ногах, смещается немного в сторону мяча, внимательно наблюдая за мячом и соперником периферическим зрением. Чтобы успешно осуществить защитное действие, важно мгновенно среагировать на выпуск мяча и резко броситься к нему. Особенно удобны для перехвата мяча длинные поперечные или продольные передачи.

В случае, если соперник стремится поймать мяч в движении, решающее значение приобретает умение защитника набрать максимальную скорость на коротком отрезке площадки. Далее достаточно плечом и руками отрезать путь к мячу опекаемому игроку и без труда овладеть им.

Обучение перехвату мяча при его передаче.

1. Объяснение и показ.

2. Повторное реагирование на перемещение мяча сменой защитной позиции:

· при опеке игрока на стороне мяча;

· при опеке игрока на дальней от мяча стороне.

3. Выполнение приема после заранее заказанной слабой передачи нападающего при держании игрока в различных позициях и ситуациях:

· нападающий ожидает передачу на месте;

· нападающий начинает движение навстречу мячу.

4. То же, но при передачах в паре заданным способом на месте и в движении.

5. То же, но в сочетании с последующим выполнением атакующих действий (по мере их освоения) в заданиях комплексного характера.

6. Выполнение приема в целом в подвижных играх: «Борьба за мяч», «Не давай мяч водящему» и т.п.

7. То же, но в игровом упражнении «1x1 с промежуточным»: защитник противодействует нападающему в заданной позиции; нападающий, передав мяч промежуточному игроку (стоящему на месте третьему игроку), стремится освободиться от опеки и получить обратную передачу; получение обратной передачи или перехват мяча дает 1 очко; игра ведется до 5 очков с последующей сменой функций игроков.

8. Выполнение разновидностей приема в сочетании с последующими атакующими действиями в условиях игрового противоборства: 2х2, 3х3 и т.д.

9. То же, но в подготовительных и учебных играх с установкой педагога.

Организационно-методические указания. 1. При обучении перехвату передачи мяча:

* предварительно разъяснить принципы позиционной игры в защите, связанные с расположением соперника и мяча: 1) при опеке игрока на стороне мяча находиться в закрытой стойке; 2) при опеке игрока на дальней стороне от мяча занимать позицию в игровом защитном треугольнике (условные вершины: «подопечный—мяч —корзина»), сместившись в сторону мяча и направляя одну руку на подопечного, а другую на мяч;

* изучение приема начинать в ситуации: подопечный неподвижно обозначает нападающего, далее продолжить в условиях пассивных действий опекаемого игрока и, наконец, в условиях, приближенных к игровым без каких-либо ограничений в действиях соперника;

* на начальном этапе обучения облегчать задачу защитника, заранее задавая направление, траекторию и быстроту полета мяча.

2. При выполнении перехвата передачи мяча:

* постоянно держать в поле зрения подопечного и мяч;

* находиться на согнутых ногах с поднятыми для игры в защите руками (состояние «сжатой пружины»);

* реагировать на подготовительное движение нападающего при замахе, а движение на перехват начинать в момент выпуска мяча;

* при опеке игрока на стороне мяча — отрезать ему прямой путь к летящему мячу спиной (на месте) или плечом и руками (в движении);

* при опеке игрока на дальней стороне от мяча — мгновенно стартовать и развивать максимальную скорость, прерывая передачу;

* после овладения мячом максимально быстро начинать атакующие действия: передачу в отрыв, скоростное ведение, проход, бросок и т. п.

Основные ошибки выполнения перехвата мяча при передаче мяча.

1. Неэффективная стойка защитника: опущены голова, руки, выпрямлены ноги, сильно наклонено вперед туловище.

2. Неправильная занимаемая защитником позиция:

игрок не перекрывает линию возможной передачи при опеке нападающего на стороне мяча;

игрок находится на линии передачи, слишком далеко от нее или за пределами игрового защитного треугольника при опеке игрока на дальней стороне от мяча.

3. Потеря контроля над игровой ситуацией: защитник поворачивается затылком к мячу или к нападающему, т. е. упускает из виду подопечного или мяч.

4. Несвоевременное начало движения на перехват: ранний или поздний старт к мячу.

5. Отсутствие опережающего соперника движения туловищем и прямыми руками для овладения мячом.

6. Медленный переход к дальнейшим действиям в нападении после овладения мячом.

Перехват мяча при ведении — более сложный по координации движений прием чем перехват мяча при передаче. Поравнявшись с нападающим сбоку, необходимо подстроиться к его ритму и скорости ведения мяча. Затем за счет неожиданного, мгновенного выхода из-за спины соперника защитник принимает отскакивающий мяч на кисть ближайшей к нему руки и, изменив направление движения, продолжает начатое им ведение мяча.

Эту разновидность перехвата следует изучать, когда занимающиеся освоили ведение мяча.

Обучение перехвату мяча при его ведении.

1. Объяснение и показ.

2. Выполнение приема на месте после одноударного ведения нападающего из положения стоя сбоку от него.

3. То же, но после многоударного ведения нападающего на месте.

4. Выполнение приема по ходу сопровождения дриблера, передвигающегося ходьбой.

5. То же, но при передвижении нападающего, ведущего мяч, бегом с заданной скоростью и в заданном направлении.

6. То же, но в сочетании с атакующими действиями после овладения мячом (по мере освоения техники нападения).

7. Выполнение приема в целом в подвижных играх и игровых заданиях, включающих противоборство защитника и дриблера.

8. То же, но в сочетании с последующими атакующими действиями в условиях игрового противоборства: 1x1,2x2, ЗхЗ и т. д.

9. Выполнение разновидностей данного приема в подготовительных и учебных играх с установкой педагога.

Организационно-методические указания. При обучении перехвату мяча при его ведении:

* предварительно научить защитника подстраиваться к нападающему сзади-сбоку, набирая одинаковую с ним скорость движения;

* приему овладения мячом вначале обучать в условиях замедленных пассивных действий «поддающегося» нападающего.

При выполнении перехвата мяча при его ведении:

* неожиданно выскакивать из-за спины дриблера;

* перехват осуществлять ближайшей к нападающему рукой в момент поднимания мяча вверх;

* овладев мячом, продолжать собственное скоростное ведение в новом направлении или мгновенно совершать другие атакующие действия по ситуации.

Основные ошибки выполнения перехвата мяча при ведении мяча.

1. Защитник уступает дриблеру в скорости движения и при попытке перехвата сталкивает его — фол.

2. Попытка овладеть мячом дальней от нападающего рукой ведет также к столкновению и персональному замечанию.

3. После овладения мячом защитник не изменяет направления движения или останавливается: создается угроза обратного выбивания мяча соперником сзади или сбоку; тормозится развитие атаки.

16 вопрос. Перевод мяча. Методика обучения

  1.Классификация техники в баскетболе. Техника игры - совокупность игровых приемов и способов их выполнения, позволяющих наиболее успешно решать конкретные задачи спортивного противоборства.-7

При ведении мяча применяются следующие переводы из одной руки в другую: с отскоком мяча спереди, с отскоком сзади, с отскоком между ног, поворотом (пивотом) на 2500 – 3600.

Перевод мяча с последующим изменением направления движения, называется кроссовером. Данный термин заимствован у американского баскетбола: cross – пересечение, перекрёстный; over – через.

ПЕРЕВОД С ОТСКОКОМ СПЕРЕДИ

Это наиболее быстрый и простой в техническом исполнении приём. Поэтому он является наиболее распространённым у баскетболистов. Недостатком является открытость мяча для защитника в процессе перевода. Эффективность перевода, зависит от скорости и убедительности выполнения всей цепочки фаз технического приёма, начиная с подготовительной и заканчивая выходом за спину защитнику.

Подготовительная фаза, данного приёма, начинается с постановкой одноимённой, со стороны ведения, ноги в сторону от защитника. Защитник вынужден будет повернуться (возможно в движении) в направлении установленной ноги

В этот момент производится толчок опорной ногой, кисть руки, ведущей мяч, захватывает его снаружи и направляет поперёк туловища к другой ноге. Другая нога выносится в противоположном направлении, по отношению к первоначальному движению. Носок стопы развёрнут по ходу движения. Мяч, после отскока от пола, захватывается одноимённой рукой

Выполняется поперечный шаг, с постановкой маховой ноги за дальнюю стопу защитника. Далее следует шаг за спину защитника. Технический приём завершён

Способы изменения направления движения и перемены рук при ведении мяча

1. Простая перемена направления. Когда защитник отступает, держась на стороне руки, ведущей мяч, дриблер должен перевести мяч на другую руку с минимальным поворотом туловища. Смена направления движения почти не нужна, поскольку дриблер находится теперь между мячом и защитником.

2. Перевод мяча перед собой с шагом в сторону. Этот способ нужно использовать в тех случаях, когда требуется более сложная тактика, чем при простом изменении направления. В тот момент, когда нога, одноименная со стороной ведения, ставится на пол, выполняется сильный толчок в сторону другой ноги; рука, ведущая мяч, слегка опускается, захватывая мяч снаружи, и посылает его поперек туловища в сторону другой руки. Если защитник близко, нужно быть очень осторожным, чтобы он не перехватил мяч или не отбил его. Прием завершается акцентированным шагом в новом направлении движения. Изменение направления движения нужно подчеркнуть, так же как и перемену руки, чтобы сбить защитника с темпа и укрыть мяч, если защитник восстанавливает позицию.

3. Ведение с поворотом кругом. Прием очень эффективен во время прохода к корзине один против одного, когда защитник занимает хорошую позицию со стороны мяча. Он также полезен в местах скопления игроков. В последнем случае требуются менее активные движения ногами, и их можно расположить ближе одну к другой, но при этом необходимо более тщательно укрывать мяч телом.

Когда правая нога ставится на пол, мяч направляется назад, к правой пятке. Шаг левой ногой делается в момент удара мячом влево за правую ногу. Выполняя поворот на левой ноге и поворачиваясь спиной к защитнику, дриблер принимает мяч на левую руку. Толчок правой ногой увеличивает скорость поворота. Туловища дриблера все время должно находиться между мячом и защитником.

4. Перевод мяча за спиной. Для отличного дриблера этот прием безопасней, чем перевод мяча перед собой с шагом в сторону, и быстрее, чем поворот, а результат достигается тот же. Дриблер посылает мяч в пол правой рукой на уровне левой ноги в тот момент, когда правая нога делает полный шаг вперед. Когда правая нога ставится на пол, а левая выходит вперед, дриблер переводит мяч за спину, заставляя его удариться об пол под левой рукой, которая продолжает ведение.

17 вопрос.Открывание в получении мяча, методика обучения

18 вопрос. Оборудование и инвентарь баскетбольных залов

Оборудование баскетбольной площадки

Стойки со щитами. Стойки могут быть деревянными или металлическими, постоянными или переносными. Однако во всех случаях они должны быть прочны и не вибрировать от ударов мяча. Современными наиболее прочными являются стойки из металлических труб .Главное их преимущество заключается в том, что их можно вынести дальше, чем деревянные, за лицевую линию. Благодаря этому игра под щитами проходит свободней и снижается количество повреждений. Кроме основных стоек со щитами, должны иметься дополнительные, переносные. Их можно устанавливать в любом месте для тренировки в бросках. Вместо стоек, могут быть только одни щиты, укрепленные на стенах. Размеры, необходимые для устройства стоек и щитов, имеются в правилах игры в баскетбол.

Тренировочный щит Щит делается из гладкого теса. Размеры щита: длина 6 м, высота 3 м. Точно посередине щита с обеих его сторон чертятся по три концентрических круга диаметром 30, 60 и 90 см. Круги эти раскрашиваются в разные цвета. С обеих сторон от кругов и на 1,5 м от краев щита рисуются человеческие фигуры 160—180 см высоты, причем желательно, чтобы одна из них была с поднятыми вверх руками. Щит предназначается для индивидуальной тренировки игроков в различных приемах передач и ловли мяча.

Деревянная переносная стойка с корзинами (рис. 99). Столб сечением 12—15 см и высотой 3,2 м укрепляется на крестовине. На высоте 3,05 м от поверхности площадки к верхнему концу столба с двух противоположных его сторон прикрепляются две баскетбольные корзины. Стойка служит для тренировки игроков в бросках без отражения мяча от щита. Стойка легко переносится и устанавливается в любом месте. У такой стойки можно работать без помехи одновременно с четырьмя игроками.

Металлическая переносная стойка (рис. 100). Основной стержень стойки и нижняя подставка могут быть любой формы и размера, желательно не более 4—5 см в сечении. Верхняя дугообразная подставка и кольцо должны быть из труб сечением 2 см. Эта стойка также предназначена для тренировки игроков в бросках. Отсутствие корзин еще более усложняет бросок. У игроков вырабатывается навык целиться на передний край кольца, что очень важно для точности попадания.

Стойка для тренировки игроков в штрафных бросках (рис. 101). Стойка представляет собой шест высотой 3,6 м, диаметром 5—6 см, укрепленный на крестовине. На верхнем конце шеста укрепляется поперечная планка длиной 0,5 м, Стойка применяется для выработки у игроков умения бросать с навесной траекторией. Особенно это существенно при тренировке в штрафных бросках.

Доска счета игры (рис. 102). Доска счета игры делается из толстой фанеры, укрепленной на постоянных или переносных подставках. Размеры доски должны быть такими, чтобы показатели были ясно видны издали. Таблички с наименованием команд, фамилиями судей и цифрами счета вырезаются из фанеры. Эти таблички могут вставляться в прорези или подвешиваться на гвозди.

Колонка счета игры (рис. 103). Колонка счета игры представляет собой деревянный ящик из фанеры не ниже 3—4 м с двумя окошками. Внутри ящика укрепляются по два цилиндрических валика с каждой стороны. От нижних валиков наружу выводятся ручки. На каждую пару валиков плотно натягивается лента из белой материи, на которой написаны цифры. Поворотом ручки лента приводится в движение, и в «окошках» происходит смена счета. Таблички с наименованием команд и фамилиями судей вставляются в специальные прорези.

Макет площадки

Макет площадки должен быть необходимой принадлежностью каждой баскетбольной секции. Устройство его несложно. На листе толстой фанеры размером 50 х 100 см наносится белой краской разметка баскетбольной площадки, обязательно в масштабе. Затем вырезается из дерева или другого материала 10 плашек диаметром 1,5 см (типа шашек), изображающих игроков, и одна диаметром 0,5 см, изображающая мяч. Для того, чтобы можно было различать команды, 5 плашек закрашиваются одним цветом, 5 — другим. Для переноски и перевозки макет можно сделать складным. Таким макетом можно пользоваться, если он лежит горизонтально. В большой группе он неудобен: не всем будет видно, что показывает тренер. Поэтому лучше поверхность макета делать из жести, а плашки намагничивать. Такой макет можно вешать на стену, так как плашки хорошо держатся.

19 вопрос. Определение понятия техника игры, значение техники и технической подготовки в общей системе подготовки баскетболистов.

Техника баскетбола — это специальные приемы — действия, необходимые для ведения игры. К основным приемам относятся передачи, броски, ловля и ведение мяча, повороты, обманные действия и передвижения. Кроме того, применяются выбивание, вырывание мяча и удары по нему руками.

Техническая подготовка - это педагогический процесс, направленный на совершенное овладение приёмами игры и обеспечивающий надёжность игровых действий спортсмена в соревнованиях [1, с. 68].

Совершенное овладение техникой игры - одна из центральных задач подготовки баскетболиста. Процесс сложный, он требует длительного времени, поэтому специализированные занятия баскетболом начинают в детском возрасте, а техническая подготовка на всём протяжении многолетней подготовки занимает большое место.

Современные тенденции развития игры обусловливают направленность технической подготовки. Выдающихся показателей можно достичь только в результате правильной всесторонней технической подготовки игроков, для чего необходимо:

-владеть всеми известными современному баскетболу приемами игры и уметь осуществлять их наиболее совершенными способами в разных условиях;

-уметь сочетать приемы друг с другом в разной последовательности и с разным количеством их в разнообразных условиях перемещения. Основных приемов игры немного. Разнообразность действий создается за счет сочетания приемов. С помощью их и изолированных приемов можно вести игру гибко и вариативно;

-владеть комплексом приемов, которыми в игре приходится пользоваться чаще, чем другим игрокам, и выполнять их с наибольшим эффектом. Острая комбинационная игра требует максимального использования индивидуальных особенностей (рост, подвижность, способность оценивать ситуации и др.) и четкого разграничения функций;

-постоянно повышать качество выполнения приемов, улучшая их общую согласованность

Основной «заказчик» уровня технической подготовки - сама игра. Поэтому весь процесс тренировки должен быть организован таким образом, чтобы поступательно повышались требования к способностям спортсмена, обеспечивающим ведение борьбы в условиях возрастающего противоборства.

Чтобы техническая подготовка на начальном этапе проходила успешно, необходимо учитывать следующее. Во-первых, баскетболисты должны овладеть рациональной, наиболее целесообразной техникой, во-вторых, эту технику надо сделать для них доступной, т.е. она должна соответствовать их возможностям. Рациональная техника игры в баскетбол доступна уже детям 10-12 лет. Для успешного обучения необходим квалифицированный отбор занимающихся. Кроме того, условиями успешного обучения являются: развитие специальных физических способностей, от которых зависит овладение техникой; умелое использование подводящих упражнений. Подводящие упражнения делают сложную технику доступной для новичков, не искажая при этом ее сущности.

В процессе совершенствования техники добиваются прочного овладения приемами игры. При этом очень важно обеспечить надежность навыков выполнения технических приемов как в обычных, так и в сложных условиях игры и соревнований. Совершенствование техники осуществляется с учетом индивидуальных морфофункциональных особенностей спортсменов, а также той игровой функции, какую они выполняют в своей команде.

Можно выделить основные факторы, обусловливающие совершенствование технического мастерства спортсменов, которые необходимо учитывать при обучении технике игры:

- Высокий уровень развития специальных физических способностей (двигательный потенциал), от которых зависит эффективность технических приемов.

- Совершенное овладение техникой всех приемов и способами их выполнения, высокая степень надежности техники в сложных условиях игры и соревнований.

- Высокий уровень овладения индивидуальными тактическими действиями при выполнении технических приемов.

- Высокая степень надежности опорно-двигательного аппарата и систем организма, несущих основную нагрузку при многократном выполнении приемов игры.

- Владение системой специальных знаний

На прочной технической основе достигается высокий уровень организации индивидуальных, групповых и командных действий.

С учетом вышеизложенного обучение приему игры происходит в такой последовательности:

1. Развитие специальных физических способностей, звеньев опорно-двигательного аппарата и тех групп мышц, которые несут основную нагрузку при выполнении изучаемого приема игры (подготовительные и общеразвивающие упражнения).

2. Овладение движениями, составляющими прием игры (подводящие упражнения).

3. Соединение «частей» (движений) в целостный акт приема игры (упражнения по технике).

4. Совершенное овладение способами реализации приема игры и умение полностью использовать высокий уровень специальных физических способностей (упражнения по технике и тактике).

5. Умение эффективно и надежно применять технические приемы и их способы в игре с учетом конкретной игровой обстановки (двусторонние игры и соревнования).

6. Владение специальными знаниями [3, с. 111].

Указанной последовательности обучения придерживаются, используя специальные -- подготовительные и подводящие -- упражнения, а также упражнения по технике и тактике. В конечном счете объединению всех компонентов способствуют специальные задания, которые ставятся перед обучаемыми в игре (соревнованиях)

  1.Классификация техники в баскетболе. Техника игры - совокупность игровых приемов и способов их выполнения, позволяющих наиболее успешно решать конкретные задачи спортивного противоборства.-8

На начальном этапе все обучаемые должны прочно освоить рациональную технику приемов игры. Средства и методы здесь универсальны для всех занимающихся.

Совершенствование (индивидуализация) техники происходит с учетом индивидуальных особенностей каждого обучаемого и его игровой функции в команде.

В итоге следует стремиться к высокому уровню всесторонней технической подготовленности спортсменов. Это предполагает формирование у обучаемых прочной основы технических приемов, устойчивой к сбивающим факторам, высокую надежность при применении основных приемов игры и, наконец, техническое мастерство применительно к игровой функции спортсмена в команде

Техника баскетбола включает в себя сложившуюся в процессе развития вида спорта совокупность приемов, способов и их разновидностей, позволяющих наиболее успешно решать конкретные игровые задачи.

Под термином «прием техники» подразумевается система движений, сходных по структуре и направленных на решение примерно одной и той же игровой задачи. Разнообразие условий, в которых применяется тот или иной прием, стимулирует формирование и совершенствование способов его выполнения

Итак, обучение техническим приёмам баскетболиста начинается с изучения основных приёмов, используемых в нападении, а затем в защите.

Таким образом, технику баскетбола подразделяют на два больших раздела: технику нападения и технику защиты. В каждом из разделов выделяют две группы: в технике нападения технику передвижения и технику владения мячом, а в технике защиты технику передвижений и технику отбора мяча и противодействия

20 вопрос. Последовательность в изучении приемов техники баскетбола

Эффективность процесса обучения технике игры в баскетбол в значительной мере зависит от умения педагога выстроить весь материал в определѐнной последовательности, соблюдая принципы преемственности в обучении и учѐта возрастных особенностей студентов.

Технике игры в баскетбол целесообразно обучать в следующей последовательности:

1. Обучение стойкам и передвижениям.

2. Обучение технике владения мячом в нападении.

3. Обучение технике противодействия и овладения мячом в защите.

4. Обучение игровым действиям в нападении и контрдействиям в защите [2].

В процессе обучения технике игры необходимо постоянно помнить о неразрывной взаимосвязи между двумя его сторонами - образованием и воспитанием, стремиться к ее реализации на каждом занятии. Здесь имеется в виду взаимосвязь между формированием двигательных навыков и воспитанием (развитием) двигательных способностей.

Так, например, на первых уроках при изучении передач мяча параллельно с освоением правильной структуры движения логично будет использовать задания для развития скоростно-силовых качеств верхних конечностей (метание набивных и теннисных мячей и т.д.). Это создаст предпосылки для дальнейшего сопряжѐнного совершенствования данного технического приѐма и специфического для него физического качества на последующих занятиях.

Обучение игровым приемам целесообразно начинать поэтапно:

1. Ознакомление с приемом.

2. Изучение приема в упрощенных условиях.

3. Углубленное разучивание приема.

4. Целостное формирование двигательного навыка.

5. Ситуационное изучение приема.

6. Закрепление приема в игре.

Обучение игровым приемам нападения. Наиболее эффективная последовательность овладение игровыми приемами нападения:

1. Основная стойка баскетболиста в нападении.

2. Остановка двумя шагами.

3. Повороты на месте и в движении.

4. Держание мяча и стойка игрока, владеющего мячом.

5. Ловля и передача мяча на месте.

6. Остановка двумя шагами с ловлей мяча после передачи.

7. Ловля и передача мяча в движении.

8. Броски мяча с места.

9. Бросок одной рукой сверху в движении.

10. Бросок одной рукой сверху после вышагивания.

11. Ведение мяча.

12. Остановка двумя шагами после Ведение мяча.

13. Бросок одной рукой сверху в движении после ведения.

14. Остановка прыжком.

15. Бросок мяча в прыжке.

16. Разновидности бросков одной рукой в движении после ведения мяча.

17. Разновидности бросков в прыжке.

18. Финты без мяча и с мячом

19. Сочетание приѐмов [10].

Приемы игры в защите направлены на противодействие владеющей мячом команде. Обучение технике защитной стойки и передвижений следует начинать параллельно с изучением техники игры в нападении. Активным приемам противодействия и овладения мячом обучают по мере усвоения студентами конкретных приѐмов нападения. Следовательно, обучению контрприемам должно предшествовать усвоение занимающимися основ технике нападения. В связи с этим целесообразно обучать:

1. Вырывание мяча после освоения держания и ловли.

2. Выбиванию мяча после освоения ловли, передачи и ведения.

3. Перехватам мяча после освоения ловли, передачи и ведения.

4. Накрыванию и отбиванию мяча после освоения бросков.

5. Взятию отскока на своѐм щите после освоения бросков и добивания [2].

21 вопрос.Требования к местам занятий, инвентарю и оборудованию по баскетболу

Баскетбольный щит должен быть изготовлен из соответствующего прозрачного материала (предпочтительно - закаленного небьющегося стекла), представляющего собой монолитный кусок. Если он изготовлен из другого непрозрачного материала, то должен быть выкрашен в белый цвет. Размер щита должен быть 1,80 м по горизонтали и 1,05 м по вертикали. Нижняя часть щита должна быть гладкой. Щит должен жестко монтироваться к стене или к опоре и выступать от лицевой линии на 1,20 м. Кольца должны иметь диаметр 45 см и быть окрашены в оранжевый цвет. Приспособления для крепления сеток не должны иметь острых краев и щелей.

Баскетбольный мяч должен иметь сферическую форму и вес не менее 567 г и не более 650 г. Он должен быть накачан до такой степени воздушного давления, чтобы при падении с высоты 1,80 м, измеренной от нижней поверхности мяча, отскакивал на высоту, измеренную до верхней поверхности мяча, не менее 1,20 м и не более 1,40 м.

22 вопрос.Техника передвижений в баскетболе.Методика обучения приставному шагу

Обучение передвижениям приставными шагами:

1. Объяснение и показ.

2. Выполнение приема в соответствующих стойках защитника: вперед, назад, в сторону по разделениям (с подсчетом педагога).

3. Выполнение разновидностей приема в целом при прямолинейном движении.

4. То же, но в сочетании со скрестным шагом-скачком по ходу передвижений или в их завершение.

5. То же, что в упр. 3 — 4, но с изменением направления движения по ориентирам (разметка площадки и т. п.).

6. То же, но чередуя направление и способы передвижений на отдельных участках площадки.

7. То же, но по звуковым и зрительным сигналам.

8. То же, но с изменением скорости перемещений.

9. Челночные перемещения в стойках защитника по ориентиам с изменением направления и скорости движения.

10. Зигзагообразные перемещения вдоль площадки в коридоре шириной 2,5 — 3 м. с касанием ограничительных линий ближней о отношению к ним рукой.

11. Выполнение разновидностей приема в целом в ситуации противодействия пассивным перемещениям нападающего без мяча с мячом.

12. То же, но в ситуациях активного противоборства с нападащим, владеющим мячом, в игровых заданиях: «1x1 в коридоре», «2х1 по всей площадке» и т.п.

13. Выполнение разновидностей приема в различных сочетаниях с другими способами передвижений в эстафетах и подвижных играх: «Не пропусти дриблера», «Вратарь» и т.п.

14. То же, но в условиях игрового противоборства на одну или две корзины: 1x1, 2x2, 3x3 и т.д.

15. Воспроизведение вариантов передвижений в сочетании с другими защитными приемами (по мере освоения техники защиты) в подготовительных и учебных играх.

Организационно-методические указания.

1. Выполнение приема по разделениям осуществлять с использованием фронтального или проходного метода по команде педагога: «И — раз, и — два» (на «и» — переступанием отставить одну ногу, на «раз» — прийти в и.п., приставляя другую, и т.д.).

2. В качестве ориентиров для смены направления и скорости передвижений использовать разметку площадки: трехочковую дугу и т.п.; в качестве звуковых сигналов — свисток, хлопок в ладони, голос педагога или партнера; а в качестве зрительных — различное положение рук педагога или мяча, начало движения партнера, соперника или мяча.

3. При выполнении разновидностей передвижений приставными шагами в целом:

· начинать движение из соответствующей стойки защитника: вправо или влево — из параллельной стойки; вперед или назад — из стойки с выставленной вперед ногой;

· первый шаг осуществлять впередистоящей по направлению движения ногой;

· после выполнения приставного шага приходить в устойчивое двухопорное положение, соответствующее исходной стойке защитника;

· передвигаться на согнутых ногах без чрезмерного закрепощения, массу тела располагать на передней части стоп;

· «скользить» по площадке без подпрыгиваний и вертикального колебания общего центра тяжести;

· смотреть перед собой; сохранять положение головы, туловища, рук, характерное для данной стойки защитника.

4. При выполнении скрестного шага-скачка:

· в и. п. находиться на согнутых и «заряженных» ногах, обеспечивающих последующий взрывной характер отталкивания;

· своевременно и быстро начинать отталкивание, упреждая действия соперников;

· совершать «стелющийся» скачок на согнутых ногах, без зна¬чительных колебаний над площадкой общего центра тяжести;

· максимально быстро приходить в устойчивое двухопорное положение в готовности к дальнейшим защитным действиям; со¬хранять оптимальную дистанцию с опекаемым нападающим пос¬ле приземления (не нарушать правила блокировки).

5. При противодействии нападающим ориентировать занимающихся на своевременное начало движения и сохранение необходимой дистанции: игрока без мяча на стороне мяча опекать плотно; игрока с мячом, не использовавшего ведение, держать на дистанции вытянутой вперед руки, как и дриблера.

6. Для закрепления техники передвижений включать сочетания их разновидностей в эстафеты и подвижные игры: «Салки», «Пятнашки с мячом» и т. п., регламентировать и постепенно увеличивать активность противодействия в парах.

7. В подготовительных и учебных играх требовать от занимающихся воспроизведения сочетаний передвижений, адекватных занимаемой защитной позиции и конкретным игровым ситуациям.

Основные ошибки при выполнении передвижений приставными шагами.

1. Нерациональное положение звеньев тела в и. п. или после приставного шага: опущена голова или руки, туловище сильно наклонено вперед или назад; полностью выпрямлены ноги.

2. Передвижения осуществляются на всей стопе, а не на передней ее части: игроку приходится тратить дополнительное время для начала или возобновления перемещений.

3. Большие колебания (вверх-вниз) общего центра тяжести: игрок подпрыгивает, а не «скользит» по площадке.

4. Скрещивание ног: игрок начинает приставной шаг дальней по направлению движения ногой, что ведет к приходу в неустойчивое положение и последующему позиционному проигрышу нападающему.

5. Потеря равновесия: стопы после выполнения приставного шага располагаются слишком близко друг к другу или приставляющаяся нога переставляется за вышагивающую.

23 вопрос. Средства и методы обучения в баскетболе

  1.Классификация техники в баскетболе. Техника игры - совокупность игровых приемов и способов их выполнения, позволяющих наиболее успешно решать конкретные задачи спортивного противоборства.-9

Современный специалист физической культуры должен иметь глубокие общие и специальные знания и в совершенстве владеть методологией и технологией профессиональной деятельности.

Теоретическая подготовка требует, прежде всего, умения ориентироваться в специальной терминологии, разбираться в сущности базовых понятий. В этой главе даны краткая характеристика-дидактических принципов, средств и методов, описание закономерностей обучения основным техническим приемам игры в баскетбол.

Процесс обучения опирается на некоторые общие положения — принципы, которые отражают закономерности педагогического процесса и в связи с этим носят обязательный характер при решении образовательных и воспитательных задач. К основным принципам обучения относятся: принцип сознательности и активности, принцип наглядности, принцип доступности и индивидуализации, принцип постепенности, принцип систематичности и пос-ледовательности.

Принцип сознательности и активности при обучении навыкам игры в баскетбол подразумевает:

* осмысление и понимание занимающимися сущности и сложной структуры изучаемого технического приема или тактического действия;

* самоанализ качества решения двигательной задачи с последующей корректировкой своих действий при их повторном воспроизведении.

Результативности обучения способствует активное, заинтересованное отношение занимающихся к расширению своего двигательного потенциала. Видимых успехов может достичь только тот ученик, который знает, чего хочет, и целенаправленно стремится к этому. Следовательно, задача педагога — разбудить у своих воспитанников потребность к физическому совершенствованию.

Принцип наглядности предполагает создание у учащихся четкого представления об изучаемом материале на различных этапах его освоения, базируясь на визуальном восприятии разнообразных действий.

Кроме традиционного объяснения и показа упражнений педагогом или использования наглядных пособий в виде плакатов, фотографий, рисунков и т.п. для данного принципа незаменимы современные технические средства, включая видеоматериалы и компьютерные технологии. Они значительно расширяют возможности демонстрации лучших образцов техники и тактики игры в баскетбол.

В дальнейшем акцент смещается в сторону создания двигательного образа. Главенствующая роль на этом этапе отводится вестибулярному аппарату и рецепторам мышц. Соответственно ведущими средствами становятся физические упражнения во всех возможных вариациях.

Принцип доступности и индивидуализации основывается на предварительной оценке педагогом исходного уровня подготовленности и индивидуальных возможностей воспитанников с последующим подбором посильных заданий согласно общим закономерностям обучения и воспитания. Трудности в обучении должны быть преодолимы для ученика, а его учебная деятельность — приносить ощутимый для него результат в усвоении материала.

Подбор и конструирование тренировочных и игровых упражнений, требующих взаимодействия занимающихся в пространстве и времени, также должны базироваться на учете достигнутого уровня развития физического, технического и тактического потенциала вовлеченных в них участников.

Только в высшей степени согласованные действия занимающихся обеспечивают эффективность этих средств комплексного характера.

Принцип постепенности органически связан с предыдущим принципом и формулируется в виде методологического правила: «от простого — к сложному, от легкого — к трудному». Его реализация обеспечивает нефорсированное усложнение программного материала с тенденцией к расширению технико-тактического арсенала занимающихся и дальнейшему его усложнению.

Игровые приемы, усвоенные автономно, затем совершенствуются в сочетании и в вариативных условиях, постепенно приближаемых к игровым. Противодействие изменяется от пассивной до активной формы. Принцип систематичности и последовательности требует четкого планирования и регулярности в обучении; соблюдения логикой игры. Новый материал должен опираться на ранее усвоенный. Отсутствие системности в занятиях ведет к угасанию двигательных навыков и полученных знаний.

Все перечисленные принципы обучения тесно переплетаются в практической деятельности. Ни один из них не может эффективно реализовываться вне связи с другими. Единство, взаимообусловленность и взаимодополняемость принципов — основа их действенности на занятиях по баскетболу.

24 вопрос. История возникновения и развития баскетбола в России

История возникновения и развития баскетбола в России

В Россию баскетбол пришел спустя пятнадцать лет после своего рождения. Б декабре 1906 года члены петербургского спортивного общества «Маяк» создали первые баскетбольные команды. С годами их число увеличилось, и в марте 1909 года «Маяк» разыграл кубок общества.

Первый всесоюзный чемпионат баскетболистов состоялся в августе 1923 года. Победили мужская команда Москвы и баскетболистки Петрограда.

Всесоюзная секция была принята в Международную любительскую федерацию баскетбола (ФИБА) только в 1947 году. В том же году сборная мужская команда СССР завоевала в Праге почетный титул чемпиона Европы!

Наши баскетболистки участвовали в восьми континентальных чемпионатах. Восемь стартов — семь побед, таков актив сборной СССР. На мировом первенстве 1957 года они довольствовались Серебряными медалями, уступив золотые американкам.

Зато в последующих продемонстрировали высший класс и заслуженно были увенчаны почетными лаврами. Произошло это в 1959 году в Москве и в 1964 году— в далеком Перу.

Значительно приумножила свои успехи после 1947 года мужская сборная команда советских баскетболистов. Девять раз выступала она в чемпионатах Европы и лишь однажды, в 1955 году, упустила победу. «Серебряной командой» окрестили сборную СССР на олимпийских турнирах. В Хельсинки, Мельбурне, Риме и Токио она неизменно занимала вторые места.

Блестящим было первое выступление советских баскетболистов на III чемпионате мира, проходившем в январе 1959 года в Чили. Дебютанты провели все матчи без единого поражения! К сожалению, большая победа была, по существу, украдена. По инициативе реакционных элементов советские спортсмены были лишены высокого чемпионского титула только за то что они категорически отказались встретиться с чанкайшистами, незаконно допущенными к турниру.

Как показал хронометраж, за время игры баскетболист в общей сложности преодолевает расстояние до 5 километров.

Прессинг (давление) — один из видов защиты. При нем каждый игрок защищающейся команды «опекает» подопечного не только на своей, но и на чужой стороне площадки.

Ничьих в баскетболе не бывает. При ничейном счете назначаются волнительные пятиминутки — до тех пор, пока одна из команд не выйдет вперед.

В 1891 году в Соединенных Штатах Америки молодой преподаватель, уроженец Канады, доктор Джеймс Нейсмит, пытаясь “оживить” уроки по гимнастики, прикрепил две корзины из-под фруктов к перилам балкона и предложил забрасывать туда футбольные мячи. Получившаяся игра лишь отдаленно напоминала современный баскетбол. Ни о каком ведении даже речи не шло, игроки перекидывали мяч друг другу и затем пытались закинуть его в корзину. Побеждала команда, забросившая большее количество мячей. Через год Нейсмит разработал первые правила игры в баскетбол. Первые же матчи по этим правилам вызвали и первые их изменения. Постепенно баскетбол из США проник сначала на Восток – Японию, Китай, Филиппины, а потом в Европу и Южную Америку. Через 10 лет на Олимпийских играх в Сент-Луисе американцы организовали показательный тур между командами нескольких городов. В 1946 году возникла Баскетбольная ассоциация Америки (БAA). Первый матч под её эгидой состоялся 1 ноября того же года в Торонто между командами Toronto Huskies и New York Knickerbockers. В 1949 году, ассоциация объединилась с Национальной баскетбольной лигой США, в результате чего была образована Национальная баскетбольная ассоциация (NBA). В 1967 году, была создана Американская баскетбольная ассоциация, которая долгое время пыталась составить конкуренцию NBA, но спустя 9 лет объединилась с ней. На сегодняшний день NBA является одной из наиболее влиятельных и известных профессиональных баскетбольных лиг в мире. В 1932 году основана Международная федерация любительского баскетбола. В состав федерации вошли 8 стран: Аргентина, Греция, Италия, Латвия, Португалия, Румыния. Швеция, Чехословакия. Исходя из названия, предполагалось, что организация будет возглавлять только любительский баскетбол, однако, в 1989 году, профессиональные баскетболисты получили допуск к международным соревнованиям, и слово «любительский» было изъято из наименования. Самый первый международный матч состоялся в 1904 году, а в 1936 году баскетбол попал в программу летних Олимпийских игр.

25. История возникновения баскетбола и развитие игры в России.

В начале ХХ века в Россию приехал богатый американец Джеймс Стокс. Он приехал, получив известие о гибели двух его сыновей в горах Кавказа. В память о них, на пожертвования Стокса, в Петербурге было организованно «Общество физического и нравственного воспитания молодежи» – «Маяк», в котором уже в 1902 году начали играть в баскетбол по американским правилам. Для «Маяка» был построен благоустроенный спортивный зал, в нем для баскетбола была размечена площадка и повешены щиты с кольцами и сетками, как это делается сейчас.

В 1906 году спортивное общество «Маяк» организовало первую баскетбольную команду.

В 1909 году шесть лучших команд разыграли Кубок общества «Маяк». Кубок достался команде «Лиловых», которую возглавлял Степан Васильевич Васильев, один из лучших гимнастов «Маяка», впоследствии «дедушка русского баскетбола» заслуженный мастер спорта СССР.

Из «Маяка» в 1910 году баскетбол проник в «Общество телесного воспитания» – «Богатырь» – крупнейшее общество России, в котором работали ведущие ученые того времени в области физического воспитания. В этих двух организациях впервые привился баскетбол.

В 1913 году в Петербурге были изданы первые правила игры.

В 1916 году опубликовано достаточно подробное описание игры под названием «мяч в корзину».

Развитие баскетбола в России и ссср до 1941г.

Свое настоящее призвание и развитие баскетбол получил лишь после Великой Октябрьской социалистической революции.

Большое влияние на развитие игры оказали окружные управления Всеобуча. В 1920 году баскетбол вводится как самостоятельный предмет в физкультурных учебных заведениях.

В 1923 году на первом Всесоюзном празднике физкультуры провели турнир баскетболистов, который принято считать первым первенством страны.

В 1923-28 годах начала формироваться советская школа баскетбола. В эти годы ведутся поиски наиболее эффективных методов подготовки команд, новых технических приемов и форм ведения игры и к 1941 году, по сути дела, завершилось становление отечественной школы баскетбола. Были введены новые правила игры, которые во многом совпали с международными, усилилась учебно-методическая работа.

Великая Отечественная война нарушила мирную жизнь нашей страны.

Развитие баскетбола после Великой Отечественной войны

В 1947 году Всесоюзная секция баскетбола вступила в члены Международной федерации баскетбола, и советские баскетболисты получили право участвовать во всех международных соревнованиях, организуемых ФИБА. В том же году мужская команда СССР впервые приняла участие в Чемпионате Европы, завоевала звание чемпиона. Результатом первенства Европы доказали, что советские баскетболисты достигли уже высокого уровня спортивного мастерства.

Наступательный характер ведения игры, опирающейся на коллективность действия, рациональную технику и разностороннюю физическую подготовку игроков, подтвердил правильность избранного направления советской школы баскетбола.

Своеобразную революцию произвело появление бросков в прыжке и одной рукой.

Женская сборная СССР в 1950 году впервые участвовала в чемпионате Европы и завоевала I- место.

Мужская сборная в 1952 году стартовала на XV Олимпийских играх в Хельсинки. Советские баскетболисты одержали победу над сильными командами Бразилии, Уругвая, Чили, оставили позади себя все европейские команды и завоевали второе место.

В 1976 году женский баскетбол был впервые представлен на Олимпийских играх.

После Олимпийских игр в Сеуле большинство игроков уехало за рубеж. Этим фактом и объясняется снижение уровня мастерства и результатов наших сборных и клубных команд по баскетболу в период 1989-92 годах. Но баскетбол не стоит на месте.

В настоящее время появляется профессиональное отношение к баскетболу, команды находятся на самоокупаемости и федерация баскетбола стремится повысить интерес к баскетболу. Появились игроки, которые достойно представляют Российский баскетбол на международной арене: Андрей Кириленко, Василий Карасев, Сергей Панов, Елена Баранова, Наталия Засульская и др.

26. Характеристика физических качеств в баскетболе.

Современный баскетбол предъявляет высокие требования к уровню физической подготовки спортсменов.

В баскетболе необходимы такие качества как гибкость, сила, быстрота, выносливость, координация, ловкость.

Быстрота - это способность игрока выполнять свои действия в кратчайшие промежутки времени. Развитию быстроты следует постоянно уделять внимание на тренировках. Такие тренировки особенно необходимы игрокам высокого и сверхвысокого роста, так как от природы гигантам обычно достается мало быстроты. Известно, что тренировки с отягощением способствуют повышению быстроты движений, развивают мышечную силу, улучшают координацию, что важно в первую очередь для центровых. Однако необходимо помнить, что применяющиеся в основном для укрепления связок изометрические упражнения противопоказаны для развития быстроты: мышцы теряют эластичность, их сокращения замедляются. Этот метод развития скоростных качеств включает работу в зале с мячами и тренировки на стадионе.

Ловкость - это способность быстро координировать движения в соответствии с меняющейся игровой ситуацией. Это самое общее определение, поскольку ловкость - комплексное качество, в котором сочетаются проявление быстроты, координации, чувства равновесия, пластичности, гибкости, а также овладение игровыми приемами. Если же попытаться дать более узкое, специальное определение, то можно сказать, что ловкость - это умение быстро и точно выполнять сложные по координации движения. Различают прыжковую ловкость, акробатическую, скоростную и др. Развивать ловкость следует с 6-8 лет, и работать над этим качеством постоянно, вводя в тренировочный процесс все новые, более сложные упражнения. Центровым и всем высоким игрокам, не наделенным от природы непринужденностью движений, быстротой и координированностью, необходимо овладеть этими приемами и постоянно их совершенствовать. Хотя сама игра во многом способствует развитию координации и ловкости, тем не менее, без специальных упражнений обойтись трудно. Обычно при работе с высокими игроками применяют комплекс разминочных упражнений, направленных на растягивание всех групп мышц и подготовку суставов к работе. В начале разминки игроку, сидящему на полу с широко разведенными ногами, следует помогать доставать головой колени, локтями - пол. Эту помощь могут оказывать тренеры, массажист, врач команды или игроки, если упражнения выполняются в парах. Следующие разминочные упражнения игроки выполняют стоя: прогибаются назад, доставая руками пятки.

Игрок, умеющий своевременно и быстро выпрыгивать, имеет больше шансов выиграть борьбу "на втором этаже". Известно, что сила и высота прыжка во многом зависят от силы и мощности икроножной мышцы, голеностопного и коленного суставов. Развивая прыгучесть, следует, прежде всего, укрепить голеностопный сустав, сделать его сильным, эластичным, способным противостоять травмам. Укрепив голеностопный и коленный суставы, можно наращивать интенсивность прыжковых упражнений. Методика тренировки прыгучести претерпела изменения в связи с ускорением всех стадий игры. Прыжки из низкой баскетбольной стойки не приносят успеха: на выпрямление, сгибание ног в коленном суставе затрачивается драгоценное время, и зачастую мяч достается сопернику с более "заряженной" стопой и менее согнутыми в коленных суставах ногами.

Баскетбол становится все более контактной силовой игрой. Около 70% всех движений баскетболиста носит скоростно-силовой характер. Это требует от игроков, особенно центровых, специальной физической подготовки. Они должны обладать взрывной силой - способностью проявлять свои силовые качества в кратчайший промежуток времени. В баскетболе это рывки, прыжки, быстрый пас, борьба на щите, контратаки. Сильных от природы людей мало; сильными становятся, выполняя специальные упражнения. Специфика силовой подготовки центровых состоит в том, что вначале необходимо создать базу, фундамент для наращивания силы, а затем постоянно ее накапливать. Абсолютная сила - это предельная сила данного игрока при выполнении движения, без учета его собственного веса. Относительная сила - это сила в соотношении с весом игрока. Как правило, высокорослые игроки предрасположены к искривлениям и деформациям позвоночника. Поэтому им особенно необходимо создать мышечный корсет, поддерживающий позвоночный столб, и укрепить мышцы живота. Только после этого можно переходить к тренировкам с тяжелым весом.

  1.Классификация техники в баскетболе. Техника игры - совокупность игровых приемов и способов их выполнения, позволяющих наиболее успешно решать конкретные задачи спортивного противоборства.-10

СЛЕДУЮЩУЮ ЧАСТЬ "ТАКТИКА БАСКЕТБОЛА" найдешь в другой статье.