120 подписчиков

Не слушайте вырожденцев

Поскольку будущего не видно, а настоящее безрадостно, то люди всегда с грустью и тоской вспоминают о прошлых временах: о том, «как было когда-то». Разумеется, что когда-то было лучше. Почитайте, например, на досуге «О граде Божьем» блаженного Августина (†430).

Миниатюра мэтра Франсуа из сочинения св. Августина «Град Божий». 1475-1480, Национальная библиотека, Копенгаген
Миниатюра мэтра Франсуа из сочинения св. Августина «Град Божий». 1475-1480, Национальная библиотека, Копенгаген

На развалинах рухнувшей империи язычники обвиняли христиан в том, что это они «все развалили». Блаженный Августин последовательно опровергает доводы своих оппонентов: во-первых, задолго до появления христианства страна погрязла в роскоши, разврате и междоусобицах (что, собственно, и предопределило крах), а во-вторых, не надо идеализировать: и прошлое не было таким красивым, как теперь о нем вспоминают. По большому счету, Римская республика никогда не была республикой, и никакой справедливости не было и тогда: “Но истинной справедливости нет нигде, кроме той республики, Основатель и Правитель которой – Христос, если эту последнюю угодно будет называть республикой, так как нельзя отрицать, что она – народное дело (лат. res publica, «народное дело» – S.L.). Но поскольку в нашем случае это может показаться необычным, то скажем так: истинная справедливость существует только в том граде, о котором Писание говорит: «Славное возвещается о тебе, град Божий» (Пс.86)”

Понять общую мысль Августина поможет и следующий фрагмент: «Итак, при отсутствии справедливости, что такое государства, как не большие разбойничьи шайки; так, как и сами разбойничьи шайки есть не что иное, как государства в миниатюре. И они также представляют собою общества людей, управляются властью начальника, связаны обоюдным соглашением и делят добычу по добровольно установленному закону. Когда подобная шайка потерянных людей возрастает до таких размеров, что захватывает области, основывает оседлые жилища, овладевает городами, подчиняет своей власти народы, тогда она открыто принимает название государства, которое уже вполне присваивает ей не подавленная жадность, а приобретенная безнаказанность. Прекрасно и верно ответил Александру Великому один пойманный пират. Когда царь спросил его, какое право имеет он грабить на море, тот дерзко отвечал: «Такое же, какое и ты: но поскольку я делаю это на небольшом судне, меня называют разбойником; ты же располагаешь огромным флотом, и потому тебя величают императором».

Поэтому: «Не слушай своих вырожденцев, отвлекающих тебя от Христа и жалующихся на якобы дурные времена: они желают таких времен, которые не столько обеспечивали бы спокойствие жизни, сколько безопасность их распутства».

Протоиерей Сергий (Лепин)

P.S. Друзья, если вы хотите видеть материалы моего блога, то в левой стороне надо поставить лайк, а по-другому – палец вверх. Также вы можете подписаться на мой блоги в Яндекс Дзен​ «зАписки странника»​ и​ «Церковь и Мир», оставлять комментарии и поделиться этой статьей в соцсетях.