Найти тему

Одного ремонта мало: что нужно современным школам?

Старая школа хорошо готовила детей к работе внутри бюрократической системы: выполнять поставленные задачи и следовать заданному пути. Их учили читать, писать, считать — отличная база, но её мало для современного мира.

Что нужно школе будущего? Первый зампредседателя комитета Госдумы по науке и высшему образованию
Ксения Горячева обсудила это с учителями и руководителями тюменской школы №48. Люди на местах знают о проблемах лучше самых опытных экспертов.

В школе №48 есть все условия для обучения детей с особенностями развития: молодые преподаватели, самоуправление, экозоны и даже электронные классные уголки. Здесь детям стараются дать свободу. Как отметила Ксения, если ты можешь подвинуть свою парту и развернуть, как тебе удобно, то и в жизни сможешь так поступать.

Одного оборудования мало, чтобы подготовить детей ко взрослой жизни. Сегодня школьник, который хочет стать успешным, должен владеть гибкими навыками. Например, критически мыслить, презентовать себя, владеть эмоциональной и цифровой грамотностью. Это компетенции третьего тысячелетия.

Единый госэкзамен стоит на пути развития навыков будущего. Он отлично выполняет роль социального лифта, но не очень полезен в проверке знаний. Редко встречаются форматы ЕГЭ с открытыми задачами. Чаще детей учат заполнять тесты. Поможет ли им это, когда они станут взрослыми? Вряд ли.

Школам не хватает свободы, чтобы давать действительно полезные знания. В нашей программе мы показываем, что школа — не просто «образовательная услуга». Она должна готовить детей к жизни. Важно не только обучение, но и воспитание. Наша реформа образования призвана ответить на этот запрос.

Когда-то было принято видеть в стремлении к свободе анархизм. Это крайность, которая далека от реальности. Опыт тюменской школы показывает, как важно давать больше самостоятельности. И тогда учителя воспитают независимых детей, которым будет легче реализоваться во взрослой жизни и стать творцами своего успеха.