Найти в Дзене
Философия жизни с IT

Я тоже коплю на "черный день". Но эта история меня задела

Да как без запаса? Все мы биты нашей действительностью. И сбережения теряли в перестройку, и без работы сидели, и "колымить" ездили. В большинстве своем жили не просто и к своей заработанной копеечке очень уважительное отношение имеем.

И все стараемся скопить на "случись что", на "черный день". Да как без этого? Но где проходит граница разумных сбережений и начинается крайняя степень скупости, даже по отношению к себе?

Изображение из Яндекс.Картинки
Изображение из Яндекс.Картинки

Вот реальная история родственницы моей подруги. Нина Николаевна, это её тетушка. Мы проводили её на прошлой неделе, ей было 87 лет.

У Нины Николаевны своих детей не было, по болезни. Всю жизнь они с мужем жили одни, работали, он - инженер на заводе, она в районо, инспектор. И всю жизнь Нина боялась старости. Одинокой и нищей.

Поэтому и одевалась скромно, золотых украшений не покупала, меховой шубы не имела. А откладывала "на черный день".
- "Пригодится, запас не тянет." Так она всегда говорила.

Я даже не помню, чтобы она носила какие-то новые или модные вещи. Хотя Таня, племянница, бывало привозила на праздник то кофточку из Югославии, то шарфик из Москвы. Тогда у нас в провинции ничего ж не было. Но Нина не носила, а бережно складывала в шкаф. "Потом, пусть пока полежит. Настанет еще время".

Какое время настало в 90-е и нулевые, это все помнят. Но это только уверило Нину Николаевну, что нужно "копить на черный день".

"А кто мне что задаром сделает? Вот и буду платить. А потратить всегда успею."

Муж ушел первым. И сбережения не помогли. Деменция, онкология. Лечение получали в больнице, по квоте, раз в два месяца плановая химия. Город областной, лечение бесплатное.

После этого Нина Николаевна сильно сдала здоровьем. Но и тут отказывалась потратить на вызов платного врача или на медсестру. Ходит по дому в стареньких брюках мужа и залатанной кофточке, но запасов не трогает.

Еще одна беда подкралась - обустройство быта. Нужно бы окна заменить, канализацию и водпроводные трубы. А еще бы хорошо вместо ванны, в которую уже нет сил залезть, поставит душевую кабину. Да и машинка стиральная новая была бы очень кстати. Но узнав стоимость, Нина Николаевна решительно отвергла всё.

Таня, племянница, уже и рукой махнула - "Живи как хочешь!"
Приедет, привезет продукты, заберет белье в стирку. Пол протрет раз в неделю. Жалко тетю, но силком ведь не принудишь.

Ушла Нина Николаевна тихо, без тяжелой болезни. Стала угасать и угасла.

Полная стенка добра осталась. И кофты, поеденные молью, и пожелтевшие от долгого лежания льняные простыни-скатерти. А еще остались вклады в Сбербанке. И их сумма покрыла бы на 3 раза и ремонт и санаторий 2 раза в год.

И зачем всё это было? Где же та грань разумная между запасом и скупостью себе в ущерб.

А я сейчас про себя. Пришла моя очередная пенсия. И я привычно делю. Первое - квартплата, второе - на еду, потом - лекарство. И остается совсем мало - отложить на "черный день". И сразу ловлю себя на мысли - "Тетю Нину помнишь?"
Решила, не буду копить просто "на всякий случай" - нужно сменить стирльную машину.