Уже несколько лет кинематограф и художественная литература держат курс на сильную героиню. Воительница, спасающая империи, шпионка, начальница, стерва, глава государства. Тренд пришел на смену магам и мальчикам, которые выжили. Конечно, связан с феминизмом, но не в этом суть - я сегодня не о причинах возникновения тренда (хотя тема тоже интересная), а о его последствиях и понимании.
Суть в том, что читатель, как наш, так и западный, не видит разницы между сильной героиней как архетипом и т.н. Мэри Сью. На одной из встреч у меня спросили, в чем разница.
Само разделение мне показалось очевидным, но, приглядевшись к отзывам, я обнаружила, что даже блогеры и читатели, считающие себя знатоками по факту путаются в понятиях.
Примечательно, что вопросом Мэри Сью как популярного архетипа озадачились и в западной литературе и критике, отмечая, что читатель неправомерно путает архетип сильной героини и архетип мэри сью. Чтобы разобраться, нужно смотреть в корень.
Мэри Сью - архетип женской героини с гипертрофированными прелестями, в которую все влюбляются, которой неправдоподобно везет и победа достается одной левой, без видимых сложностей и препятствий.
Сильная героиня идет к финалу, преодолевая невзгоды, через точку, называемую в теории литературы как "Крах главного героя". Это точка, которая предвосхищает кульминацию. В ней героя понимает, что остается один на один с бедой, что может не выжить и завтра для него может не наступить. Он готов к жертве. Классика - Гарри Поттер в волшебном лесу, выбрасывающий Оживляющий камень и шагающий на верную смерть от рук Воландеморта.
Итак. Отличие первое - наличие точки Крах главного героя как поворотной в сюжете и характере героини. Если такая точка есть, то вы имеете дело точно не с Мэри Сью.
Мэри Сью - героиня фанфиков, то есть сюжетов, возникший на основе авторского мира. Чаще всего это созданные фанатами какого-то литературного произведения сюжеты, в которые вплетается новый герой (героиня), представляющий автора фанфика как героя полюбившегося мира. Естественно, такой герой должен быть круче главных героев, естественно, в него все влюбляются, он самый талантливый и всех спасает. Это фантазия почитателя мира-первоисточника.
Сильная героиня - героиня уникального мира с самостоятельной сюжетной линией и аркой персонажа (кривая ее роста).
Итак, второе отличие - мир, в котором существует героиня. Если он самостоятельный и уникальный, то речь идет об архетипе Сильная героиня. Если - вытянут из известного фэндома, то Мэри Сью.
При всем при этом, мнение читателя, что Мэри Сью - это что-то из разряда позорища и "фи-такими-быть" не верно - они могут быть милыми, могут создавать забавные коллизии и помещаться в известный мир достаточно органично.
Как часто вы встречали Мэри Сью в литературе? Как думаете, это все-таки она, или Сильная героиня?
#евгения кретова #тренды #писательское мастерство #писательский блог #мэри сью #фанфик #литература
Подписывайтесь на канал : увлекательные истории, новости литературы, презентации книг и серий, авторский взгляд и писательское закулисье, а также заметки бывшего юриста - все это найдете на моем канале. 📕 Путеводитель по каналу
_________________________
Мои книги в книжных магазинах: Book.24 , Лабиринт , Озон , ЛитРес , Storytel , wildberries , my-shop .